НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 № А56-13035/2018

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 апреля 2018 года Дело № А56-13035/2018

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Мартыновой Е.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук

заинтересованное лицо: Государственное учреждение Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ(Филиал №30),

третье лицо: Межрайонная инспекция ФНС России № 16 по Санкт-Петербургу

об оспаривании решения от 07.11.2017 №1137 с/в

при участии

- от заявителя: Маклашевских Ю.Н. по доверенности от 29.01.2018

- от заинтересованного лица: Евтехова Т.В. по доверенности от 01.03.2018

- от третьего лица: Дудченко И.О. по доверенности от 08.06.2017

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук (далее – заявитель, Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, Фонд) об оспаривании решения от 07.11.2017 №1137 с/в.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Решением Государственного учреждения Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 07.11.2017 № 1137 с/в (получено 17.11.2017 г.) ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук (далее - Институт) признан нарушившим законодательство об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 2014-2016 годов и привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 90 184 рубля 28 копеек, начислены пени по состоянию на 31.12.2016 г. в размере 41 830 рублей 92 копейки, предложено уплатить недоимку в сумме 450 931 рубль 38 копеек.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования Заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются: в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Выплаты из средств грантов производились физическим лицам не на основании трудовых договоров, заключенных непосредственно с ними, а на основании обладающих признаками договоров гражданско-правового характера трехсторонних соглашений, заключенных с РФФИ, и отдельных соглашений, заключенных с руководителем проекта.

Тот факт, что отдельные физические лица одновременно являлись работниками Института, не означает, что эти выплаты должны быть включены в базу для начисления страховых взносов. При отсутствии базы для начисления взносов (то есть она равна «0»), не может возникнуть и недоимка по взносам, поскольку применение тарифов на нулевую сумму дает нулевой размер взноса.

В данном случае включение в соглашения, обладающие признаками договоров гражданско-правового характера, положений пункта 3.4 о том, что грантополучатель поручает институту перечислять взносы на обязательное социальное страхование, не имеет правового значения, поскольку данные выплаты в силу прямого указания закона не подлежат обложению страховыми взносами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно статье 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.

Физические лица, получавшие выплаты из средств грантов, не работали по грантам по трудовым договорам, трудовые договоры с ними не время их работы в рамках полученного гранта Институтом не заключались, равно как не заключались договоры подряда или возмездного оказания услуг, таким образом для целей выплат по грантам они не могут признаваться лицами, работающими по трудовым договорам. Заключенные с руководителем проекта и ними соглашения не регулируются нормами трудового права и в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации не являются трудовыми договорами.

Грантополучателями гранта РФФИ по проектам, поддержанным РФФИ по результатам конкурсов проектов, являются физические лица (коллектив физических лиц), от имени которых во взаимоотношения с РФФИ и Организацией, предоставляющей условия для реализации проекта, выступает Руководитель проекта.

Порядок взаимодействия РФФИ, грантополучателей (физических лиц и коллективов физических лиц, научные проекты которых получили поддержку РФФИ в виде гранта) и организаций, которые на основе договора предоставляют грантополучателям условия для выполнения работ по научным проектам, определяется трехсторонними договорами, заключаемыми между всеми указанными лицами в соответствии с Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным РФФИ (утвержденными решением бюро Совета РФФИ 19.02.2015).

Условиями договора предусмотрено, что грантополучатель принимает грант от РФФИ и выполняет работы по проекту, расходует грант в соответствии с «Перечнем допускаемых РФФИ расходов гранта», размещенным на сайте РФФИ, а Институт содействует выполнению проекта, оказывает грантополучателю услуги, в том числе агентского характера, подлежащие компенсации со стороны грантополучателя за счет средств гранта.

Договором установлено, что распоряжаться грантом имеет право только грантополучатель, кроме той его части, которая компенсирует затраты Института, что трудовые отношения между Институтом и грантополучателем в связи с выполнением проекта не возникают.

Платежи и выдача наличных средств Института физическим лицам-грантополучателям являются доведением средств гранта до конечного получателя - грантополучателя (физического лица либо физических лиц-членов научного коллектива).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между Институтом как работодателем грантополучателей и его работниками, являющимися одновременно грантополучателями, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты Институтом средств гранта грантополучателям не входят в систему оплаты труда работников Института и не являются составной частью их заработной платы в соответствии с условиями заключенным с ними трудовых договоров. Грантополучатели, осуществляя проект, не выполняют работ и не оказывают услуг, результаты которых направлены на удовлетворение потребностей Института, то есть также и не выполняют обязательства из договоров гражданско-правового характера.

Согласно писем Минфина РФ от 24 июля 2015 года №02-07-10/42728 и от 21.01.2016 №02-07- 10/2899 средства грантов, полученные физическими лицами, и поступившие от РФФИ на счет организации, средствами Института не являются и отражаются как средства во временном распоряжении, а с учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности выплаты не являются расходами учреждения». Владельцем этих средств Минфин РФ признает получателей гранта.

В соответствии с позицией Минфина РФ выплаты получателям гранта должны учитываться по ст.290 КОСГУ. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ №65н от 1 июля 2013 года, на данную статью КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений), в частности, выплата физическим лицам (за исключением физических лиц - производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат.

Общий признак расходов, подлежащих отнесению на эту статью - у получателя денежных средств не возникает встречного обязательства по передаче имущества или выполнению в интересах учреждения работ, оказанию услуг. Эта схема выплат не зависит от наличия или отсутствия трудовых отношений между заявителем и получателем фанта.

Частью 2 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

В соответствии с письмом от 3 апреля 2017 г. № 03-15-06/19483 Министерства финансов Российской Федерации, в случае если выплаты за счет средств гранта производятся организацией или непосредственно грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг соответственно с организацией или грантодателем, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Таким образом, выплаты средств гранта членам научного коллектива-грантополучателям не являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку не обладают признаками, предусмотренными частью 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ (аналогичными статьями Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ) и частью 2 статьи 420 НК РФ.

При наличии таких обстоятельств оспариваемое решение подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.11.2017 №1137 с/в.

Взыскать с Государственного учреждения – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук 3 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Синицына Е.В.