Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 декабря 2021 года Дело № А56-61803/2021
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания"
заинтересованное лицо: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании решения об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы на НВОС
при участии
от заявителя: Каверина О.А. (по доверенности от 25.08.2021)
от заинтересованного лица: Сапонгджян Е.В. (по доверенности от 18.10.2021)
установил:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об оспаривании решения от 25.05.2021 № 20/11429 об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы на НВОС.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» АО «ФПК»/Заявитель), являясь организацией, осуществляющей плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с выявленной в 2018 г. переплатой в размере 3586366,13 руб., обратилось в территориальный орган Росприроднадзора (Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу - далее Росприроднадзор/Ответчик) с заявлением о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях возврата излишне уплаченных сумм за 2016, 2017 г.г.
Заявителем получен ответ от 25.05.2021 № 04-20/11429 об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы на НВОС в связи с истечением срока исковой давности в соответствии со статьей 196 ГК РФ.
Не согласившись с решением об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы на НВОС, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ - Закон об охране окружающей среды) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Согласно п. 2 ст. 16.2 Закона платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Информация о платежной базе представляется за отчетный период администратору доходов бюджетов бюджетной системы- Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация).
В силу пункта 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления. 06.09.2019 вступил в силу Приказ Росприроднадзора №334 от 20.06.2019 года "Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В соответствии с пунктом 2 данного приказа суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного воздействия на окружающую среду (КБК), а также по кодам Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, по которым лицом, обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата. Согласно пункту 6 данного приказа заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.
К заявлению прилагается:
-акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду;
-акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату;
- акт сверки по пеням, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
В случае подписания заявления представителем лица, обязанного вносить плату, к заявлению прилагается копия доверенности; подтверждающей полномочия представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить плату. В заявлении обязательно указывается e-mail или факс организации, а также код организационно-правовой формы.
Заявитель ссылается на то, что 28.05.2018 г. Северо-Западным филиалом АО «ФПК» в лице его структурных подразделений (ЛВЧД-8, ЛВЧ-8, СЗЖА) в связи с выявленной переплатой в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному органу поданы заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом исх. № 04-28/1054 от 08.02.2019, Росприроднадзор, в нарушение указанных сроков, сообщил об оставлении обращений без рассмотрения в связи с необходимостью предоставления в адрес Департамента корректных документов.
Согласно п. 12 Порядка принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.
Учитывая, что сверка расчетов с территориальным органом Росприроднадзора - обязательная процедура перед обращением за возвратом или зачетом переплаты за НВОС, акт сверки расчетов (подписанный обеими сторонами без разногласий) является обязательным приложением к заявлению.
Как видно из представленных материалов, обращения оставлены без рассмотрения в связи с представлением некорректных документов.
В соответствии со ст. 161 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Таким образом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусмотрено внесение платы за НВОС отдельными структурными подразделениями.
В соответствии с п.п. 8, 11 Правил исчисления и взимания платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе определенной платежной базы. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, Правилами исчисления и взимания платы за НВОС не предусмотрено исчисление платы и определение платежной базы отдельными структурными подразделениями.
Вместе с тем, информация о платежной базе представляется в декларации о плате за НВОС, т.е. расчет размера платы за НВОС производится путем составления декларации по плате за НВОС. Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 7 указанного Порядка представления декларации установлено, что декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате, по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления.
В случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате.
Одновременно п. 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3, предусмотрены правила подписания декларации и подтверждения правомочий лица на подпись. К декларации о плате должен быть приложен документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате - в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату.
Вместе с тем, в обращениях заявителя отсутствовали документы, подтверждающие право на получение информации или подтверждающих право предоставления деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также право подписания декларации.
Кроме того АО «ФПК» не исполнило обязанность представления декларации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, установленной п.п. 4-6 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки п. 11 Порядка (за 2016 и 2017 года).
Следовательно, у заинтересованного лица имелись основания для оставлений заявлений без рассмотрения.
Вместе с тем с 01.07.2021 года у администратора дохода по плате за негативное воздействие на окружающую среду есть ограничение по рассмотрению заявлений о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, которое не может превышать три года со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации (п. 2, ст. 40.1, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ).
Срок исковой давности за периоды 2016, 2017 года истек в соответствии со статьей 196 ГК РФ, так как прошло более 3 лет с момента установленного срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и подачи декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, проведение сверки по указанным периодам является правом Управления, а не обязанностью.
На момент подачи обращения о сверке за 2016-2017 год №исх-402 от 12.04.2021 года Управлением была проведена и направлена в адрес заявителя сверка за 2018 год №04-20/23775 от 21.12.2020 года в соответствии с запросом заявителя (исх№-12984/фпкфс-зап от 17.11.2020 года).
Таким образом, указание заявителя на поданные заявления о возврате или на проведение сверки за 2018 год и отказами на них являются недостоверными.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.