Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
31 октября 2016 года Дело № А56-57855/2016
Резолютивная часть решения объявлена октября 2016 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2016 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Исаевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климентьевым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «СтПБ Холдингз ГмбХ»
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения от 27.05.2016 №900
при участии:
- от заявителя: Софинская Е.А., доверенность от 20.10.2016б/н (78 АБ 0841382);
- от заинтересованного лица: Соседенко Г.Н., доверенность от 25.02.2016 №03-11-04/02318;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СтПБ Холдингз ГмбХ» (далее – ООО «СтПБ Холдингз ГмбХ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 27.05.2016 №900 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 130125 руб. 00 коп.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В отсутствие возражений сторон и в соответствии п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражным судом дело признано подготовленным, предварительное судебное заседание завершено, о чем вынесено протокольное определение.
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленное требование в полном объеме, а представитель налогового органа возражал против его удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд установил следующее:
Инспекция в отношений ООО «СтПБ Холдингз ГмбХ» 13.04.2016 составлен акт №710 по факту совершения обществом налогового правонарушения, предусмотренного п. 3.2. ст. 23 НК РФ, а именно - за не своевременное предоставление (с опозданием на 1 день) сведений об участниках иностранного юридического лица (структуры без образования юридического лица), владеющего на территории РФ недвижимым имуществом.
27.05.2016 Инспекцией принято решение №900 о привлечении общества к ответственности по п. 3.2 статьи 129.1. НК РФ, в виде штрафа в размере 100% от суммы налога на имущество, которая в соответствии с декларацией за 2015 год, поданной обществом 24.03.2016 года, составила 1301226 руб. 00 коп. Учитывая незначительный период просрочки подачи отчета в качестве смягчающего вину обстоятельства, налоговый орган уменьшил сумму штрафа до 260 246 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением налогового органа общество подало 21.06.2016 апелляционную жалобу - Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Рассмотрев жалобу налогоплательщика, Управление решение Инспекции изменило в части привлечения ООО «СтПБ Холдингз ГмбХ» к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, путем снижения штрафных санкций в 10 раз, а именно до 130125 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3.2. ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.
Пункт 3.2 ст. 23 НК РФ был введен Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ, действует в редакции Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ декларации по налогу на имущество представляются налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2015 год представлена обществом по ТКС - 24.03.2016 с суммой исчисленного налога в размере 1 301 226 руб. (регистрационный № 27125614).
Абзацем вторым п. 3 ст. 386 НК РФ предусмотрено, что иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения t в соответствии со ст. 374 НК РФ, одновременно с представлением налоговой декларации представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов
Абзац второй п. 3 ст. 386 НК РФ был введен Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ, действует в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ.
Закон № 376-ФЗ от 24.11.2014 вступил в силу с 01.01.2015 (не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу), был опубликован 25.11.2014г. на официальном интернет-портале правовой информагчи http://www.pravo.gov.ru.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона РФ от 15.02.2016 № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» действие положений п. 3.2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 386 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
В соответствии с Приказом ФНС России (далее - Приказ) от 28.01.2016 № ММВ-7-14/41@ "Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сообщения об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы сообщения и порядка ее представления в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2016 № 41266, источник публикации Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.03.2016, начало действия документа - 15.03.2016, на сайте ФНС данный приказ опубликован - 25.03.2016), была утверждена Форма "Сообщение об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ" согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
Учитывая, что Форма подачи сообщения об участниках иностранной организации была утверждена - 15.03.2016, т.е. ранее, чем Общество представило декларацию по налогу на имущество организаций за 2015 г. - 24.03.2016, довод заявителя об отсутствии в его действиях вины, является необоснованным.
В заявлении общества ссылается на то, что поскольку Приказ был опубликован 04.03.2016, то, следовательно, его действие распространяется на декларирование, представляемое за отчетный (налоговый) периоды, окончившиеся после 15.03.2016. При этом заявитель подтверждает свой вывод позицией, изложенной ВАС РФ по делу №ВАС-8096/1 от 28.07.2011.
Общие правила опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлены Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», согласно которому названные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно норме закрепленной в ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют и вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения, указанные в ст. 5 НК РФ распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В решении ВАС РФ от 28.07.2011 № ВАС-8096/11 рассмотрен вопрос о порядке применения новой формы декларации по налогу на прибыль, утвержденной Приказом ФНС России от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@. В Приказе предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять декларации по новой форме за истекший налоговый период. При этом Приказ опубликован до наступления срока подачи декларации за этот период.
ВАС РФ сделан вывод о том, что Приказ ФНС России предусматривает новые обязанности для налогоплательщиков, а значит, указание на применение новой формы к истекшему налоговому периоду противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ, согласно которому нормативные акты обратной силы не имеют.
Суд указал, что положения п. 1 ст. 5 НК РФ не должны применяться к Приказу, поскольку он не регулирует порядок исчисления налога. В таком случае применяется Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Следовательно, действие оспариваемого Приказа распространяется на декларирование за отчетные (налоговые) периоды, окончившиеся по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
В данном случае следует обратить внимание на то, что налоговая декларация, согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, представляется по установленной форме, тогда как форма представления сведений об участниках иностранной организации (учредителях, бенефициарах и управляющих) п. 3.2 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 386 НК РФ не предусмотрена.
Таким образом, учитывая, что с 1 января 2015 Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ была установлена обязанность одновременно с представлением налоговой декларации представлять сведения об участниках этой иностранной организации, налогоплательщик был обязан представить необходимые сведения при представлении декларации по налогу на имущество организаций за 2015 г.
В нарушение п. 3 ст. 386 НК РФ общество не представило в Инспекцию сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.
Сведения об участниках иностранной организации представлены ООО «СтПБ Ходдингз ГмбХ» - 31.03.2016, то есть по истечении установленного срока на 1 день.
В силу п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ образует состав налогового правонарушения, и влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.
Налогоплательщик не оспаривает факт несвоевременного представления в Инспекцию сведений об участниках иностранной организации за 2015 год, следовательно, в действиях заявителя имеется объективная и субъективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения поименованы в п. 1 ст. 112 НК РФ, при этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
В силу п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При рассмотрении апелляционной жалобы, поданной обществом, Управлением были учтены такие смягчающие вину налогоплательщика обстоятельства как - незначительный период нарушения срока представления сообщения об участниках иностранной организации (1 день), совершение налогового правонарушения впервые, несоразмерность штрафной санкции, допущенному налоговому правонарушению.
Управлением принято решение об отмене решения Инспекции от 27.05.2016 № 900, в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, путем снижения размера штрафных санкций в 10 раз.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд считает привлечение общества к ответственности, предусмотренной п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ с учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств законным, обоснованным и соответствующим требованиями НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Исаева И.А.