НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2009 № А56-1732/08

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

31 октября 2009 года Дело № А56-1732/2008

Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 31 октября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Жбанова В.Б.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Саутенкиной Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

истец: ТСЖ "Художников-5"

ответчики: субъект Российской Федерации Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации

третьи лица: ГУЖА Выборгского района Санкт-Петербурга, ГУП «ВЦКП» Жилищное хозяйство», Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга

о взыскании 2 836 771,50 руб.

при участии

- от истца: представитель Безбородов И.Д. по доверенности от 15.07.2009

- от ответчиков:

субъект Российской Федерации Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - представитель Ксензов А.Н. по доверенности от 15.01.2009 № 2-59/09-1

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - представитель Мызина Н.С. по доверенности от 22.01.2009

- от третьих лиц:

ГУЖА Выборгского района Санкт-Петербурга – представитель не явился

ГУП «ВЦКП» Жилищное хозяйство» - представитель Фирсов А.В. по доверенности от 14.01.2009 № 223/1

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга – представитель не явился

Комитет финансов Санкт-Петербурга – представитель Кузменков С.А. по доверенности от 15.12.2008 № 01-02/2374

установил:

Товарищество собственников жилья "Художников-5" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о взыскании 2 836 771,50 руб. задолженности по возмещению выпадающих доходов ТСЖ "Художников-5".

Определением от 08.04.2008 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ГУЖА Выборгского района Санкт-Петербурга и ГУП «ВЦКП» Жилищное хозяйство».

Определением от 22.05.2008 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области привлек в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.

Определением от 15.07.2008 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области привлек к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора субъект Российской Федерации Санкт-Петербург в лице Комитета финансов Санкт-Петербурга.

ГУП «ВЦКП» Жилищное хозяйство» иск не признало по мотивам, изложенным в отзыве.

23.09.2008 поступили письменные отзывы от Комитета финансов Санкт-Петербурга от 22.09.2008 № 18-10/15424-1, Жилищного комитата Санкт-Петербурга от 22.09.2008, СПб ГУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» от 22.09.2008, в которых ответчик и третьи лица просят отказать в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Художников-5".

В заявлениях от 26.11.2008 года Истец отказался от части требований и просит взыскать с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга и с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 1082666,35 руб. основного долга и 319426,63 процентов.( том 2 л.д. 77-79)

19.03.2009 в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области проступил ответ на запрос суда из СПГУ «Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий», из которого следует, что Городской центр не имеет в своем распоряжении документов на бумажных носителях, являющихся основанием для предоставления льгот гражданам, указанных в списках Жилищного комитета.

23.03.2009 поступил ответ на запрос суда из Городского центра жилищных субсидий с указанием граждан, которым была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с 01.04.2005 по 31.12.2006.

Кроме того, в ответе на запрос указано, что в совокупности гражданам, проживающим по адресу Санкт-Петербург, пр. Художников, д. 5, корп. 3, в период с 01.04.2005 по 31.12.2006 была предоставлена субсидия в размере 206 762,86 руб. и компенсация в размере 604,67 руб. Хранение документов, на основании которых гражданам предоставлялись субсидии и компенсации, ограничено 3-хлетним сроком. По истечении данного срока дела подлежат уничтожению. В настоящее время в связи с истечением 3-хлетнего срока Городской центр не может предоставить документы, на основании которых гражданам, проживающим по адресам: Санкт-Петербург, пр. Художников, д.3 корп.1, д.3 корп.2, д. 5, корп. 3 предоставлялись субсидии и компенсации в период с 01.04.2005 по 28.02.2006, предоставление документов возможно в период с 01.03.2006 по 31.12.2006.

Определением от 23.03.2009 суд отложил предварительное судебное заседание для истребования дополнительных документов, проведения сторонами сверки расчетов; обязал истца направить копии уточненных исковых требований лицам, участвующим в деле, представить доказательства, свидетельствующие о том, что сумма исковых требований является суммой расходов (затрат) истца, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг указанным категориям граждан, а также документы, регламентирующие полномочия истца предоставлять указанные льготы; обязал лиц, участвующих в деле, представить отзывы с учетом уточненных требований, а также вновь поступивших документов; направил запрос в ГУ «Жилищное агентство Выборгского района» о предоставлении сведений о размере полученных денежных средств из бюджета Санкт-Петербурга – компенсации мер социальной поддержки - льгот и субсидий.

15.05.2009 поступил ответ из ГУ «Жилищное агентство Выборгского района» на запрос суда, из которого следует, что денежные средства, предусмотренные на субсидии и льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, на расчетный счет СПб ГУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» в 2005-2006 гг. не перечислялись.

В материалы дела поступил отзыв Министерства финансов Российской Федерации на исковое заявление.

Определением от 18.05.2009 суд завершил предварительное судебное заседание, назначил судебное разбирательство; обязал истца направить копии уточненных исковых требований лицам, участвующим в деле, доказательства направления представить суду; обязал истца представить доказательства, свидетельствующие о том, что сумма исковых требований является суммой расходов (затрат) истца, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг указанным категориям граждан, а также документы, регламентирующие полномочия истца предоставлять указанные льготы; лицам, участвующим в деле, представить отзывы с учетом уточненных требований, а также вновь поступивших документов.

Определением от 30.07.2007 суд отложил судебное заседание, обязав ГУЖА Выборгского района Санкт-Петербурга представить трехсторонние договоры № 1 и № 2 от 31.12.2004 с ОАО «Жилкомсервис № 1 Выборгского района», ОАО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» на организацию управления и обеспечения технической эксплуатации объектов недвижимости Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми, как указано в ответе на запрос суда (том 3 л.д.111), ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» перечисляло денежные средства за оказанные услуги, в том числе льготы и компенсации, напрямую организациям-исполнителям.

23.09.2009 в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области поступили истребованные судом документы: копии договоров от 31.12.2004 № 1 и №2.

В настоящее судебное заседание представители ГУЖА Выборгского района Санкт-Петербурга и Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Представитель истца поддержал исковые требования, пояснил, что иных документов в обоснование иска представить не может.

Представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои отзывы, в которых просят отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из искового заявления следует, что ТСЖ «Художников-5» предоставило за период с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2006 года гражданам, проживающим в жилых помещениях в домах, а именно: г. СПб пр. Ху­дожников:- д.5 корп. 1., корп. 3; - д.3 корп. 1, корп.2,- - входящих в состав ТСЖ «Художни­ков-5», меры социальной поддержки - льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг - в размере 5 929 851,53 (пять миллионов девятьсот двадцать девять тысяч восемьсот пятьдесят один рубль 53 копейки).

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год» (п. 3 ст. 18), Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год» (п. 18), а также в соответствии с:

1) Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 января 2005 г. N 10 "О Порядке финансирования расходов по предоставлению из бюджета Санкт-Петербурга субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, а также субсидий на содержание и текущий ремонт жилья и оплату тепловой энергии гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в 2005 году";

2) Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 г. N 208 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2006 году";

3) Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 17 марта 2006 г. N 22-р "Об организации работы по компенсации выпадающих доходов, связанных с представлением мер социальной поддержки гражданам, проживающим в домах ТСЖ, ЖК и ЖСК", выпадающие доходы ТСЖ, в связи с предоставлением мер социальной поддержки (льгот и субсидий) на оплату жилищно-коммунальных (эксплуатационных) услуг, подлежат возмещению за счет бюджета Санкт-Петербурга.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на 2005 и 2006 год главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для возмещения выпадающих доходов ТСЖ в связи с предоставленными мерами социальной поддержки, являлся Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга.

Истец считает, что ТСЖ получило возмещение недоставленных мер социальной поддержки за период 01.04.2005-31.12.2006 в неполном размере.

Задолженность перед ТСЖ «Художников 5» не погашена по настоя­щее время.

Кроме того, истец полагает, что в праве в порядке ст. 395 ГК РФ взыскать с ответчика за неправомерное удержание и использование чужих денежных средств банковский процент за 2005г и 2006г год.

Суд не может согласиться с мнением Истца.

Из представленной таблицы (Распределение категорий льготников по бюджетам) следует, что требования Истца основаны на статьях 10, 14, 15, 16, 18, 21, 22 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее -Закон 5-ФЗ), на статьях 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Закон 181-ФЗ), на распоряжении мэра Санкт-Петербурга от 16.10 1992 № 958-р «О мерах по социальной поддержке семей, имеющих 3-х и более детей» (далее -Распоряжение мэра Санкт-Петербурга), на Законе Санкт-Петербурга от 17.11.2004 № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 данного Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 энного Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (пункт 2 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства а реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (пункты 4, 5, 8 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ).

Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» (далее - Закон о бюджете) были утверждены размеры Федерального фонда компенсаций на 2005 год и выделяемых из него субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных в том числе Законом № 5-ФЗ, с распределением, в частности, согласно приложению 20 к Закону о бюджете.

Приложением № 20 к указанному Закону для Санкт-Петербурга была предусмотрена субвенция на указанные цели в размере 2 053 427 3000 руб.

При этом пунктом 4 статьи 47 Закона о бюджете предусмотрена возможность предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 2 028 023 000 руб. в связи с увеличением численности лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фактически в 2005 году бюджету Санкт-Петербурга была выделена субвенция в размере 2 039 937 200 руб. на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан. Указанная сумма была использована по целевому назначению. Данное обстоятельство подтверждается актом сверки расчетов по межбюджетным отношениям за указанный период.

Приложением № 28 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» для Санкт-Петербурга была предусмотрена субвенция на вышеуказанные цели в размере 4 604 470 500 рублей. Фактически в 2006 году бюджету Санкт-Петербурга была выделена субвенция в размере 4 604 470 500 рублей. Данная сумма была использована по целевому назначению, что подтверждается актом сверки расчетов по межбюджетным отношениям за указанный период.

В таблице Распределение категорий льготников по бюджетам указано, что предоставление льгот многодетным семьям осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, Распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 16.10 1992 № 58-р «О мерах по социальной поддержке семей, имеющих 3-х и более детей» было принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее -Указ № 431). В соответствии с подпунктом «б» пункта 1, пунктом 3 Указа № 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а Минфину совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Минсоцзащиты) - в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Однако порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом № 431, разработаны не были.

Пунктом 2 совместного письма Минфина и Минсоцзащиты от 29.06.92 № pl/1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей», принятого во исполнение Указа № 431, было установлено, что предоставление многодетным семьям скидок по оплате коммунальных услуг производится за счет местных бюджетов.

Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.03 № ГКПИ 03-139 пункт 2 указанного письма признан недействующим.

Следует учесть, что в распоряжении мэра Санкт-Петербурга от 16.10 1992 № 958-р «О мерах по социальной поддержке семей, имеющих 3-х и более детей», принятом во исполнение Указа № 431, бюджет Санкт-Петербурга как источник финансирования указанных льгот не назван.

Поскольку вопрос компенсации расходов предприятий, предоставляющих льготы, в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, то затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренных пунктом 1 Указа № 431, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

В спорный период средства федерального бюджета на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг, в течение 2005 - 2006 годов в бюджет Санкт-Петербурга не поступали. Данное обстоятельство подтверждается актами сверки расчетов по межбюджетным отношениям за указанный период.

В связи с изложенным необоснованной является ссылка Истца на то, что компенсация указанных расходов должна производиться за счет средств субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга.

В таблице Распределение категорий льготников по бюджетам также указано, что предоставление льгот бывшим узникам конц. лагерей (инвалидам) осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга на основании статьи 1 Закона Санкт-Петербурга.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга определены категории граждан, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки.

При этом, такая категория граждан как бывшие узники конц. лагерей (инвалиды) в данной статье не поименована.

Кроме того, следует учесть, что пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, а бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Вместе с тем, в соответствии со статьями 10, 14, 15 Закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и для инвалидов Великой Отечественной войны являются расходными обязательствами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, ссылка Истца на то, что компенсация указанных расходов должна производиться за счет средств субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга, является необоснованной.

Требования Истца подтверждены лишь расчетом цены иска, произведенным им самим.

Однако документы, послужившие основанием для составления данных расчетов, в деле отсутствуют.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сумма исковых требований является суммой расходов (затрат) Истца, связанной с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг указанным категориям граждан.

Министерство Финансов РФ, представляющее Российскую Федерацию, не признав исковые требования, также указало на то, что согласно таблице Распределение категорий льготников по бюджетам следует, что требования Истца основаны:

- на статьях 10, 14, 15, 16, 18, 21, 22 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»;

- на статьях 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

- на распоряжении мэра Санкт-Петербурга от 16.10.1992 года № 958-р «О мерах по социальной поддержке семей, имеющих 3-х и более детей»;

- на Законе Санкт-Петербурга от 17.11.2004 года № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге».

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 данного Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 23), при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, к полномочиям
 органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам
 совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, отнесены
 вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста
 и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки
 ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

При этом в силу пункта 1 статьи 26.3 указанного Закона данные полномочия осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерация (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государства власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18,19 и 21 данного Федерального закона. Пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компесаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно пунктам 4, 5, 8, статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», субвенции зачисляются в установленном для исполнения Федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Статьей 47 Федерального закона от 23.12.2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», были утверждены размеры Федерального фонда компенсаций на 2005 год и выделяемых из него субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных в том числе Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», с распределением, в частности, согласно приложению № 20 к Закону о бюджете.

Приложением № 20 к указанному Закону для субъекта Российской Федерации, города федерального значения Санкт-Петербурга была предусмотрена субвенция на названные цели в размере 2 053 427 3000 руб.

При этом пунктом 4 статьи 47 Федерального закона от 23.12.2004 года № 173-ФЗ о федеральном бюджете на 2005 год», предусмотрена возможность предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 2 028 023 000 руб. в связи с увеличением численности лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фактически в 2005 году бюджету Санкт-Петербурга была выделена субвенция в размере 2 039 937 200 руб. на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан. Указанная сумма была использована по целевому назначению.

Приложением № 28 к Федеральному закону от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» для Санкт-Петербурга была предусмотрена субвенция на вышеуказанные цели в размере 4 604 470 500 рублей. Фактически в 2006 году бюджету Санкт-Петербурга была выделена субвенция в размере 4 604 470 500

Согласно таблице Распределение категорий льготников по бюджетам указано, что предоставление льгот многодетным семьям осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1, пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных республик, городов Москвы Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а Минфину совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Минсоцзащиты) - в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Во исполнение Указа было принято Распоряжение Мэра Санкт-Петербурга от 16.10.1992 № 958-р «О мерах по социальной поддержке семей, имеющих 3-х и более детей».

Однако порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом № 431, разработаны не были.

Пунктом 2 совместного письма Минфина и Минсоцзащиты от 29.06.92 № 51/1-2359-18 «О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей» принятого во исполнение Указа № 431, было установлено, что предоставление многодетным семьям скидок по оплате коммунальных услуг производится за счет местных бюджетов

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 года № ГКПИ 03, 139 пункт 2 указанного письма признан недействующим.

При этом вопрос компенсации расходов предприятий, предоставляющих льготы, в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован.

Также следует учесть тот факт, что в спорный период средства федерального бюджета на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг, в течение 2005 - 2006 годов в бюджет Санкт-Петербурга не поступали, что подтверждается актами сверки расчетов по межбюджетным отношениям за указанный период.

В таблице Распределение категорий льготников по бюджетам также указано, что предоставление льгот бывшим узникам концентрационных лагерей (инвалидам осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга. При этом, такая категория граждан как бывшие узники концентрационных лагерей (инвалиды) в статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 17.11.2004 года № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» определяющей категории граждан, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки не указана

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительны) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим  несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, а бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки и льготы установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Вместе с тем, в соответствии со статьями 10, 14, 15 Федерального закона от  12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и для инвалидов Великой Отечественной войны являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, обязывающих федеральный бюджет производить возмещение расходов непосредственно организациям, оказывающим услуги льготным категориям граждан, а также отсутствует порядок организации работы и взаимодействия по перечислению денежных средств Министерством финансов Российской Федерации напрямую коммерческим организациям. В данном случае следует вести речь о финансировании расходов, связанных с предоставлением льгот в порядке межбюджетных отношений.

В 2005 году порядок возмещения ТСЖ расходов регламентировался распоряжением
 Жилищного комитета от 03.02.2005 № 9-р, которым было утверждено Временное положение,
 согласно пункту 3.2. которого получатель субсидий представляет в управление Комитета
 финансов по своему району, документы. В соответствии с п.3.4. Временного положения
 управление Комитета финансов по району проверяет расчет и осуществляет ежемесячно
 перечисление получателю субсидий на его счет в пределах средств, предусмотренных в
 бюджете Санкт-Петербурга по коду целевой статьи 3500012 с учетом поквартального
 распределения бюджета Санкт-Петербурга, в пределах лимитных обязательств.

Таким образом, Жилищный комитет в 2005 году не являлся главным распорядителем бюджетных средств по субсидиям и льготам, подлежащим перечислению в ТСЖ, и является ненадлежащим ответчиком в отношении требований, относящихся к 2005 году.

В 2006 году порядок возмещения ТСЖ выпадающих доходов в связи с предоставлением мер поддержки гражданам, проживающих в домах ТСЖ, был установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7.03.2006 № 208. Указанным постановлением было утверждено положение о порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2006 году. Согласно п.4.2. Положения компенсация ТСЖ указанных выше выпадающих доходов в части оплаты жилищных услуг, производится ежемесячно за счет средств, перечисляемых на основании поручений на оплату расходов соответствующего главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» для последующего перечисления в ТСЖ в соответствии с заключенными договорами. Согласно п.4.3. Положения компенсация выпадающих доходов в части оплаты коммунальных услуг, производится ежемесячно за счет средств, перечисляемых на основании поручений на оплату расходов соответствующего главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга организациям-поставщикам коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами.

25.08.2008 между истцом и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» проведена сверка, согласно акту сверки, по данным ВЦКП за 2006 год в отношении средств, перечисленных истцу в части льгот, предоставленных проживающим гражданам, задолженность отсутствует, в отношении денежных средств, перечисленных в части субсидий и компенсаций малообеспеченным гражданам, задолженность отсутствует, имеется переплата в размере 11 139,96 руб.  (том 2 л.д.61-61 оборот)

Из пояснений ГУ «Жилищное агентство Выборгского района» следует, что многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: пр. Художников дом 3 корп. 1, пр. Художников дом 3 корп. 2, пр. Художников дом 5 корп. 1, 01.04.2005 года были переданы по актам приема-передачи в управление ТСЖ «Художников-5».

Начисления платежей за жилищные и коммунальные услуги по адресам: пр. Художников, дом 3, корп.1; дом 3, корп.2, производились Выборгским РЖА по декабрь 2005 года включительно.

ТСЖ «Художников-5» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Выборгскому РЖА о взыскании денежных средств, полученных Выборгским РЖА за период с 01 апреля 2005 года по 31 декабря 2005 года в оплату жилищно-коммунальных услуг от граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: пр. Художников дом 3 корп. 1, пр. Художников дом 3 корп. 2, пр. Художников дом 5 корп. 1.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июля 2007 года по делу № А56-15814/2007 года исковые требования ТСЖ «Художников-5» были удовлетворены в части.

В период с 01.04.2005 года по 31.12.2005 года действовали договоры между Выборгским РЖА и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО «Петербургская сбытовая компания» и ГУП «Топливно-энергетический комплекс СПб» на оказание соответствующих услуг, в предмет которых были включены и указанные дома. Оплату по данному договору производило Выборгское РЖА. Соответственно все суммы льгот, начисленных гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: пр. Художников дом 3 корп. 1, пр. Художников дом 3 корп. 2, пр. Художников дом 5 корп. 1., по данным видам услуг должны были перечисляться на р/с Выборгского РЖА.

21.02.2006 года письмом № 114 Выборгское РЖА уведомило ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» о передаче многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: пр. Художников дом 3 корп. 1, пр. Художников дом 3 корп. 2, пр. Художников дом 5 корп. 1, в управление ТСЖ «Художников-5».

Начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги по адресам: пр. Художников д. 3, корп.1, д. 3 корп.2, д.5 корп. 1, д. 5 корп.3, в 2006 году не производились.

Анализируя вышеизложенное, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по уплате госпошлины остаются на истце.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Жбанов В.Б.