АрбитражныйсудгородаСанкт-ПетербургаиЛенинградскойобласти
191015,Санкт-Петербург,Суворовскийпр.,50/52
ИменемРоссийскойФедерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 июня 2009 годаДело№А56-28928/2009
Резолютивная часть Решения объявлена 24 июня 2009 года.
Полный текст Решения изготовлен 30 июня 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Албеговой З.Х.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Индивидуальный предприниматель ФИО1,
заинтересованное лицо: ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области,
о признании незаконным и отмене Постановления №55 от 21.04.2009
при участии:
– от заявителя: ФИО1 (паспорт 41 00 №239293),
– от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 11.01.2009 №03-22/6548,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области (далее – Инспекция, налоговый орган) №55 от 21.04.2009 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и наложении штрафа в размере 4000 рублей, а также о взыскании с ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области в пользу заявителя в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве возмещения морального вреда, причиненного действиями Инспекции, компенсации в размере 4000 рублей.
В судебном заседании Предприниматель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказалась от требования о взыскании с ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области 4000 рублей в качестве возмещения морального вреда. Судом принят частичный отказ заявителя от требований. Производство по делу в данной части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обжалование Постановления ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области №55 о назначении административного наказания от 21.04.2009. Судом восстановлен срок на основании части 2 статьи 208 АПК РФ.
Инспекция в удовлетворении заявленных требований просила отказать, полагая постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
На основании поручения №4710/14-222 от 13.04.2009 должностными лицами Инспекции проведена проверка ИП ФИО1 по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, контроль за полнотой учета выручки, по результатам которой составлен акт №4710/14-92 от 15.04.2009 проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов, акт №4710/14-92 от 15.04.2009 снятия показаний фискальной памяти.
Как следует из материалов дела, при проведении Инспекцией проверки выполнения требований Закона РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ИП ФИО1 по адресу: <...>, за период работы ККТ с 01.03.2009 по 30.03.2009 по ККТ модели Элвес-микро-К, заводской №00104377, выявлено неполное оприходование денежной наличности по состоянию на 30.03.2009 в размере 595 руб. 47 коп. Согласно записям в книге кассира-операциониста остаток разменного фонда на 01.03.2009 составляет 158 руб. 32 коп., сумма оприходованной выручки за проверяемый период с 01.03.2009 по 30.03.2009 составляет 267196 руб. 25 коп. Согласно фискальным отчетам («X» и «Z» отчета) общая сумма выручки за период с 01.03.2009 по 30.03.2009 составляет 267633 руб. 40 коп.
15.04.2009 Инспекцией в присутствии Предпринимателя составлен протокол №57 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки вынесено Постановление №55 о назначении административного наказания от 21.04.2009, которым Предприниматель привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 4000 рублей.
Предприниматель не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании постановления Инспекции о привлечении к административной ответственности.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в частности, в неоприходовании в кассу денежной наличности, под которым следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших в кассу наличных денежных средств (части наличных денежных средств), следствием чего является сокрытие таких денежных средств от налогообложения.
Обосновывая факт совершенного Предпринимателем правонарушения, Инспекция указала на расхождение суммы выручки согласно фискальным отчетам с суммой сданной выручки и остатком разменного фонда на конец рабочего дня. По мнению налогового органа, указанное обстоятельство свидетельствует о неоприходовании выявленной суммы излишков в кассу организации.
Однако следует отметить, что сама по себе контрольно-кассовая машина является техническим средством, используемым при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, и не является кассой в том смысле, который придается ей статьей 15.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 №18 (далее – Порядок ведения кассовых операций), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункт 24 Порядка ведения кассовых операций).
Из пункта 27 Порядка ведения кассовых операций следует, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей. Неоприходование денежных средств – это наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными ордерами.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Из изложенного следует, что основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу предприятия является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.
В данном случае, вывод о неоприходовании в кассу заявителя денежных средств за период с 01.03.2009 по 30.03.2009 сделан Инспекцией в связи с тем, что при вычетании из суммы выручки за день суммы сданной выручки Предпринимателем допущены арифметический ошибки в остатке разменного фонда.
Согласно пункту 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104 (далее – Типовые правила) кассир (кассир-операционист) составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в «Книгу кассира-операциониста».
В соответствии с пунктами 6 и 7 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных ЦБ РФ от 18.08.1993 №51 и Государственной налоговой службой РФ 18.08.1993 № 83-6-13/272 (письмо ЦБ РФ от 18.08.1993 № 51), предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указывают показания счетчиков кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец рабочего дня определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте.
Как следует из материалов дела, в журнале кассира-операциониста за проверяемый период отражены показания суммирующих счетчиков на начало и конец рабочего дня, сумма выручки за рабочий день, которые совпадают с данными фискальных отчетов.
Предпринимателем ежедневно заполняется графы журнала кассира-операциониста – остаток разменного фонда на начало и на конец рабочего дня, сумма разменного фонда оформляется чеком внесения в кассу, что подтверждается представленными Предпринимателем Z-отчетами №1183, №1210 (л.д. 13-14).
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил, перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Из пункта 14 Порядка ведения кассовых операций денежные средства выдаются из кассы организации по расходному кассовому ордеру.
Нарушение Предпринимателем порядка выдачи кассиру разменного фонда из кассы организации или арифметические ошибки, допущенные Предпринимателем при подсчете остатка разменного фонда, не образует состав вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Налоговым органом не доказан факт неоприходования Предпринимателем денежной наличности, поскольку под неоприходованием денежной выручки следует понимать часть наличных денежных средств, не учтенных и не поступивших в кассу, то есть сокрытых от налогообложения. Между тем, данные, свидетельствующие о расхождении фактического наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета, налоговым органом не представлены.
Иные нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах Инспекцией не доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности не соответствует закону, суд принимает решение об удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167 – 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным и отменить Постановления ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области №55 от 21.04.2009 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части производство по делу прекратить.
На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Анисимова О.В.