НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2023 № А56-77096/2023

4861/2023-524554(2)





Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2023 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:  судьи Устинкина О.Е., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению):  заявитель общество с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" 

заинтересованное лицо МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ 

НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 27 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ  об оспаривании, 

при участии:
от заявителя: Моисеева А.А. (по доверенности от 07.08.2023),

от заинтересованного лица: Коган К.Л. (по доверенности от 30.01.2023), Журкин Д.А.  (по доверенности от 09.01.2023), 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛИДЕР» (далее ООО «Лидер», 

Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской 

области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России 

 № 27 по Санкт-Петербургу № 2149 от 26.05.2023.
Определением от 18.08.2023 заявление принято к производству.
В материалах дела имеется отзыв заинтересованного лица.

В судебном заседании Общество поддержало заявленные требования. 

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявления, поддерживая 

позицию, изложенную в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Заявитель является собственником объекта недвижимости по адресу: г. Санкт-

Петербург, проспект Девятого Января, д. 21, Литера А, площадью 5138, 30 кв.м.

МИФНС России по г. Санкт-Петербургу в отношении ООО "ЛИДЕР" была 

проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу на имущество 

организаций за 12 месяцев 2020 года.
Период проверки с 17.03.2021 по 17.06.2021.


После завершения камеральной налоговой проверки Заинтересованным Лицом был  составлен акт № 3068 от 01.07.2021. 

Итоговое решение по результатам камеральной проверки налоговой декларации по  налогу на имущество организаций за 2020 год, о привлечении Заявителя к  ответственности за совершение налогового правонарушения, Заинтересованным Лицом  было вынесено 26.05.2023 № 2149. 

На основании Решения № 2149:

А) Заявителю начислена недоимка по налогу на имущество организаций на  имущество, не входящему в Единую систему газоснабжения, за 12 месяцев 2020, в  размере 736 972 рубля, со сроком уплаты до 30.03.2021. 

 Б) Заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового  правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК  РФ), в виде штрафа за неуплату налога за 12 месяцев 2020, в размере 73 697 рублей, со  сроком уплаты 26.05.2023. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с  настоящим заявлением. 

ООО «ЛИДЕР» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 27 по  Санкт-Петербургу с 04.10.2013 по адресу государственной регистрации: 192289, Санкт-  Петербург, пр. Девятого Января, 21. 

В ходе камеральной проверки Декларации Инспекцией установлено следующее:

- по строке 035 «Доля кадастровой стоимости здания» указано значение доли:  107031672/48073954; 

- по строке 025 «необлагаемая налогом кадастровая стоимость» указано значение  58957718. 

Налогоплательщиком произведен расчет (107031672 (кадастровая стоимость  здания) - 58957718 (необлагаемая налогом кадастровая стоимость)* 1,25%. 

В связи с выявленными нарушениями налогового законодательства, а именно  правил учета и исчисления налога на имущество организаций Инспекцией составлен  акт налоговой проверки от 01.07.2021 № 3068 и вынесено решение от 26.05.2023 № 2149  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в  соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности,  предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК  РФ) в виде штрафа в размере 73 697 руб., а также произведено начисление по уплате  налога в сумме 736 972 руб. 

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются  организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в  соответствии со ст. 374 НК РФ

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признаются: 


иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 375 НК  РФ налоговая база в отношении таких объектов определяется исходя из среднегодовой  стоимости; 

В соответствии со ст. 378.2 НК РФ подлежат обложению налогом на имущество  организаций исходя из кадастровой стоимости объекты недвижимого имущества,  принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного  ведения, если объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 ст.  378.2 НК РФ, поименованы в законе субъекта Российской Федерации,  устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой  стоимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ

В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1  ст. 378.2 НК РФ, необходимо также их указание в перечне объектов недвижимого  имущества, определяемом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в  соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ

К объектам, указанным в пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, облагаемым по кадастровой  стоимости, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы)  и помещения в них. 

В пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ указаны нежилые помещения, назначение, разрешенное  использование или наименование которых в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами  технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает  размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового  обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов,  торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. 

На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом  Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее  - Закон № 684-96), согласно п. 1 ст. 1.1 которого налоговая база как кадастровая  стоимость имущества определяется в соответствии со ст. 378.2 НК РФ и с учетом  особенностей, установленных в п. 2 данной статьи, в том числе в отношении  административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в  них. 

Пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях ст. 378.2 НК РФ  административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание  (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким  собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 

Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений,  сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной  власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида  фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, 


устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим  исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган  исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного  налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый  период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 п. 1  ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая  стоимость (далее - Перечень). 

Формирование Перечня, а также порядок его применения, внесение изменений  находятся в компетенции уполномоченных органов власти соответствующих субъектов  Российской Федерации. 

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016   № 207 (ред. от 26.05.2020) «О мерах по совершенствованию контроля за  использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга» уполномоченным органом  по составлению, определению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в Санкт-Петербурге  является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. 

Согласно сведениям, представленным в налоговые органы Управлением  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт- Петербургу (далее - Управление Росреестра), ООО «ЛИДЕР» с 24.03.2015 по  настоящее время является собственником здания с кадастровым номером  78:13:0007479:2042 (Санкт-Петербург, пр-кт Девятого Января, д. 21, литер А). 

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:13:0007479:15  с видом разрешенного использования «Для размещения объектов транспорта (за  исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий  автосервиса, гаражей и автостоянок)» и включено в Перечень объектов недвижимого  имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая  стоимость, на 2020 год под № 3213 (Приказ Комитета по контролю за имуществом  Санкт-Петербурга от 23.12.2019 № 166-п). 

На основании вышеизложенного, налог на имущество организаций 2020 год по  зданию с кадастровым номером 78:13:0007479:2042, а также по всем помещениям,  расположенным в нем, подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта  в соответствии со ст. 378.2 НК РФ

Факт включения здания в Перечень на 2020 год налогоплательщиком не  оспаривается. 

В заявлении ООО «ЛИДЕР» указывает, что в соответствии с информацией,  изложенной в Техническом паспорте на нежилое строение, оспариваемое здание  состоит из нескольких зданий (строений, помещений): подлитер А1....А9. У зданий  разное функциональное и фактическое использование - бытовое, административное,  производственное. 

Исходя из изложенного, по мнению Общества, неправомерно относить к офисным  помещениям складские, производственные и вспомогательные помещения, входящие в  состав здания литеры А, и неправомерно включать площади этих помещений в  налогооблагаемую базу по налогу на имущество. 

По мнению налогоплательщика, налог на имущество организаций по кадастровой  стоимости исчисляется исходя из назначения и фактического использования отдельных  помещений в здании при включении здания в целом в Перечень. 

Согласно данным Управления Росреестра учтен объект недвижимости с  кадастровым номером 78:13:0007479:2042 со следующими характеристиками: вид  объекта недвижимости - здание, назначение - нежилое, наименование -  административный корпус. В отношении данного объекта недвижимого имущества 


осуществлена государственная регистрация права собственности ООО «ЛИДЕР» от  24.03.2015 № 78-78/036-78/047/005/2015-256/1 с долей владения 1/1. 

Таким образом, здание с кадастровым номером 78:07:0003176:76 зарегистрировано  как единый объект недвижимости. Информация о регистрации помещений  (сооружений, корпусов) в здании как самостоятельных объектов отсутствует. 

Кроме того, включение здания в Перечень подразумевает применение кадастровой  стоимости при исчислении налога в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в  отношении здания в целом, а также всех помещений в нем (при отдельном кадастровом  учете таких объектов) независимо от назначения и фактического использования  отдельных помещений. 

Общество полагает, что Инспекция при оформлении и проведении  камеральной налоговой проверки нарушены существенные условия процедуры  рассмотрения материалов налоговой проверки. 

Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых  органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием  для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. 

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой  проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или  судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится  обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка,  участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или)  через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика  представить объяснения. 

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим  налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры  рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели  или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя)  налогового органа неправомерного решения. 

Следует отметить, что нарушение процессуальных сроков при проведении  мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим  безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам  проведения налоговой проверки (Письмо Минфина России от 23.03.2018 № 03-0207/1/18400). 

Кроме того, Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в  постановлении от 30.07.2013 № 57 отмечено, что несоблюдение налоговым органом при  совершении отдельных действий в рамках осуществления мероприятий налогового  контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами  1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3  статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет  изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней,  штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения  налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения  упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена  нормами Кодекса. 

Аналогичные выводы содержит: Письмо ФНС России от 06.03.2018 № ЕД-42/4335@, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2019 № Ф05- 11770/2019 по делу № А40-44663/2018, Постановление Арбитражного суда Северо -  Кавказского округа от 31.05.2019 № Ф08-4277/2019 по делу № А53-24714/2018. 


Вместе с тем, необходимо отметить, что текст заявления  Общество идентичен тексту апелляционной жалобы на обжалуемое решение,  направленное в порядке ст. 139.1 НК РФ в вышестоящий налоговый орган. 

Таким образом, Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу  решением от 17.07.2023 № 16-15/33393@, которым отказано в удовлетворении жалобы,  рассмотрены указанные доводы и им дана соответствующая правовая оценка. 

На основании вышеизложенного, решение Инспекции от 26.05.2023 № 2149 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является  законным, обоснованным и не нарушает права и интересы налогоплательщика. 

При указанных обстоятельствах, заявленные требования не подлежат  удовлетворению. 

Руководствуясь ст.ст. 197, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия. 

Судья Устинкина О.Е.