НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2017 № А56-31823/17

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 июля 2017 года Дело № А56-31823/2017

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Хорошевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко Э.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо - Западному федеральному округу (ИНН: 7838302676; 1047855046546, г. Санкт-Петербург)

заинтересованное лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ИНН: 7724261610; ОГРН: 1037724007276, г. Москва)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя: не явился (извещен),

от заинтересованного лица: Панасик А.П., по доверенности № 291 от 13.02.2017.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - заинтересованное лицо, предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол от 21.04.2017 №АП-78/7/1167).

При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку своего представителя.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.

Представитель Управления поддержал заявленные требования.

В Управление поступили на рассмотрение обращения Соповой И.Е. (вх. №№ 03-64-1453/78 и 03-64-1454/78 от 29.03.2017) по вопросу неполучения почтового перевода наложенного платежа регистрируемого почтового отправления (РПО) № 19410004455696.

В результате рассмотрения обращений Соповой И.Е., представленных ею материалов (копии чека о приеме РПО и отрывного талона к заявлению о розыске), и на основании сведений и документов, полученных по запросу Управления от оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» (вх. 7567/78 от 17.04.2017 и вх. 7967/78 от 21.04.2017), выявлены нарушения установленных сроков пересылки РПО № 19410004455696 и перевода наложенного платежа № 349850, а также порядка приема данного перевода, что свидетельствует о совершении оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Установив в действиях предприятия признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом 21.04.2017 составлен протокол об административном правонарушении № АП-78/7/1167.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

ФГУП «Почта России» осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 108074, выданной 11.04.2013 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Отношения в области почтовой связи в РФ регулируются федеральными законами от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее по тексту - закон «О связи), от 17.07.1999 № 176 ФЗ «О почтовой связи» (далее закон «О почтовой связи»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (НПА), международными договорами, а также законами и иными НПА субъектов РФ в пределах их полномочий.

Согласно статье 4 закона «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируются правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России) от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила).

В силу требований ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы связи обязаны оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ИНН 7724261610/КПП 772401001, ОГРН 1037724007276, юридический адрес: Варшавское шоссе, д. 37, Москва, 131000) осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 108074, выданной 11.04.2013 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Пунктом 5 лицензионных требований лицензии № 108074 от 11.04.2013, выданной ФГУП «Почта России» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, установлена обязанность лицензиата оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.

Согласно пп. «а» и «в» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи (далее Правила), утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, а также обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В соответствии с п. 3 Правил услуги почтовой связи подразделяются на: а) универсальные услуги почтовой связи; б) иные услуги, в том числе: услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи (п. 23 Правил).

Распоряжением ФГУП «Почта России» от 31.03.2016 № 14-р (далее Распоряжение № 14-р) установлены контрольные сроки пересылки посылок, нормативы их обработки и перевозки, а также доставки извещений.

Приказом ФГУП «Почта России» от 21.04.2011 № 150-п «Об установлении контрольных сроков осуществления почтовых переводов денежных средств по технологии ЕСПП в рамках продукта «Почтовый перевод по России» (далее Приказ № 150-п) утвержден максимальный контрольный срок осуществления перевода с выплатой наличными (от момента приема перевода до возможности его выплаты, включая день приема (в рабочих днях) - 2 дня.

Как следует из представленных ФГУП «Почта России» сведений и документов, посылка № 19410004455696 с объявленной ценностью и наложенным платежом, отправитель Сопова И.Е., была принята 26.12.2016 в отделении почтовой связи (ОПС) Санкт-Петербург 194100 и направлена по назначению в ОПС Псков 180000 Псковской области для вручения адресату Селяковой Е.А. (что также подтверждается представленной заявителем копией чека приема РПО), Указанная посылка поступила 03.01.2017 в адресное ОПС Псков 180000 и была вручена адресату 16.01.2017 по вторичному извещению ф. 22-в от 08.01.2017 (подтверждается копией извещения ф. 22-в с распиской получателя).

Установленный Распоряжением № 14-р, максимальный срок пересылки посылок (наземным транспортом) между городами Санкт-Петербург и Псков составляет 2 дня (не включая день приема, нерабочие и праздничные дни). Соответственно, посылка № 19410004455696 должна была поступить 28.12.2016 в ОПС Псков 180000, но, фактически, данное РПО поступило в адресное ОПС 03.01.2017, с нарушением установленного срока на 2 дня (31.12.2016, 01.01.2017-03.01.2017 - выходные и праздничные дни не учитываются).

Правилами оказания услуг почтовой связи определен общий порядок оказания услуг почтовой связи. Более детально, производственные процессы приема, обработки и вручения РПО в объектах почтовой связи регламентированы Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений утвержденным приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п (далее Порядок № 114-п).

Согласно п. 24.2 Порядка № 114-п РПО с объявленной ценностью, пересылаемые с наложенным платежом, выдаются получателю после оплаты им полной суммы наложенного платежа и внесения платы за его пересылку почтовым переводом.

Как указано выше, утвержденный Приказом № 150-п максимальный контрольный срок осуществления перевода с выплатой наличными - от момента приема перевода до возможности его выплаты, включая день приема (в рабочих днях) составляет 2 дня. В соответствии с требованиями Порядка № 114-п и установленным Приказом № 150-п контрольным сроком, перевод наложенного платежа посылки № 19410004455696, полученной адресатом в Пскове 16.01.2017, должен был быть отправлен в Санкт-Петербург в тот же день и должен был поступить в адресное ОПС 17.01.2017. Фактически, перевод наложенного платежа № 349850 был отправлен только 12.04.2017 ^ из ОПС Псков 180000, а в адресное ОПС Санкт-Петербург 197348 поступил 14.04.2017 с замедлением на 87 дней. Указанный перевод был выплачен получателю Соповой И.Е. 18.04.2017 (подтверждается копией чека перевода и бланком оплаты).

Таким образом, оператор почтовой связи ФГУП «Почта России» не обеспечил гр. Соповой И.Е., являющейся пользователем услуг почтовой связи, пересылку РПО № 19410004455696 и почтового перевода наложенного платежа № 349850 в установленные сроки и качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, нарушив требования:

- п. 5 лицензионных требований Лицензии № 108074, выданной 11.04.2013 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

- пп. «а» и «в» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234.

Материалами дела подтверждается наличие в действиях предприятия административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения предприятием вышеназванных требований законодательства в силу чрезвычайных или иных обстоятельств, которое оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9
Кодекса РФ об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу ст. 2.9
Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу вышеприведенной статьи Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, учреждению или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Доказательства исключительности совершенного правонарушения в материалы дела не представлены, в связи с чем оно не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и вины предприятия в его совершении.
При изложенных обстоятельствах, требование Управления о привлечении предприятия к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).

Об обстоятельствах, смягчающих ответственность, предприятие суду не заявило, из материалов дела данные обстоятельства судом не усматриваются.

Судом установлено, что предприятие неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данное обстоятельство признается судом в рассматриваемом случае в качестве отягчающего ответственность предприятия обстоятельства в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что предприятие подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (юридический адрес: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель – УФК по Санкт-Петербургу (Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу)

Лицевой счет 04721А20360

ИНН – 78383026765

КПП – 783801001

ОКТМО – 40303000

Банк – Северо-Западное ГУ банка России г. Санкт-Петербург

БИК – 044030001

Расчетный счет – 40101810200000010001

КБК – 09611690020026000140

УИН – 09600000000005289540

Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить суду.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Хорошева Н.В.