Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 марта 2018 года Дело № А56-100242/2017
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2018 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Денисюк М.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (ОГРН 1127847621110; адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» (ОГРН 1027801535035; адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 4/2)
о взыскании средств субсидии в размере 3000000 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 93390 руб. 41 коп.
при участии
от истца: представитель Строянкова К.А. – доверенность от 22.01.2018, предст. Морозова В.В. – доверенность от 22.01.2018
от ответчика: предст. Ходачук Н.И. – доверенность от 09.01.2018, предст. Иванов М.Ю., Коваль Р.М. – доверенность от 05.07.2016, ген.директор Козлова С.П. – протокол от 22.04.2016 № 03/16
установил:
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (далее – истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» (далее – ответчик, Общество) о взыскании средств субсидии в размере 3000000 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.07.2017 по 27.11.2017 в размере 93390 руб. 41 коп.
В судебном заседании 23.01.2018 представители Комитета поддержали исковые требования. Представители Общества возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений сторон перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее:
На основании распоряжения от 16.12.2015 № 338-р между Комитетом и Обществом был заключен договор от 18.12.2015 № 13 о предоставлении в 2015 году субсидии в сумме 3000000 руб. в целях возмещения части затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ (далее – Договор).Факт получения Обществом субсидии в соответствии с вышеуказанным Договором сторонами не оспаривается.
Субсидия предоставлена на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии Порядком предоставления в 2015 году субсидий на проведение мероприятий по реализации подпрограммы "Инновационное развитие Санкт-Петербурга" государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2015 № 620 (далее – Порядок).
Условия предоставления субсидий организациям, осуществляющим проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, установлены пунктом 4 Порядка, а также пунктом 1.2 Договора.
В качестве одного из условий предоставления субсидии в пункте 4 Порядка указано для организаций, осуществляющих проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ и не осуществляющих на дату подачи заявления на предоставление субсидий выпуска и (или) реализации продукции по итогам работ, наличие согласия организаций, осуществляющих проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, на ежегодное представление в Комитет в 2015 и 2016 годах отчетности о коммерциализации результатов работ путем выпуска и реализации продукции. Аналогичное условие предусмотрено в пункте 1.2 Договора.
На дату подачи заявления о предоставлении субсидии Общество не осуществляло выпуск и реализацию продукции, в связи с чем предоставило в Комитет согласие от 27.11.2015 № 285 на ежегодное предоставление отчетности о коммерциализации результатов работ путем выпуска и реализации продукции.
Пунктом 8.1 Договора предусмотрено, что Получатели субсидий, не осуществляющие на дату подачи заявления на предоставление субсидий выпуск и (или) реализацию продукции по итогам работ, представляют в Комитет ежегодно в срок не позднее 30.06.2016 и 30.06.2017 отчетность о коммерциализации результатов работ путем выпуска и (или) реализации продукции (далее - отчетность о коммерциализации) за 2015 и 2016 годы с приложением:
копий годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 и 2016 годы с отметкой налогового органа об их принятии или подтверждения направления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, и пояснительной записки (в произвольной форме) обосновывающей затраты на выполненные научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы, в том числе по счетам и субсчетам "Результаты исследований и разработок", "Нематериальные активы", "Вложения в нематериальные активы" (в части нематериальных активов, созданных при выполнении научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, в отношении которых подано заявление на предоставление субсидий) и (или) подтверждающие выпуск и (или) реализацию продукции по результатам работ, заверенной подписью руководителя Получателя субсидий или уполномоченного лица и печатью Получателя субсидий (при ее наличии);
копий договоров, актов, платежных документов подтверждающих реализацию продукции с приложением сводного перечня продаж с указанием наименования товара, наименования покупателя, количества единиц продукции и суммы, заверенных подписью руководителя Получателя субсидии или уполномоченного лица и печатью организации (при ее наличии) (за 2015 год в случае наличия);
копий документов (патентов, свидетельств, приказов о признании "ноу-хау"), подтверждающих получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пояснительной записки (в произвольной форме), обосновывающей техническую взаимосвязь охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и выпускаемой и (или) реализуемой продукции, заверенных подписью руководителя уполномоченного лица и печатью организации (при ее наличии) в срок не позднее 30.06.2017.
В соответствии с пунктом 8.3 Договора Отдел в течение 20 рабочих дней с даты регистрации поступления отчетов о коммерциализации в Комитет осуществляет проверку и в случае выявления факта невыпуска и нереализации продукции по итогам работ в срок не позднее 31.12.2016 направляет Получателю субсидий уведомление о возврате субсидий в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления.
Субсидии подлежат возврату Получателем субсидий в бюджет Санкт-Петербурга до 31.12.2016 (пункт 8.4 Договора).
В случае если средства субсидий не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга Получателем субсидий в сроки, установленные в пункте 8.3 настоящего договора, указанные средства подлежат взысканию в бюджет Санкт-Петербурга Комитетом в судебном порядке (пункт 8.6 Договора).
23.06.2017 Обществом была представлена в Комитет отчетность о коммерциализации результатов работ путем выпуска и (или) реализации продукции за 2016 год.
По результатам анализа представленной Обществом отчетности Комитет пришел к выводу о том, что Обществом не представлены документы, подтверждающие получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Комитетом в адрес Общества письма от 20.07.2017 № 01-13-1105/17-0-1, в котором Комитет, ссылаясь на пункт 19 Порядка и пункты 8.3 и 8.4 Договора, уведомил Обществом о необходимости вернуть средства субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение пяти дней с момента получения уведомления.
Поскольку Общество не возвратило средства субсидии в бюджет, Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Комитета в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления в 2015 году субсидий на проведение мероприятий по реализации подпрограммы "Инновационное развитие Санкт-Петербурга" государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы, утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2015 № 620 (далее – Порядок).
В качестве одного из условий предоставления субсидии в пункте 4 Порядка и пункте 1.2 Договора указано для организаций, осуществляющих проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ и не осуществляющих на дату подачи заявления на предоставление субсидий выпуска и (или) реализации продукции по итогам работ, наличие согласия организаций, осуществляющих проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, на ежегодное представление в Комитет в 2015 и 2016 годах отчетности о коммерциализации результатов работ путем выпуска и реализации продукции.
Общество предоставило в Комитет согласие от 27.11.2015 № 285 на ежегодное предоставление отчетности о коммерциализации результатов работ путем выпуска и реализации продукции.
Пунктом 8.1 Договора предусмотрено, что Получатели субсидий, не осуществляющие на дату подачи заявления на предоставление субсидий выпуск и (или) реализацию продукции по итогам работ, представляют в Комитет ежегодно в срок не позднее 30.06.2016 и 30.06.2017 отчетность о коммерциализации результатов работ путем выпуска и (или) реализации продукции (далее - отчетность о коммерциализации) за 2015 и 2016 годы с приложением, в том числе:
- копий документов (патентов, свидетельств, приказов о признании "ноу-хау"), подтверждающих получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пояснительной записки (в произвольной форме), обосновывающей техническую взаимосвязь охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и выпускаемой и (или) реализуемой продукции, заверенных подписью руководителя уполномоченного лица и печатью организации (при ее наличии) в срок не позднее 30.06.2017.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 Договора Обществом 23.06.2017 предоставлена в Комитет отчетность о коммерциализации результатов работ путем выпуска и (или) реализации продукции за 2016 год с приложением комплекта документов.
Доводы Комитета о том, что Обществом в составе отчетности о коммерциализации не были представлены документы, подтверждающие получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отклоняются судом в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1346 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 1354 ГК РФ патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (пункт 1). Охрана интеллектуальных прав на изобретение или полезную модель предоставляется на основании патента в объеме, определяемом содержащейся в патенте формулой изобретения или соответственно полезной модели (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 1363 ГК РФ исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющий это право патент действуют при условии соблюдения требований, установленных настоящим Кодексом, с даты подачи заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности или в случае выделения заявки (пункт 4 статьи 1381) с даты подачи первоначальной заявки двадцать лет - для изобретений.
При этом в силу пункта 1 статьи 1392 ГК РФ изобретению, на которое подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, со дня публикации сведений о заявке (пункт 1 статьи 1385) до даты публикации сведений о выдаче патента (статья 1394) предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения, но не более чем в объеме, определяемом формулой, содержащейся в решении указанного федерального органа о выдаче патента на изобретение.
Как следует из материалов дела, Обществом с отчетностью о коммерциализации было представлено в Комитет заявление о выдаче патента Российской Федерации на изобретение «Железнодорожный карликовый светофор», зарегистрированное Федеральной службой по интеллектуальной собственности 10.11.2015 вх.№ 074224 (рег. № 2015148254) с приложением заявки на изобретение, в которой указана формула изобретения, а также указана дата публикации заявки – 22.05.2017.
Таким образом, в силу положений статей 1385, 1392 ГК РФ по состоянию на 30.06.2017 изобретение Общества имело правовую (временную) охрану результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).
Приказом Минэкономразвития России от 25.05.2016 № 315 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата (далее – Административный регламент)
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента срок предоставления государственной услуги в части государственной регистрации изобретения и выдачи патента составлял на дату подачи Обществом заявления на получение патента шестьдесят шесть месяцев (после внесения изменений Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2016 № 647 срок уменьшен до тридцати четырех месяцев).
Из материалов дела усматривается, что решение о выдаче Обществу патента на изобретение «Железнодорожный карликовый светофор» было принято Федеральной службой по интеллектуальной собственности 03.07.2017, то есть до направления Комитетом в адрес Общества письма от 20.07.2017 № 01-13-1105/17-0-1 о возвращении средств субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
Сопроводительным письмом от 31.07.2017 № 195 (вх. Комитета от 03.08.2017 № 01--13-1165/17-1-0) Общество направило в Комитет решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности о выдаче патента на изобретение.
В материалы дела Обществом также представлена копия патента на изобретение «Железнодорожный карликовый светофор» № 2627895 с датой регистрации в Государственном реестре изобретений 14.08.2017. В патенте № 2627895 указана дата приоритета изобретения 10.11.2015 и срок действия исключительного права - до 10.11.2035.
Следовательно, в силу пункта 1 статьи 1363 ГК РФ правовая охрана изобретения Общества предоставлена с 10.11.2015 по 10.11.2035. Копия патента также была направлена Обществом в Комитет письмом от 19.09.2017 № 244.
Учитывая изложенное, выводы Комитета о нарушении Обществом пункта 8.1 Договора и непредставлении документов, подтверждающих получение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, являются необоснованными, не соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и представленным в материалы дела доказательствам.
При таких обстоятельствах, предусмотренных пунктами 8.4 и 8.6 Договора оснований для обращения Комитета в суд с требованием о взыскании с Общества субсидии не имеется.
Суд также полагает необоснованной ссылку Комитета в обоснование заявленных требований на положения пункта 19 Порядка.
Пунктом 19 Порядка предусмотрено, что субсидии, предоставленные организациям, осуществляющим проведение научно-исследовательских и(или) опытно-конструкторских работ и не осуществившим в 2016 году выпуска и(или) реализации продукции по итогам работ, подлежат возврату в 2017 году получателями субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.
Однако в рассматриваемом случае, как следует из материалов дела Обществом в составе отчетности о коммерциализации были представлены документы. подтверждающие осуществление в 2016 году выпуска и реализации продукции по итогам работ (договоры с ООО «СМП» и ОАО «Элтеза», товарные накладные, счета-фактуры и платежные поручения). Данное обстоятельство Комитетом не опровергнуто.
Таким образом, предусмотренных пунктом 19 Порядка оснований для возврата Обществом субсидии также не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Комитета надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Денисюк М.И.