Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
02 августа 2019 года Дело № А56-23649/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Ранневой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Перепелица Е.Ф. (до перерыва), секретарем Габдуллиным Р.И. (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027810318425)
ответчик: АО «Адмиралтейские верфи» (ОГРН 1089848054339)
о взыскании
при участии представителей согласно протоколам судебного заседания
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга обратилось с иском к АО «Адмиралтейские верфи» о взыскании 1 542 862 руб. 91 коп. убытков, возникших в связи с непредставлением сведений за август 2018г. в Пенсионный фонд Российской Федерации, повлекшим незаконную выплату пенсии в завышенном размере застрахованным лицам, являющимся получателями страховой пенсии за период с 01.11.2018 по 31.12.2018.
В судебном заседании, продолженном после перерыва согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требование и просил взыскать с ответчика 936 575 руб. убытков по тем же основаниям; ответчик возражал против удовлетворения иска согласно отзыву.
В обоснование требований пенсионный фонд указал на то, что выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии в отношении пенсионеров, вины которых в образовании переплаты пенсии не установлено; данные переплаты возникли по вине страхователя (работодателя) АО «Адмиралтейские верфи» в связи с тем, что им в 2018г. не представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период – август 2018г на застрахованных лиц, являющихся получателями страховой пенсии; сведения по форме СЗВ-М по типу «дополняющая» за указанный период представлены с нарушением срока; в результате непредставления работодателем данных сведений Пенсионному фонду причинен ущерб в связи с выплатой пенсий в завышенном размере.
В отзыве на иск ответчик указал, что доводы истца не являются обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 названного Кодекса).
Таким образом, привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно при установлении совокупности следующих условий: доказанности, что ответчик является лицом, причинившим убытки; наличия убытков и их размера; противоправности поведения причинителя вреда; наличия причинно-следственной связи между его противоправным поведением и возникшими убытками.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой невозможность привлечения к имущественной ответственности в виде взыскания убытков.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинно-следственную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
Как следует из материалов дела, пенсионный фонд взыскивает убытки, которые возникли в связи с выплатой за период с 01.11.2018 по 31.12.2018 года сумм пенсий, проиндексированных с 01.08.2018. Полагая, что переплата пенсии с учетом индексации возникла по причине несвоевременного представления Предприятием отчетности по форме СЗВ-М за август 2018 года, пенсионный фонд обратился в суд с требованием возместить убытки.
В пункте 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» (Закон № 400-ФЗ) установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты\страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся в ч. 5 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Действующим законодательством установлена обязанность по предоставлению индивидуальных сведений о застрахованных лицах в следующей отчетности: отчет формы СЗВ-М, предоставляемой помесячно; расчет формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально. В каждом из указанных отчетов содержатся индивидуальные сведения о застрахованных лицах.
17.10.2018 ответчик представил в установленном порядке по телекоммуникационным каналам связи отчет по форме РСВ-1 (расчет страховых взносов) за 3 кв. 2018, из которого следует, что указанные в иске пенсионеры в августе - сентябре 2018 года не увольнялись, трудовую деятельность не прекращали.
В силу ст. п. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
Таким образом, пенсионный фонд по состоянию на 24.10.2018 располагал сведениями о том, что указанные в иске пенсионеры трудовую деятельность в августе - сентябре 2018 года не прекращали, следовательно, пенсионный фонд в силу прямого указания закона, а именно пункта 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, обязан был с 01.11.2018 прекратить выплаты.
Поскольку данные требования не выполнены, осуществление выплат с 01.11.2018 пенсионным фондом не прекращено, оснований для взыскания с ответчика убытков за период с 01.11.2018 по 31.12.2018 не имеется.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств наличия всей совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания убытков с ответчика.
Согласно ч. 12 ст. 21 Закона № 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 26.1 данного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с ч. 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевшей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионный фонд на основании представленных Предприятием 17.10.2018 сведений по форме РСВ за 3 кв. 2018, а также СЗВ-М (дополняющая) не прекратил выплаты с 01.11.2018.
При таких обстоятельствах следует признать, что прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и выплатой пенсий в повышенном размере с 01.11.2018 не имеется, наличие оснований для удовлетворения иска не подтверждено.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (зарегистрированы в Минюсте России 31.12.2014 № 35495.
Пунктом 22 указанных Правил прямо предусмотрено, что излишне уплаченная сумма пенсии может быть удержана из пенсии на основании добровольного согласия пенсионера на возмещение излишне полученных сумм пенсии, которое оформляется соответствующим заявлением пенсионера. Форма заявления о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии предусмотрена Приложением № 7 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.11.2016 № 600н.
При изложенных обстоятельствах суд не признал заявленные требования обоснованными и доказанными материалами дела, возражения ответчика заявлены правомерно, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Раннева Ю.А.