Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
28 мая 2015 года Дело № А56-17585/2015
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2015 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Соколовой Н.Г. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Очировой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Интро-Пелла"
заинтересованное лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Ленинградской области
об оспаривании требования
при участии
от заявителя - Полушин В.А., по доверенности от 03.03.2015,
от заинтересованного лица – не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Интро-Пелла» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе Ленинградской области (далее – Управление) от 18.02.2015 №057 008 15 ЗП 0004948.
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 АПК РФ в отсутствие представителя Управления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Общества, суд установил следующее.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица с внесением записи в ЕГРЮЛ 09.10.2014. Общество создано в результате реорганизации Закрытого акционерного общества «Интро-Пелла» в форме его преобразования и является его правопреемником.
В связи с преобразованием к вновь возникшему юридическому лицу – Обществу перешли права и обязанности реорганизованного юридического лица. Трудовые отношения с работниками продолжились.
16.02.2015 Общество в Управление по телекоммуникационным путем представлен расчет РСВ-1 ПФР за 2014 год по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Общество письмом исх. № 82 от 16.02.2015 уведомило Управление о том, что произвело расчет страховых взносов за 4 квартал 2014 года с применением пониженных ставок по тарифам, установленным пунктом 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ) в связи с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат, которых превысили 624 000 руб. с начала расчетного периода. В связи с тем, что трудовые договоры при реорганизации предприятия с работниками не расторгались, индивидуальные лицевые счета на работников не изменились, Общество исчисляло расчетный период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
17.02.2015 Управление направило заявителю Уведомление об отказе в приеме Расчета в связи с наличием ошибок в разделах 1-5 РСВ-1, указанных в приложении к указанному Уведомлению.
18.02.2015 Управлением вынесено требование №057 008 15 ЗП 0004948 о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Обществу предложено в течение 5 дней со дня вручения требования представить необходимые пояснения к расчету либо внести соответствующие исправления.
Из письма Управления от 18.02.2015 №06-00/225 следует, что Общество должно представлять расчет, в котором отражать данные с момента создания организации, то есть с 09.10.2014, без учета информации по ЗАО «Интро-Пелла».
Общество направило в Управление пояснения от 19.02.2015 №93, в которых сообщило, что правомерно учло выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизуемой организации (ЗАО «Интро-Пелла») из ЕГРЮЛ, поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником были продолжены, в связи с чем заявитель, как плательщик страховых взносов, был вправе учесть и учел в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица.
Требование Управление оспорено Обществом в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Закона №212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В частях 1, 2 статьи 10 Закона №212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (часть 3 статьи 8 Закона №212-ФЗ).
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (часть 4 статьи 8 Федерального закона №212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Общество создано в результате реорганизации Закрытого акционерного общества «Интро-Пелла» в форме его преобразования и является его правопреемником.
Управление считает, что при сдаче отчетности Общество не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения организации из единого государственного реестра юридических лиц.
Между тем пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Следовательно, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона №212-ФЗ признается календарный год.
При этом Федеральным законом №212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации - плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником – Обществом продолжены, отчетности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.
На основании изложенного требование Управления подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Ленинградской области от 18.02.2015 №057 008 15 ЗП 0004948.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Интро-Пелла» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Соколова Н.Г.