НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2016 № А56-32913/16

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

27 июля 2016 года                                                              Дело № А56-32913/2016

Резолютивная часть решения объявлена июля 2016 года . Полный текст решения изготовлен июля 2016 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Калайджяна А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Клипацкой О.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЗПРОМНЕФТЬ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ"

заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу

о признании незаконным решения

при участии

от заявителя  Шахбазян Э.В. по доверенности от 16.05.2016 г. №Д-223

от заинтересованного лица Шелыганова С.А. по доверенности от 02.02.2016 г.. Шаркова ю.А. по доверенности от 20.07.2016 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ГАЗПРОМНЕФТЬ-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее- налоговый орган, инспекция заинтересованное лицо) № 11 по Санкт-Петербургу от 25.12.2015 г. №3491.

Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела обеспечили явку представителей в судебное заседание.

Представитель заявителя требования подержал в полном объеме. Представители инспекции против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, суд установил:

Межрайонной инспекцией ФНС России № 11 по Санкт - Петербургу проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» (далее - Истец, Общество) по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государстве-членов Таможенного союза за июнь 2015 г.

По результатам проверки был составлен акт № 5078 от 05.11.2015.

В связи с получением акта от Инспекции, Обществом было направлено возражение с просьбой принять во внимание смягчающие обстоятельства при вынесении решения.

По результатам рассмотрения акта проверки и возражений, представленных Обществом, налоговым органом  принято решение № 3491 от 25.12.2015 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с вышеуказанным решением  общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 ст.119 НК РФ с назначением штрафа в размере 56 890 руб.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило в Управление ФНС по Санкт-Петербургу (далее - Управление) апелляционную жалобу с требованием об отмене решения.

Управление, рассмотрев апелляционную жалобу Общества приняло решение от 17.02.2016 № 16-13/05432, в соответствии с которым оставило апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.

Полагая решение налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

 Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд полагает заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению, ввиду следующего.

В силу пункта 4 статьи 6 НК РФ, в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза, производится в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.

В соответствии со статьей 72 Договора, пункта 33 Протокола установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы , товары по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.

Согласно пункту 17 раздела III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

В силу пункта 20 раздела III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган подтверждающие документы и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Косвенные налоги, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (пункт 19 Протокола).

Как следует из материалов дела, согласно заявлению ООО «Газпромнефть - Региональные продажи» о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном в налоговый орган в электронном виде (зарегистрировано 23.07.2015 № 7842230720150001) приобретенный товар (бензин) оприходован налогоплательщиком 28.06.2015.

Форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза и Порядок ее заполнения, утверждены Приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2010 № 17974).

Срок представления декларации по косвенным налогам за июнь 2015 года -20.07.2015, срок уплаты косвенных налогов - 20.07.2015.

ООО «Газпромнефть - Региональные продажи» в нарушение пункта 20 Протокола, представило в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза за июнь 2015 года - 21.07.2015, что подтверждается документами: подтверждением даты отправки, квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

В нарушение пункта 19 Протокола, уплата НДС за июнь 2015 года при импорте товаров произведена Обществом 21.07.2015 (платежное поручение № 13382 на сумму 5 980 000 руб.), уплата акциза за июнь 2015 года произведена 21.07.2015 (платежное поручение № 13380 на сумму 5 474 500 руб.).

В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 19 настоящего Протокола, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 20 настоящего Протокола, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена (пункт 22 Протокола).

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (пункт 1 статьи 119 НК РФ).

Таким образом, действия ООО «Газпромнефть - Региональные продажи» по несвоевременному представлению рассматриваемой налоговой декларации образуют состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Таким образом, Общество правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Как следует из заявления общества, в обоснование незаконности оспариваемого решения налогового органа, заявитель ссылается на несоразмерность штрафных санкций содеянному правонарушению, а так же на наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, а именно: налоговое правонарушение совершено впервые, общество является добросовестным налогоплательщиком, в действиях общества отсутствует злой умысел; налог при импорте товаров уплачен своевременно; срок опоздания представления налоговой декларации незначителен; при вынесении решения налоговым органом не учтено наличие переплаты в Федеральный бюджет РФ по налогам, зачисляемым в данный бюджет.

В отношении указанных доводов, суд отмечает следующее.

 В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения   материалов   налоговой   проверки   руководитель   (заместитель руководителя)   налогового   органа   выявляет,   в   том   числе   обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

На основании пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего    ответственность    обстоятельства    размер    штрафа    подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

Как следует из материалов дела, сумма штрафа, исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ составила 568 902,57 руб. (298 413,61 руб. + 270 488,96 руб.), где - 298 413,61 руб. - сумма штрафа, исчисленная в отношении подлежащего уплате на основании декларации налога на добавленную стоимость; 270 488,96 руб. - сумма штрафа, исчисленная в отношении акциза.

Возражения ООО «Газпромнефть - Региональные продажи» от 26.11.2015 б/н, представленные на акт налоговой проверки от 05.11.2015 № 5078 содержали ходатайство налогоплательщика о применении смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: налоговое правонарушение совершено впервые, общество является добросовестным налогоплательщиком, в действиях общества, отсутствует умысел на совершение налогового правонарушения; наличие переплат по налогам, уплачиваемым в Федеральный бюджет РФ и отсутствие задолженности на 20.07.2015 перед Федеральным бюджетом РФ по НДС; незначительность просрочки представления налоговой декларации; уплата НДС произведена на 5 дней раньше установленного законом срока.

Как указано в решении налогового органа от 25.12.2015 № 3491, при привлечении ООО «Газпромнефть - Региональные продажи» к ответственности за совершение налогового правонарушения учтены следующие смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: незначительность просрочки представления налоговой декларации в налоговый орган (один день); налогоплательщик ранее не привлекался к налоговой ответственности (в том числе за аналогичное правонарушение); отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения; на момент составления акта проверки налог уплачен в полном объеме; несоизмеримость (несоразмерность) штрафа совершенному правонарушению и его последствиям.

С учетом установленных обстоятельств, смягчающих ответственность, сумма исчисленного штрафа уменьшена налоговым органом на 90 % (512 012, 57 руб. = 568 902,57 руб. * 90%), т.е. в 10 раз и составила 56 890 руб. (568 902,57 руб. - 512 02,57 руб.).

В отношении доводов налогоплательщика о своевременности уплаты налога при импорте товаров и наличии переплаты по налогам, зачисляемым в Федеральный бюджет, суд отмечает следующее.

Общество указывает, что оплата НДС произведена 20.07.2015, т.е. на 5 дней раньше срока установленного пунктом 1 статьи 174 НК РФ на его уплату.

Срок уплаты косвенных налогов при импорте товаров, установлен пунктом 19 Протокола - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Срок уплаты налога за июнь 2015 года - 20.07.2015.

Согласно документам, представленным ООО «Газпромнефть - Региональные продажи» с рассматриваемой налоговой декларацией, уплата НДС за июнь 2015 года при импорте товаров произведена  обществом 21.07.2015 (платежное поручение № 13382 на сумму 5 980 000 руб.), уплата акциза за июнь 2015 года произведена 21.07.2015 (платежное поручение № 13380 на сумму 5 474 500 руб.). Таким образом, следует, что уплата косвенных налогов при импорте товаров произведена налогоплательщиком с нарушением срока, установленного пунктом 19 Протокола. Тем не менее, в обжалуемом решении от 25.12.2015 № 3491, факт уплаты налога в полном объеме на момент составления акта от 05.11.2015 № 5078 учтен в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.

Сам факт наличия переплаты по налогам, зачисляемым в Федеральный бюджет РФ, не влечет за собой устранение нарушения установленного порядка представления налоговой декларации при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза и не может являться обстоятельством для освобождения от ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ

Также, налогоплательщик указывает на неправомерность привлечения его к налоговой ответственности,  предусмотренной ст.  119НК РФ на том основании, что  составом данного правонарушения является непредставление декларации в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах.

При этом, по мнению налогоплательщика международные соглашения, и в частности Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, предусматривающий сроки представления налоговой декларации, не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах».

Вследствие чего, по мнению заявителя к нему не применима ответственность, установленная за нарушение срока представления налоговой декларации, предусмотренная п. 1 ст. 119 НК РФ.

Суд полагает, указанную позицию общества ошибочной ввиду следующего.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно п. 3 ст. 31 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Договор о Евразийском экономическом союзе, от 29.05.2014 вступил в силу с 1 января 2015 г.

В рамках Таможенного союза действует особый порядок уплаты НДС при перемещении товаров, выполнении работ и оказании услуг, котрый регулируется Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», а также принятыми в соответствии с Соглашением Протоколами.

Таким образом, согласно положениям ст.17 - 22 раздела 3 Приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения. Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров или срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств-членов, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов,   пеней   и   меры   ответственности,   установленные   законодательством   этого государства-члена.

При таких обстоятельства, суд полагает решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Санкт-Петербургу от 25.12.2015 г. №3491 законным и обоснованным, а заявленные обществом требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                           Калайджян А.А.