НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2007 № А56-42185/06

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 марта 2007 года                                                            Дело № А56-42185/2006

Резолютивная часть решения объявлена 19  марта  2007  года

Полный текст решения изготовлен   22 марта 2007 года

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе  судьи Денего Е.С. Денего Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания   судьей   Денего Е.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению  Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой  службы России № 9 по  Санкт-Петербургу

Межрайонная ИФНС России №9 по Санкт-Петербургук ответчик/заинтересованное лицо: СО ОВИП  ГУ ФССП по Санкт-Петербургу, ГУ ФССП по СПб отдел по особо важным исполнительным производствам

третьи  лица: ООО «Балтсвязьстрой», ГУ ФССП по Санкт-Петербургу  ООО 'Балтсвязьстрой', ГУ ФССП по СПб

о признании недействительным постановления

при участии

от  заявителя: Бобров В.В. (доверенность от 14.04.2006 № 03/002269), Шакирова И.В. (доверенность от  22.01.2007 № б\н),

от ответчика:  не явился, извещен

от  третьих лиц:  не явились, извещены

установил:

               Межрайонная  инспекция  Федеральной  налоговой   службы  России № 9  по  Санкт-Петербургу  (далее - Инспекция) обратилась  в  Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления  судебного  пристава-исполнителя  специального  отдела по особо важным исполнительным производствам  Главного  Управления  Федеральной  службы  судебных приставов по Санкт-Петербургу Коноваловой Е.Ю. (далее -  судебный пристав-исполнитель) от 22.08.2006  о наложении  штрафа в размере 2  минимальных размеров  оплаты  труда (далее - МРОТ) за  неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

            Представитель Инспекции заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылался  на  уважительность причин для неисполнения исполнительного документа и неправомерность  принятого постановления  о  взыскании штрафа.

           Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  дела  извещены надлежащим образом в соответствии с положениями статьи 123 АПК РФ, своих представителей в судебное заседание  не направили.

            Суд, с учетом мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, определил рассмотреть дело в данном судебном заседании в соответствии с положениями статей 123, 156  АПК РФ, по имеющимся   в материалах дела документам.

              Как  следует  из  материалов  дела,  решением  Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга  и Ленинградской области по делу № А56-10700/2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, на Инспекцию возложена обязанность   возместить   ООО «Балтсвязьстрой»  из бюджета   налог на добавленную  стоимость (далее - НДС) за январь-май  2005 года    в размере  22 083 527  руб.

            Во  исполнение решения  суда по делу № А56-10700/2006 Арбитражным  судом  города  Санкт-Петербурга и Ленинградской  области   выдан  исполнительный лист № 414677, на  основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное  производство от 24.05.2006  № 1894/01/06,  в рамках которого должнику установлен срок   для  добровольного  исполнения  требований  исполнительного  документа.

         Постановлением  судебного  пристава-исполнителя  от 22.08.2006  на   руководителя Инспекции наложен  штраф в размере 2 МРОТ – 200 руб. за неисполнение без  уважительных  причин  требований исполнительного документа и установлен срок до 24.08.2006  для  исполнения  требований  исполнительного  документа.

           Полагая, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.08.2006  на руководителя  Инспекции  неправомерно наложен штраф  за неисполнение  исполнительного документа, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, указав на то, что неисполнение исполнительного документа вызвано  уважительными причинами, а именно обращением Инспекции в  суд кассационной инстанции с жалобой на решение суда, на основании которого возбуждено исполнительное  производство и   с ходатайством о  приостановлении исполнения судебных актов.

        Инспекция в заявлении также указала на то, что  определением ФАС СЗО от  01.09.2006  ходатайство Инспекции удовлетворено и исполнение судебных актов приостановлено.

          В  соответствии со  статьей 16  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются  обязательными  для органов  государственной  власти, органов местного самоуправления, иных  органов, организаций, должностных  лиц и граждан  и подлежат  исполнению  на  всей  территории   Российской Федерации.

         Согласно положениям статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном  производстве» судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению  исполнительный документ от суда  или другого  органа, его  выдавшего, и возбудить  исполнительное производство. В постановлении о возбуждении исполнительного  производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного  исполнения  содержащихся  в  исполнительном  документе  требований, который  не  может  превышать  пяти дней со дня  возбуждения  исполнительного  производства.

 В соответствии с положениями статьи  87 ФЗ «Об исполнительном  производстве», предусматривающей ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве предусмотрено, что за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий - приводу, о чем выносится соответствующее постановление.

           Из материалов дела (ответа и заявления налогового органа) усматривается, и не оспаривается Инспекцией, что судебным приставом-исполнителем в адрес Инспекции направлялось повторное требование от 15.08.2006, в связи с истечением срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа.

          Судом на основании материалов дела установлено, что Инспекция, не исполнив ни требования исполнительного листа, ни законного  требования судебного пристав-исполнителя от 15.08.2006 об исполнении исполнительного документа, направила в адрес судебного  пристава-исполнителя ответ от 17.08.2006 (л.д. 18), в котором указала на то, что  налоговым органом подана  кассационная жалоба  с ходатайством о приостановлении исполнения  судебных актов, где  также  просила приостановить исполнительное  производство. Сведений  о том, что к  указанному ответу  были приложены  документы, подтверждающие направление кассационной жалобы в арбитражный суд, доказательства принятия жалобы и  удовлетворения ходатайства о приостановлении  исполнения  судебных актов,  налоговым органом не представлено.

          Таким образом, судом установлено и не оспаривается  представителем Инспекции, что на момент вынесения постановления  от 22.08.2006 о  наложении штрафа за неисполнение исполнительного документа,  требования исполнительного документа не были исполнены  в добровольном  порядке. 

          Суд, изучив имеющиеся в материалах дела документы и заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, считает, что требования заявителя  удовлетворению не подлежат.

          Обращение  Инспекции  с кассационной жалобой   и ходатайством о приостановлении   исполнения судебных актов и  несогласие Инспекции с судебными актами не  может  являться  уважительными  причинами  для неисполнения   исполнительного документа.

          Судебный акт вступил в законную  силу и согласно положениям статьи 16  АПК РФ  является обязательным для органов государственной власти, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, должностных  лиц и граждан  и подлежит  исполнению  на  всей  территории   Российской Федерации.

            Вместе    с тем, суд рассматривает дело  на основании имеющихся в материалах дела документах в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.

           Ссылка Инспекции на то, что   определением  ФАС СЗО  от 01.09.2006  приостановлено исполнение обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не  подтверждается представленными в материалы дела документами. Кроме того, указанный довод, как довод о необоснованном наложении судебным приставом-исполнителем на руководителя налогового органа штрафа, отклоняется судом на том основании, что на момент вынесения постановления  от 22.08.2006 о  наложении штрафа, исходя из сведений, представленных заявителем,  определение суда  о приостановлении исполнения судебных актов не имелось, а оно было  принято  только 01.09.2006.

           Таким образом,  принятие в последующем определения кассационной инстанции не может являться основанием для признания недействительным постановления о наложении штрафа за неисполнение требований исполнительного документа.

         Сведений о каких-либо иных уважительных причинах для неисполнения исполнительного документа,  Инспекцией  не  представлено.

          Таким образом, суд считает, что  судебный пристав-исполнитель правомерно в соответствии с положениями статьи 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»  наложил  штраф за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя на должностное лицо  налогового органа – руководителя МИФНС РФ № 9 по Санкт-Петербургу  в размере,  предусмотренном законодательством.

           Постановление судебного пристава-исполнителя соответствует ФЗ «Об исполнительном  производстве» и не нарушает прав и законных интересов налогового органа.

          Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о приостановлении исполнительного производства  согласно положениям  статьи 327 АПК РФ  входит в компетенцию арбитражного суда, а не судебного пристав-исполнителя.

          При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения   заявленных требований Инспекции о признании недействительным постановления  судебного пристава-исполнителя  от 22.08.2006 о наложении штрафа за неисполнение  исполнительного  документа, поскольку требования исполнительного документа не были исполнены в добровольном порядке в установленный  срок, а уважительные  причины для  не исполнения требования отсутствовали.     

       Аналогичная позиция отражена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-16213/2006.    

       Руководствуясь статьями 167-170, 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд

решил:

В удовлетворении  требований, заявленных МИФНС РФ № 9  по  Санкт-Петербургу   отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или  кассационная  жалоба   в Федеральный  арбитражный  суд  Северо-Западного  округа в срок, не превышающий  двух месяцев со дня  вступления  решения  в законную  силу.

Судья                                                                                                       Денего Е.С.