4791/2023-350149(2)
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2023 года. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2023 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермолаевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт- Петербургу,
Заинтересованное лицо: Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании пени в размере 9 532 324,37 руб.
при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 13.09.2022,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 16.03.2023,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Ленинградской области (далее – заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, Учреждение) пени в размере 9 532 324,37 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявления возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны в судебном заседании, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено статьей 388 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НКРФ.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд,
В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу пункта 5 статьи 397 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки,
аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 настоящего Кодекса.
Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 363 НК РФ налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством.
В результате мероприятий налогового контроля Учреждению на выявленные недоимки по уплате земельного налога начислены пени, взыскание которых в размере 9 532 324, 37 рублей является предметом заявления по настоящему делу.
При определении сумм неуплаченного земельного налога налоговый орган исходил из наличия оснований для применения установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговых ставок для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и отсутствия оснований для освобождения принадлежащих Учреждению участков от налогообложения как изъятых из оборота.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
Из толкования пункта 5 статьи 27 ЗК РФ следует, что ограничение земельных участков в обороте связано с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Таким образом, основанием отнесения земельных участков к категории ограниченных в обороте или изъятых из оборота является не только предоставление участка для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, но и назначение и характер использования объекта на нем расположенного.
Согласно сведениям Единого государственного реестра налогоплательщиков ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России состоит на налоговом учете по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику земельных участков, в том числе в субъектах:
- УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОКТМО 11701000);
- УФНС России по Санкт-Петербургу (ОКТМО 40357000);
- УФНС России по Мурманской области (ОКТМО 47733000, 47730000, 47735000, 47608403, 47608158, 47528000);
- УФНС России по Новгородской области (ОКТМО 49701000).
Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сформированы и направлены в адрес ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год № 1865923 от 22.04.2021 на сумму 492 руб., № 707067 от 14.05.2021 на сумму 4 184 руб., № 2051105 от 22.04.2022 на сумму 193 руб.
Налог исчислен в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 29:28:106067:1679, 29:28:103075:3510, 29:28:106051:3157, 29:28:110270:190, 29:28:112226:293, 29:28:103075:3504, 29:28:112226:294, 29:28:112226:292, 29:28:101068:125. Указанные земельные участки отнесены к ограниченным в обороте. На основании этих данных земельный налог исчислен по ставке 0,3%.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2019 год Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу принято решение о привлечении к ответственности № 2.13-15/12 от 12.01.2021, согласно которому Учреждению исчислен налог в сумме 37 067 569 руб., Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, сумма штрафа по решению составила 1000 руб., сумма пеней составила 6 196 162,73 руб.
В результате мероприятий налогового контроля Инспекцией установлено занижение налогоплательщиком земельного налога за 2019 год в размере 37 067 569 руб. в результате неотражения в налоговой декларации земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:221301:27, 29:16:221301:26, 29:22:022001:59, 29:22:022547:33, 29:22:022001:73, 29:22:022001:75, 29:22:040211:114, 29:22:040201:1687, 29:16:064702:48, 29:16:064702:47, 29:22:040718:64, 29:16:064702:50, 29:22:040718:63, 29:22:023013:15, 29:22:040201:48, 29:22:040718:62, 29:16:064702:3140, 29:16:064702:72.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Ленинградской области налог исчислен в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков со следующими кадастровыми номерами 47:07:0940001:267, 47:07:1301161:4 (ставка 1,50%), 47:07:0103001:1 (ставка 0,3%), 47:07:1424001:5 (ставка 0,3%), 47:07:0516001:336 (ставка
0,3%), 47:07:0516001:323 (ставка 0,3%), 47:08:0000000:63 (ставка 0,3%), 47:07:0516001:321 (ставка 0,3%), 47:07:0153001:3574 (ставка 0,3%), 47:07:0940001:266 (ставка 0,3%), 47:08:0000000:2835 (1,50%).
Межрайонная ИФНС России № 2 по Ленинградской области сформировано и направлено ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога» № 2822378 от 17.11.2022 за 2020-2021 годы. Сумма исчисленного земельного налога составила 5 978 руб.
Доначисления Межрайонной ИФНС России № 1, 2 по Мурманской области были произведены на основании решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений № 471/1 от 05.11.2019 (ОКТМО 47737000), № 1415 от 16.11.2020 (ОКТМО 47730000, 47733000, 47737000, 47735000), № 160-2 от 30.09.2019 (47620401, 47528000, 47608158), принятых по результатам камеральных проверок налоговых деклараций за 2017-2019 годы.
По результатам камеральной налоговой проверки за 2017 год Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области принято решение о привлечении к ответственности № 160-2 от 30.09.2019, которым Учреждению исчислен налог в сумме 5 181 211 руб., Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ – сумма штрафа по решению составила 129 530,27 руб.; по пункту 1 статьи 119 НК РФ – сумма штрафа 194 311,12 руб., сумма пеней составила 1 385 483,81 руб. в соответствии со следующими расчетами.
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено отсутствие на участках с кадастровыми номерами 51:04:0030001:33, 51:19:0050201:19, 51:19:0050201:1, 51:19:0050201:2, 51:19:0050201:3, 51:04:0030001:32, 51:19:0050205:10, 51:19:0050307:576, 51:19:0080109:3, 51:19:0060301:4, 51:19:0080101:11, 51:18:0000000:19, 51:19:0020131:2, 51:19:0050304:431, 51:19:0000000:128, 51:19:0050201:33, 51:19:0080101:105, 51:04:0070001:22, 51:19:0050302:291, 51:19:0080101:23, 51:19:0050302:290, 51:19:0080302:670, 51:19:0080302:674 зданий, строений, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, данные земельные участки являются ограниченными в обороте, в отношении которых подлежит исчислению земельный налог за 2017 год в общей сумме 456355 руб.
Согласно Решению Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Алакуртти № 299 от 08.11.2016 в отношении земельных участков «иного разрешенного использования, за исключением земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства» предусмотрена ставка налога в размере 0,45%.
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено фактическое использование в 2017 году объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 51:19:0050305:715, в предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог за 2017 год в размере 556 руб. (ставка налога 0,45%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено фактическое использование в 2017 году объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 51:19:0050305:714, в предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог за 2017 год в размере 116 руб. (ставка налога 0,45%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено фактическое использование в 2017 году объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 51:19:0050307:589, в предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог за 2017 год в размере 1912 руб. (ставка налога 0,45%).
Согласно Решению Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша № 587 от 25.11.2013 в отношении земельных участков «иного разрешенного использования» в населенных пунктах предусмотрена ставка налога в размере 0,57%.
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено фактическое использование в 2017 году объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:18:0040108:22, в предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог за 2017 год в размере 2385 руб. (ставка налога 0,57%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что в 2017 году земельный участок 51:19:0030173:1 не использовался для нужд обороны по причине отсутствия дислоцированных войсковых частей, а также фактическое использование земельного участка в предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог в размере 8 910 руб. (ставка налога 1,5%).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ по земельному участку 51:19:0050304:430 подлежит исчислению земельный налог в размере 2676 руб. (ставка налога 0,45%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено фактическое использование в 2017 году земельного участка с кадастровым номером 51:18:0040110:6 в предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог за 2017 год в размере 596 284 руб. (ставка налога 0,57%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что земельный участок 51:18:0010103:9 имеет категорию «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для размещения складов», находящиеся на данном участке объекты капитального строительства фактически не использовались и не могли быть использованы по причине отсутствия на территории Кандалакши вооруженных сил РФ. Земельный участок с кадастровым номером № 51:18:0010103:9 не является изъятым из оборота, а фактически является ограниченным в обороте, в связи с чем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог в размере 367173 руб. (ставка налога 0,3%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 51:18:0000000:1 Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для постоянной деятельности, использование участка для иных целей и деятельности, приносящей доход (в том числе: для обеспечения населения и организаций электроэнергией). Данный участок не является изъятым из оборота, а является ограниченным в обороте, и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог в размере 3 497 363 руб. (ставка налога 0,3%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 51:18:0000000:21 Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов для постоянной деятельности, использование участка, расположенного в населённом пункте, для иных целей и деятельности, приносящей доход (освещение придомовых территорий). Данный участок не является изъятым из оборота, а является ограниченным в обороте, и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог в размере 59556 руб. (ставка налога 0,3%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 51:28:0100004:23 фактически были расположены объекты капитального строительства, в которых не располагались Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для постоянной деятельности, данный участок не является изъятым из оборота, а является ограниченным в обороте, и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог в размере 182405 руб. (ставка налога 0,3%).
В результате мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 51:19:0050307:571 фактически были расположены объекты капитального строительства, в которых не располагались Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для постоянной деятельности, земельный участок не является к изъятым из оборота, а является ограниченным в обороте, и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ по нему подлежит исчислению земельный налог в размере 5520 руб. (ставка налога 0,3%).
Сумма заниженного налогоплательщиком земельного налога за 2017 год составила 5 181 211 руб. (5 181 630 руб. - 419 руб.), в том числе: авансовые платежи – 3 885 727 руб., налог по сроку уплаты 01.02.2018 – 1 295 484 руб., по следующим ОКТМО:
- по ОКТМО 47608101 (Кандалакша) - 4 969 641 руб.;
- по ОКТМО 47719000 (Полярные Зори) - 182 405 руб.;
- по ОКТМО 47608403 (Алакуртти) - 13 485 руб.;
- по ОКТМО 47608158 (Зеленоборский) - 8 910 руб.;
- по ОКТМО 47620401 (Варзуга) - 6 770 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки за 2018 год Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области принято решение о привлечении к ответственности 471/1 от 05.11.2019, которым Учреждению исчислен налог в сумме 641 802 руб., Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 32090 руб., сумма пеней составила 106 597,06 руб. в соответствии со следующими расчетами.
На территории ЗАТО Александровск земельный налог вводится Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 30.10.2009 № 54 «Об установлении на территории ЗАТО Александровск земельного налога».
Земельный налог на участки с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:08:0020102:8, 51:23:0040002:1, 51:23:0040002:11, 51:08:0050103:16, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:08:0030105:46, 51:23:0040002:12, 51:08:0020102:159, расположенные на территории ЗАТО Александровск, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит исчислению в размере 370 473,59 руб.
На территории ЗАТО Заозерск земельный налог вводится Решением Совета депутатов ЗАТО Заозерск от 23.11.2010 № 13-2653 «О земельном налоге».
Земельный налог на участки с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0000000:10, 51:27:0030403:1, 51:27:0030404:16, 51:27:0030401:17, 51:27:0020201:1, расположенные на территории ЗАТО Заозерск, подлежит исчислению в размере 245 539 руб.
На территории муниципального образования ЗАТО Североморск земельный налог вводится Решением Городского Совета ЗАТО Североморск от 08.11.2005 № 84 «О земельном налоге на территории муниципального образования ЗАТО Североморск».
Земельный налог на участки с кадастровыми номерами 51:06:0030106:38, 51:06:0030106:84, расположенные на территории ЗАТО г.Североморск, подлежит исчислению в размере 25 784 руб.
На территории ЗАТО Видяево земельный налог введен Решением Совета депутатов ЗАТО Видяево от 26.11.2009 № 144 «Об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога».
Земельный налог за участок с кадастровым номером 51:30:0020101:44, расположенный в п.Видяево, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны Российской Федерации, подлежит исчислению в размере 5 руб.
По результатам дополнительных мероприятий установлено занижение земельного налога за 2018 год в отношении 24 земельных участков, из них:
- 14 земельных участков расположены на территории ЗАТО Александровск, общая кадастровая стоимость 60 954 973,00 руб. (ОКТМО 47737000);
- 2 земельных участков - ЗАТО Североморск, общая актуальная кадастровая стоимость на 01.01.2018 - 8 594 842,58 руб. (ОКТМО 47730000):
- 7 земельных участков - ЗАТО Заозерск, актуальная кадастровая стоимость на 01.01.2018 составляет 18 227 480,00 руб. (ОКТМО 47733000);
- 1 земельный участок - ЗАТО Видяево, актуальная кадастровая стоимость на 01.01.2018 - 337,00 руб. (ОКТМО 47735000).
По результатам камеральной налоговой проверки за 2019 год Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области принято решение о привлечении к ответственности № 1415 от 16.11.2020.
Решением № 1415 от 16.11.2020 по результатам камеральной налоговой проверки с учетом документов и пояснений, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, Учреждению доначислен земельный налог за 2019 год в сумме 266 055 руб., начислены пени в сумме 39845,25 руб., сумма штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ составила 13302,75 руб. в соответствии со следующими расчетами.
На территории ЗАТО Александровск земельный налог вводится Решением Совета депутатов Мурманской области ЗАТО Александровск от 30.10.2009 № 54 «Об установлении на территории ЗАТО Александровск земельного налога».
Земельный налог на участки с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:08:0020102:8, 51:23:0040002:1, 51:23:0040002:11, 51:08:0050103:16, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:08:0030105:46, 51:23:0040002:12, 51:08:0020102:159, расположенные на территории ЗАТО Александровск, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит исчислению в размере 183 109 руб.
На территории ЗАТО Заозерск земельный налог вводится Решением Совета депутатов ЗАТО Заозерск от 23.11.2010 № 13-2653 «О земельном налоге».
Земельный налог на участки с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0000000:10, 51:27:0030403:1, 51:27:0030404:16, 51:27:0030401:17, расположенные на территории ЗАТО Заозерск, подлежит исчислению в размере 53 829 руб.
На территории муниципального образования ЗАТО Североморск земельный налог вводится Решением Городского Совета ЗАТО Североморск от 08.11.2005 № 84 «О земельном налоге на территории муниципального образования ЗАТО Североморск».
Земельный налог на участки с кадастровыми номерами 51:06:0030106:38, 51:06:0030106:84, расположенные на территории ЗАТО г. Североморск, подлежит исчислению в размере 25 784 руб.
На территории ЗАТО Видяево земельный налог введен Решением Совета депутатов ЗАТО Видяево от 26.11.2009 № 144 «Об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога».
Земельный налог за участки с кадастровыми номерами 51:30:0020101:44, 51:30:0010102:12, 51:30:0010102:14, 51:30:0010102:3, 51:30:0010102:131, расположенный в п. Видяево, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны Российской Федерации, подлежит исчислению в размере 3333 руб.
Сумма доначислений земельного налога за 2019 год составляет 266 055 руб., начислены пени в сумме 39845,25 руб., сумма штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ составляет 13302,75 руб.
Исходя из вышеприведенного толкования пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, налоговым органом при определении размера налоговой задолженности и пеней применены ставки земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
По сведениям, предоставленным Управления ФНС России по Мурманской области, задолженность по ОКТМО 47608403 в сумме 7 руб. по состоянию на 30.11.2022 отсутствует, в связи с произведенным 03.08.2022 перерасчетом по земельному налогу за 2021 год на основании представленных, в соответствии с пунктом 20 статьи 396 НК РФ, сведений об отнесении земельного участка (51:19:0050303:132) к землям, изъятым из оборота (форма КНД 1114015), перенос перерасчета в КРСБ осуществлен, с учетом срока, установленного положениями пунктом 6 статьи 363 НК РФ (дата переноса в КРСБ - 23.09.2022).
По запросу Инспекцией об уточнении сумм недоимки по земельному налогу и внесения соответствующих корректировок в КРСБ, УФНС России по Мурманской области сообщило, что сведения о начислениях, отраженные на текущий момент в КРСБ налогоплательщика, корректны и соответствуют результатам рассмотрения арбитражных дел № А42-4991/2021, № А42-3137/2020, № А42-1106/2020, № А421107/2020, № А42-3136/2020, в Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу направлены уведомления № 4, № 5 от 30.12.2022 об уточнении сумм задолженности к решению о взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), решение № 45 от 30.12.2022 на взыскание денежных средств с лицевых счетов.
Таким образом, суммы, указанные в требовании № 31135 от 01.09.2022, сформированном налоговым органом на основании данных КРСБ налогоплательщика по состоянию на 01.09.2022, соответствуют реальной налоговой обязанности налогоплательщика с учетом вступивших в законную силу судебных актов.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, а так же начисления соответствующей суммы пени.
В соответствии со статьей 69 НК РФ Инспекцией сформировано и направлено Учреждению требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 31135 от 01.09.2022 со сроком исполнения - 07.10.2022.
Требование направлено в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи и согласно квитанции о приеме получено должником - 12.09.2022.
Данное требование до настоящего времени не исполнено.
На основании пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ, действующей на дату выставления требования № 31135 от 01.09.2022), взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.
Пунктами 8, 9 статьи 45 НК РФ установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов страховых взносов и распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов, плательщиков страховых взносов.
Сумма взыскиваемых пеней по требованию № 31135 составляет 9532324,37 руб.
На основании пункта 3 статьи 46 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2023) заявление о взыскании задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть в рассматриваемом случае заявление может быть подано налоговым органом в суд до 07.04.2023.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023) взыскание задолженности с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023) взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (пункт 4 статьи 46 НК РФ).
С учетом подпункта 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ, действующего на дату выставления требования и срока его исполнения), решение о взыскании за счет денежных средств Учреждения в банки не отправлялось, в УФК по Санкт-Петербургу не отправлялось, инкассовые поручения в банки также не направлялись.
Учреждение финансируется из федерального бюджета, и ему открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства.
Поскольку общая сумма по требованию об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 31135 от 01.09.2022 превышает 5 000 000 рублей, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ, действующего на дату выставления требования и срока его исполнения) обязанность вынесения решения в порядке статьи 46 НК РФ у налогового органа отсутствовала. При таких обстоятельствах, взыскание с лицевых счетов налогоплательщика должно осуществляться в судебном порядке, а не в бесспорном.
Поскольку срок уплаты по требованию истек, а указанная в нем задолженность не погашена, что, в том числе, подтверждается проведенной в рамках настоящего дела сверкой расчетов, требования Инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы Учреждения о частичном погашении задолженности не принимаются судом, поскольку в связи с введением с 01.01.2023 института Единого налогового счета в рамках Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, денежные средства, перечисленные налогоплательщиком в счет уплаты пени, распределены в начисления с наиболее раннего момента возникновения задолженности.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ имеются основания для взыскания с Учреждения в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 70662 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Санкт-Петербургу задолженность по пени в размере 9 532 324,37 руб.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 70662 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 13.03.2023 11:44:00
Кому выдана Анисимова Ольга Владимировна