Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 6
www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 сентября 2023 года Дело № А56-38930/2022
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
С.Б. Гуляев
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клементьевым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента»
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
об оспаривании акта и предписания в части пунктов 1-11, 13 от 17.01.2022 №514-ВД/2021
при участии
от заявителя – Абросимова Е.М. по доверенности от 20.12.2022
от заинтересованного лица – Макрачева Е.А. по доверенности от 09.03.2023
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента» (далее - Общество)обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании акта и предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) в части пунктов 1-11, 13 от 17.01.2022 №514-ВД/2021.
Определением суда от 14.06.2022 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения по делу № А56-99402/2021.
Согласно Распоряжению Заместителя Председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Н.И. Корчагиной от 02.12.2022, в связи с отсутствием ввиду нахождения в длительном отпуске судьи Т.Ю. Петровой, руководствуясь статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело передано для рассмотрения в производство судье Т.М. Ресовской.
10.04.2023 от Управления поступило ходатайство о возобновлении производства по настоящему делу.
Согласно Распоряжению Заместителя Председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Н.И. Корчагиной от 19.05.2023, в связи с временной нетрудоспособностью судьи Т.М. Ресовской, руководствуясь статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело передано для рассмотрения в производство судье С.Б. Гуляеву.
Определением суда от 24.05.2023 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу на 19.06.2023.
Определением суда от 19.06.2023 рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу отложено на 07.08.2023
В судебном заседании 07.08.2023 суд возобновил производство по делу.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражало по мотивам, представленным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела,на основании решения №514-ВД/2021 от 24.12.2021 Управлением в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания №ПВ-76 от 23.07.2021.
По результатам внеплановой документарной проверки Управлением был составлен Акт документарной внеплановой проверки №514-ВД/2021 от 17.01.2022, в соответствии с которым Управление пришло к выводу о неисполнении Обществом предписания №ПВ-76 от 23.07.2021 в полном объеме.
В связи с неисполнением предписания №ПВ-76 от 23.07.2021 Управлением Обществу выдано новое предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №514-ВД/2021 от 17.01.2022, которым Управление обязало Общество устранить выявленные нарушения, а именно:
1) в нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ), пункта 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 № 811 (далее - Требования № 811), Общество не согласовало мероприятия при НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного экологического надзора;
2) в нарушение статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пункта 26 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденного приказом Минприроды от 11.10.2018 № 509 (далее - Порядок № 509), Общество не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении следующих видов отходов: умеренно опасный и малоопасный фильтраты полигонов захоронения твердых коммунальных отходов;
3) в нарушение статьи 14 Закона № 89-ФЗ Общество не исполнило
обязанность по отнесению отходов производства и потребления I - IV классов
опасности к конкретному классу опасности или составлению паспортов отходов I -
IV классов опасности, а именно: у Общества отсутствуют паспорта отходов на
умеренно опасный и малоопасный фильтраты полигонов захоронения твердых
коммунальных отходов;
4) в нарушение части 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, пунктов 18, 22 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды от 30.09.2011 № 792 (далее - Порядок № 792), в 2020 году Общество представило недостоверную информацию об ОРО, на основании которой такой объект включен в государственный реестр ОРО;
5) в нарушение абзаца первого пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункта 7.5 СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.11.2017 № 1555/пр, Общество при осуществлении деятельности по размещению отходов на ОРО не должным образом использует переносные сетчатые ограждения, не перпендикулярно направлению ветра, в недостаточном количестве для препятствования разлетанию отходов, высыпающихся из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте;
6) в нарушение абзаца первого пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пунктов 6.8, 7.1 СП 320.1325800.2017 Общество при осуществлении деятельности по размещению отходов на ОРО допускает отсутствие изоляции либо недостаточную изоляцию отходов инертными материалами;
7) в нарушение абзаца первого пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункта 6.10 СП 320.1325800.2017 Общество осуществляет деятельность по размещению отходов на ОРО в отсутствие систем сборов поверхностного стока с территории полигона с Южной, Северной, Восточной сторон ОРО;
8) в нарушение абзаца первого пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункта 2.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 (далее - Инструкция), Общество осуществляет недостаточные меры по очистке санитарно-защитной зоны ОРО от отходов производства и потребления;
9) в нарушение абзаца первого пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ, пункта 6.11 СП 320.1325800.2017 Общество использует фильтрат, собираемый с тела полигона, в технических целях для полива тела полигона без очистки в локальных очистных сооружениях;
10) в нарушение части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ Общество, осуществляя
деятельность по обращению с отходами производства и потребления на полигоне,
не обеспечило их размещение на ОРО безопасным способом, что повлекло
негативные изменения в качестве окружающей среды, а именно: выявлено
загрязнение природных грунтовых вод в контрольных скважинах по значениям
фоновой скважины по ХПК, БПК5, аммоний-иону, нитрит-иону, нитрат-иону,
нефтепродуктам, общему железу, марганцу, свинцу, кальцию, магнию, АПАВ,
шестивалентному хрому, фенолам, хлоридам, загрязнение почв по показателям
меди, цинка и марганца;
11) в нарушение части 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, пункта 25 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды от 08.12.2020 № 1030 (далее - Порядок № 1030), Общество сокрыло информацию о состоянии окружающей среды при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения грунтовых вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, не осуществляет меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды;
12) в нарушение части 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» в 2020 году Общество не уплачивало авансовые платежи за размещение отходов производства и потребления, не уплачивало авансовые платежи за размещение твердых коммунальных отходов;
13) в нарушение части 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункта 33 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255), Общество внесло плату за выбросы загрязняющих веществ за 2020 год не в полном объеме (задолженность 18 550 755 руб. 47 коп.), за 2019 год - 8 997 927 руб. 41 коп.).
В досудебном порядке Общество обратилось в Управление с жалобой (исх. №40 от 01.03.2022) на Акт документарной внеплановой проверки №514-ВД/2021 от 17.01.2022 и Предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №514-ВД/2021 от 17.01.2022.
Решением Управления (исх. 03-13/5608 от 23.03.2022) жалоба Общества от 01.03.2022 удовлетворена частично: пункт 12 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований №514-ВД/2021 от 17.01.2022 отменен, в удовлетворении остальной части жалобы Обществу отказано.
Вышеизложенные обстоятельства послужили Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Как указано в пункте 19 Требований № 811, мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с часть 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ. Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
Как установило Управление в ходе проверки и отражено в оспариваемом предписании, соответствующие мероприятия Обществом не согласованы с органом исполнительной власти субъекта российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального экологического надзора.
Между тем материалами дела подтверждается, что Общество 23.06.2020 направило в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области заявление о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов НМУ.
Таким образом, Обществом в полной мере выполнены требования пункта 19 Требований № 811, в связи с чем пункт 1 предписания подлежит признанию недействительным.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
В силу статьи 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на территории ОРО Общества имеется система сбора фильтрата с тела полигона, состоящая из дренажных труб и 18 колодцев. Инфильтрат без прохождения очистки собирается автомобилем КО-505А из колодцев для следующей подачи на тело полигона.
Указанные обстоятельства зафиксированы в ранее составленном акте осмотра территории от 28.06.2021 № 76-ПВ.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, под кодами 7 39 101 11 39 3, 7 39 101 12 39 4 указаны такие виды отходов, как умеренно опасный и малоопасный фильтраты полигонов захоронения твердых коммунальных отходов.
Как указано в части 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 25 Порядка № 509 раздел VI декларации о воздействии на окружающую среду в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Между тем, как видно из материалов дела и установлено Управлением, в поданной Обществом декларации о воздействии на окружающую среду отсутствуют сведения об отходах по кодам 7 39 101 11 39 3, 7 39 101 12 39 4, сведения об обосновании нормативов и лимитов размещения таких отходов также отсутствуют.
При этом такой фильтрат Общество использует в своей деятельности (на теле полигона после сбора фильтрата в дренажной системе).
Ссылка Общества на абзац третий пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ и наличие у него статуса субъекта среднего предпринимательства не может быть принята во внимание, поскольку в статье 18 названного Закона разработка соответствующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение поставлена в зависимость от категории объекта. ОРО Общества является объектом II категории.
Довод Общества о необразовании фильтрата ввиду наличия у него специальной техники документально не подтвержден, а наличие такой техники однозначно не свидетельствует об отсутствии фильтрата с учетом того, что на ОРО Общества установлено оборудование для сбора такого фильтрата.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности.
На образующийся в деятельности Общества фильтрат полигона твердых коммунальных отходов в нарушение требований статьи 14 Закона № 89-ФЗ паспорта отходов не оформлены в установленном порядке. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Управление установило, что в 2020 году Общество представило недостоверную информацию об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.04.2020 № АА10-03-32/11272 в адрес Общества был направлен отказ во внесении изменений в ГРОРО по следующим основаниям:
- в пункте 5 «правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен ОРО» указан договор на сдачу в аренду имущественного комплекса № 3003 от 01.03.2004.
В ходе проверки установлено, что данный договор не является правоустанавливающим документов на земельный участок, а на имущественный комплекс «Санкционированная свалка». Правоустанавливающим документов на земельный участок является договор аренды земельного участка № 08-2018 от 26.03.2018, з/у № 47:01:0115002:16.
- в пункте 6 «проектная документация на строительство ОРО» указана проектная документация ОПБКТБ «Экоинж», ЗАО «Эколог» 12.01.1999, но в ходе проверки установлено отсутствие данной проектной документации,
В пункте 9 вместимость ОРО, м куб, (т) указано значение 10 000 000 куб. м (3 750 000 т). В ходе проверки установлено отсутствие данного значения, проектная документация отсутствует.
Довод Общества о неисполнимости данного пункта предписания не принимается.
Пункт 4 предписания соответствует действующему законодательству, в нем указано конкретное нарушение, которое необходимо устранить, установлен срок для исполнения и имеется ссылка на правовое основание выдачи предписания.
Как пояснил представитель Управления, конкретные мероприятия в предписании не указаны, поскольку Управление не вмешивается в хозяйственную деятельность Общества, предоставляя ему право выбора способа устранения нарушений обязательных требований.
С ходатайством о разъяснении способа исполнения данного пункта предписания Общество не обращалось.
Довод заявителя о том, что Управление вышло за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку оценка достоверности сведений относится к компетенции центрального аппарата Росприроднадзора, отклоняется.
Порядок ведения ГРОРО установлен приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, согласно которому государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Согласно пункту 19 Приказа № 792 Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1.наименование объекта размещения отходов;
2. назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3. местонахождение объекта размещения отходов-код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4. сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5. предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6. сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
наименование, место нахождения юридического лица,
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Согласно пункту 2 письма Минприроды РФ от 05.09.2014 № 05-12-44/2-156 «О ведении государственного реестра объектов размещении отходов» в целях проведения всестороннего анализа соответствия объекта размещения отходов требованиям законодательства Российской Федерации, кроме информации, указанной в характеристике ОРО, возможно учитывать также информацию об ОРО (хозяйствующем субъекте, его эксплуатирующем), находящуюся в распоряжении территориального органа Росприроднадзора, так и Росприроднадзора.
Кроме того, в отношении Общества проводилась плановая проверка, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований в части:
- соответствия сведений, содержащихся в заявлении, и документах юридического лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей проверки юридического лица предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения, выдачи разрешения обязательным требования, а также данным об указанных юридических лицах, содержащимся в едином государственной реестре юридических лиц и других федеральных информационных ресурсах.
Таким образом, Управление, как надзорный орган, имея в своем распоряжении при проведении плановой проверки информацию о фактически представленных недостоверных сведениях со стороны Общества об объекте размещения отходов, правомерно выдало предписание об устранении нарушения.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ).
В силу пункта 7.5 СП 320.1325800.2017 для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.
Из материалов дела, следует, что Общество использует недостаточное количество сетчатых ограждений для предотвращения разлетания твердых коммунальных отходов при их выгрузке на полигон, размещало их не перпендикулярно направлению преобладающих ветров. Данное нарушение отражено в пункте 5 оспариваемого предписания.
Как указывает Общество, после вынесения Управлением Предписания №ПВ-76 от 23.07.2021 для предотвращения разлетания отходов с территории объекта размещения отходов дополнительно приобрело строительные ограждения ИСО-1 (2000мм * i 600мм) в количестве 150 штук, что подтверждается Договором поставки №25/08_СПБ от 25.08.2021, универсальным передаточным документом №5676 от 16.09.2021, о чем Общество уведомило Управление письмом исх. №182 от 21.09.2021.
Однако Обществом к указанному письму в адрес Управления не было приложено фото/видео доказательств очистки, установки сетчатых ограждений, обратного в материалах дела не усматривается.
В пункте 6 оспариваемого предписания Управление указало на отсутствие изоляции отходов или их недостаточную изоляцию инертными материалами на ОРО Общества.
Как указано в пункте 6.8 СП 320.1325800.2017, захоронение следует проводить послойным чередованием твердых коммунальных отходов и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).
При картном захоронении отходов, захоронение твердых коммунальных отходов допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя твердых коммунальных отходов осуществляется при температуре выше 5 °C ежесуточно, при температуре 5 °C и ниже – не позднее трех суток со времени складирования твердых коммунальных отходов (пункт 7.1 СП 320.1325800.2017).
Как установлено Управлением, на теле полигона (на откосах, к северу от рабочей карты) имеются участки с отсутствующей, недостаточной изоляцией отходов инертными материалами.
Ссылка Общества на наличие у него специализированной техники, предназначенной для тромбования отходов и их покрытия инертными материалами, а также на наличие инструкций не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует о фактическом соблюдении Обществом требований пунктов 6.8, 7.1 СП 320.1325800.2017.
В пункте 7 оспариваемого предписания Управление зафиксировало отсутствие с южной, восточной, северной сторон ОРО системы сбора поверхностного стока.
В соответствии с пунктом 6.10 СП 320.1325800.2017 по периметру полигона в пределах огороженной территории должна быть предусмотрена система сбора поверхностного стока с локальными очистными сооружениями. Поступление загрязненного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как отмечает Общество, на объекте размещения отходов устроена система сбора поверхностного стока с территории полигона с Южной, Северной, Восточной стороны территории ОРО, что подтверждается фотографиями в количестве 3 штук, о чем Общество уведомило Управление письмом исх. №182 от 21.09.2021.
Представленные Обществом фотографии не опровергают выявленные и зафиксированные обстоятельства.
В пункте 8 предписания указано, что Общество предпринимает недостаточные меры по очистке санитарно-защитной зоны ОРО.
Согласно пункту 2.15 Инструкции мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д.).
Факт наличия мусора в санитарно-защитной зоне ОРО подтвержден материалами дела.
Представленный Обществом журнал осмотра и очистки территории санитарно-защитной зоны не опровергает выявленные и зафиксированные обстоятельства.
В пункте 9 предписания указано на использование Обществом собираемого с полигона фильтрата без очистки для полива тела полигона.
В силу пункта 6.11 СП 320.1325800.2017 очищенные фильтрат и поверхностный сток, воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях можно использовать в технических целях, в том числе для полива в летнее время территории складирования твердых коммунальных отходов с целью обеспечения пожаробезопасности.
Материалами дела подтвержден факт использования Обществом фильтрата, собираемого с ОРО, без его очистки для полива тела полигона.
Доводы Общества об отсутствии фильтрата на ОРО какими-либо доказательствами не подтверждены, наличие у Общества специальной техники для работы с отходами не свидетельствует об отсутствии фильтрата на полигоне твердых коммунальных отходов.
В пункте 10 предписания Управление зафиксировало факт загрязнения грунтовых вод в контрольных точках ОРО по сравнению с показаниями по различным веществам в фоновой скважине.
В силу части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В материалы дела имеется акт отбора проб и образцов от 30.06.2021 № 76-ПВ-П, заключение от 21.07.2021 № 24/Г-07.12, согласно которому содержание в грунтовых водах, отобранных из контрольных точек, загрязняющих веществ (ХПК, БПК5, аммония-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, нефтепродукты, общее железо, марганец, свинец, кальций, магний, АПАВ, шестивалентный хром, фенол, хлорид), превышают фоновые концентрации загрязняющих веществ в воде наблюдательной скважины, установлено загрязнение почв по показателям меди, цинка и марганца.
Данные обстоятельства, зафиксированные заключением по итогам лабораторных исследований, Общество не опровергло.
В пункте 11 предписания указано на сокрытие Обществом информации о состоянии окружающей среды при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения грунтовых вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, непринятии им мер по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды
В ходе проверки Управление выявило загрязнение грунтовых вод и почвы на ОРО, что подтверждено заключением от 21.07.2021 № 24/Г-07.12.
В силу части 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Во исполнение указанной нормы Минприроды утвержден Порядок № 1030.
Согласно пункту 4 Порядка № 1030 результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным (ранее аналогичное положение содержалось в пункте 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды от 04.03.2016 № 66; далее – Порядок № 66).
Согласно пункту 20 Порядка № 1030 отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать указанные в данном пункте разделы (аналогичное положение ранее содержалось в пункте 22 Порядка № 66).
В силу пункта 25 Порядка № 1030 в разделе отчета «Оценка изменений состояния окружающей среды» приводятся:
а) сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды;
б) осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 27 ранее действовавшего Порядка № 66, в соответствии с которым отчет Общество формировало за 2020 год, в разделе «Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.
Как установлено Управлением и видно из материалов дела, в отчете за 2020 год Общество указало на позитивное состояние грунтовых вод в районе расположения ОРО за период наблюдений с 2013 по 2020 год.
В соответствии с пунктом 26 ранее действовавшего Порядка № 66 в разделе отчета «Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений; осуществляемые и планируемые меры по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды.
Управление установило и Обществом не опровергнуто, что в отчете за 2020 год отсутствовали сведения об осуществляемых и планируемых мерах по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества среды.
В пункте 13 предписания указано, что Обществом допущено внесение платы не в полном объеме за выбросы загрязняющих веществ за 2020 год (задолженность в размере 18 550 755,47 руб.), за 2019 год (в размере 8 997 927,41 руб.)
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-118808/2021 Управлению отказано в удовлетворении иска о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
Таким образом, пункт 13 предписания в части указания на наличие у Общества задолженности по внесению платы за выбросы загрязняющих веществ в 2019 году является недействительным.
Как следует из акта проверки, задолженность за 2020 года была выявлена вследствие отсутствия разрешительных документов.
Как пояснил заявитель, расчет платы за негативное воздействие за 2020 год по выбросам производился по двум разрешительным документам: разрешения на выброс № 26-7479-В-18/23 от 28.12.2018 и декларации о воздействии на ОС от 16.06.2020. Управление согласилось с суммой 233 549,30 руб. (период действия декларации), а на период действия разрешения при пересчете применило коэффициент 100 и получило сумму в размере 18 550 755,47 руб. Указанный коэффициент применен на основании пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.
При этом положения пункта 12 Правил не применяются в случае, установленном пунктом 12(1) Правил.
В соответствии с пунктом 12(1) Правил N 255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, получившие до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов используют формулу, указанную в пункте 17 Правил с применением коэффициента к ставкам платы за выброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, равный 1.
Учитывая наличие у Общества действующего разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного до 01.01.2019, оно обосновано осуществляло расчет и внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год в соответствии с пунктом 12(1) Правил N 255, использовав при расчете платы за выбросы формулу, предусмотренную пунктом 17 указанных Правил.
Таким образом, пункт 13 предписания подлежит признанию недействительным в полном объеме.
В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.
Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительными пункты 1, 13 предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.01.2022 №514-ВД/2021.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента» 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Региональное агентство системного и экологического менеджмента» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 12.04.2022 №325.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.