НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2020 № А56-39897/20

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 августа 2020 года Дело № А56-39897/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2020 года. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2020 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенкова А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Румянцевой М.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АСЕНТ"

заинтересованное лицо – 1.ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ "ТУРУХТАННЫЙ"; 2. БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ

об оспаривании решении и бездействия

при участии

от заявителя – Демьянова И.П.,

от заинтересованного лица – Нейсалова О.М.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «АСЕНТ» (далее – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне (далее – таможенный орган, таможня, заинтересованное лицо) о признании незаконными решения Турухтанного таможенного поста от 16.02.2020 о проведении таможенного досмотра, бездействия Турухтанного таможенного поста по проведению таможенного досмотра в период с 17.02.2020 по 19.02.2020, бездействия Балтийского таможенного поста (ЦЭД) по выпуску товара, задекларированного по декларации на товары (далее – ДТ) № 10216170/150220/0040489, в период с 20.02.2020 по 21.02.2020.

Заявитель, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, направил в суд своего представителя. В судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Таможенный орган, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, обеспечил явку своего представителя. В судебном заседании представитель таможенного органа против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 15.02.2020 таможенным представителем ООО «ВТП Гарант» (договор от 21.12.2016 № 0751/00/16/710) в целях таможенного декларирования товара «формиат кальция», находящегося в контейнерах №№ ECMU1503820, TEMU2083756 и ввезенного в адрес ООО «АСЕНТ», на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) подана ДТ № 10216170/150220/0040489.

В ходе таможенного контроля таможенным органом с использованием системы управления рисками (далее – СУР) выявлена необходимость проведения таможенного осмотра с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (далее – ИДК), а также таможенного досмотра вышеуказанного товара в определенном объеме (50%) и степени (взвешивание – выборочное; пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест; пересчет количества предметов во всех грузовых местах; измерение и определение характеристик товаров с частичной разборкой; без взятия проб и образцов).

15.02.2020 таможенным органом проведен таможенный осмотр
с использованием ИДК; нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании не установлено

16.02.2020 таможенным органом в адрес декларанта (таможенного представителя) направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, согласно которому декларанту (таможенному представителю) необходимо предоставить документы, подтверждающие заявленные характеристики товаров: сведения, содержащиеся на WEB-сайтах изготовителей товаров в сети «Интернет», либо копии таких документов как спецификации, каталоги, содержащие сведения о характеристиках декларируемых товаров (паспорта, инструкции, каталоги, техническую и иную информацию от производителя, о наименовании изделия, функциональном назначении, сфере применения), а также стоимостные документы, и заявить сведения о представленных документах в графе 44 ДТ составления корректировки декларации на товары (КДТ).

16.02.2020 таможенным органом сформировано поручение на таможенный досмотр № 10216100/160220/000867, уведомление о проведении таможенного досмотра и требование о предъявлении товаров.

19.02.2020 с момента фактического предъявления товара в присутствии представителя ООО «ВТП Гарант» Д.Г. Стасюкевича таможенным органом проведен таможенный досмотр, по результатам которого составлен Акт от 19.02.2020 № 10216100/190220/000867.

По результатам таможенного досмотра выявлены следующие несоответствия: в графе 31 ДТ не полностью указана информация о товаре, а именно: не указан «BATCH NO - 20191130»; производитель товара на маркировке не обнаружен.

Учитывая выявленные несоответствия, таможенным органом установлена необходимость внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ

С целью внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, декларантом (таможенным представителем) 19.02.2020 в 19:00, 20.02.2020 в 11:45, 21.02.2020 в 15:34 в таможенный орган направлялись корректировки декларация на товары (далее – КДТ №№ 1, 2, 3 соответственно).

По КДТ №№ 1, 2, 3 таможенным органом принято решение об отказе
в регистрации КДТ по причине несоблюдения требований Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии», а именно – ввиду несоответствия требованиям Порядка восьмизначного буквенно-цифрового кода вносимых изменений по установленной схеме.

С целью внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, декларантом (таможенным представителем) 21.02.2020 в 15:42 в таможенный орган направлена КДТ № 4 с верным восьмизначным буквенно-цифровым кодом вносимых изменений.

21.02.2020 КДТ № 4 зарегистрирована таможенным органом.

21.02.2020 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) принято решение
о выпуске товара, задекларированного по ДТ № 10216170/150220/0040489.

Не согласившись с решением Турухтанного таможенного поста от 16.02.2020 о проведении таможенного досмотра, бездействия Турухтанного таможенного поста по проведению таможенного досмотра в период с 17.02.2020 по 19.02.2020, бездействия Балтийского таможенного поста (ЦЭД) по выпуску товара, задекларированного по ДТ № 10216170/150220/0040489, в период с 20.02.2020 по 21.02.2020, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что по результатам таможенного осмотра с использованием ИДК нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования не выявлено, в связи с чем, необходимость проведения таможенного досмотра отсутствовала; после принятия решения о проведения таможенного досмотра, таможенный орган бездействовал по его проведению, и впоследствии также по выпуску товаров, чем нарушил права Общества.

Не согласившись с позицией заявителя, таможенный орган указывает, что при выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками (СУР) в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 310 ТК ЕАЭС). В соответствии со статьей 224 Закона № 289-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС. Таможенный осмотр и таможенный досмотр определены статьей 322 ТК ЕАЭС в качестве отдельных, самостоятельных, не зависящих друг от друга форм таможенного контроля. Общество самостоятельно определена дата перемещения контейнеров на площадку для проведения таможенного досмотра, в связи с чем у таможенного органа отсутствовала фактическая возможность проведения таможенного досмотра до указанной даты. Решение о выпуске товаров принято после завершения таможенного контроля и представления Обществом надлежащим образом заполненной КДТ.

Доводы сторон оценены судом с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

Пунктом 1 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Согласно пункту 3 статьи 310 ТК ЕАЭС порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Из пункта 6 статьи 310 ТК ЕАЭС следует, что от имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками (СУР) в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 310 ТК ЕАЭС).

Управление рисками - систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления (абзац 10 статьи 376
ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 377 ТК ЕАЭС, процесс управления рисками таможенными органами включает в себя: сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров; оценку риска; описание индикатора риска; определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер; разработку и утверждение профилей рисков; выбор объектов таможенного контроля; применение мер по минимизации рисков; анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

Пунктом 4 статьи 377 ТК ЕАЭС установлено, что реализация таможенными органами процесса управления рисками осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В соответствии с частью 3 статьи 314 Федерального закона от 03.08.2018
№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению,
за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной, и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации (статья 315 Закона № 289-ФЗ).

В соответствии со статьей 224 Закона № 289-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС.

Статьей 322 ТК ЕАЭС в качестве отдельных, самостоятельных форм таможенного контроля определены таможенный осмотр и таможенный досмотр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327 ТК ЕАЭС таможенный осмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами.

Таможенный осмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, а также в целях проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации (пункт 2 статьи 327 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Согласно пункту 2 статьи 328 ТК ЕАЭС, таможенный досмотр проводится
в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.

Указанные формы таможенного контроля определены как самостоятельные; зависимость проведения одной формы таможенного контроля от другой действующими нормами права не установлена.

Учитывая, что необходимость проведения таможенного досмотра выявлена с использованием системы управления рисками (СУР), действия Балтийской таможни по проведению таможенного досмотра товара, находящегося в контейнерах №№ ECMU1503820, TEMU2083756, ввезенного в адрес ООО «АСЕНТ» и задекларированного по ДТ № 10216170/150220/0040489, отвечает требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обстоятельства, изложенные в заявлении Общества, не опровергают правомерность действий таможенного органа.

Как указано в акте таможенного досмотра (далее – АТД) от 19.02.2020
№ 10216100/190220/000867, таможенный досмотр проведен с момента фактического выставления контейнеров в зону таможенного контроля.

Согласно письму АО «Первый контейнерный терминал» (далее – также
АО «ПКТ») (лицо, осуществляющее временное хранение и грузовые операции
с рассматриваемым товаром) от 26.06.2020 № 354/ПКТ/2020, в соответствии
с Правилами оказания услуг в АО «ПКТ», для выставления контейнера в зону досмотра с целью проведения таможенного досмотра, заинтересованное лицо должно подать электронную заявку через WEB-портал терминала. При подаче заявки клиенту предоставляется возможность выбора даты и временного слота (9:00-15:00, 15:00-21:00), к которому терминал производит перемещение контейнера на досмотровую площадку.

По контейнеру ECMU1503820 заявка на перемещение создана 17.02.2020
с выбором даты проведения таможенного досмотра 19.02.2020 в слот с 9:00-15:00. Контейнер помещен в зону досмотра 19.02.2020 в 03:25.

По контейнеру TEMU2083756 заявка на перемещение создана 17.02.2020
с выбором даты проведения таможенного досмотра 19.02.2020 в слот с 9:00-15:00. Контейнер помещен в зону досмотра 19.02.2020 в 05:59.

Таким образом, в период с 17.02.2020 по 19.02.2020 Турухтанным таможенным постом не мог быть проведен таможенный досмотр товара ввиду непредъявления его декларантом.

Следовательно, бездействие Турухтанного таможенного поста по проведению таможенного досмотра в период с 17.02.2020 по 19.02.2020 соответствует требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

Согласно пункту 1 статьи 119 ТК ЕАЭС, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 119 ТК ЕАЭС, выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если в течение времени, указанного в пункте 1 обозначенной статьи, таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля; декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 119 ТК ЕАЭС, срок выпуска товаров, может быть продлен на время, необходимое для:

1) проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением предусмотренных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

2) выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС;

3) предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013
№ 289 утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товаров декларант представляет в таможенный орган, зарегистрировавший ДТ, обращение, которым является надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (КДТ).

Согласно пункту 9 Порядка, при соблюдении положений пунктов 3 - 6 Порядка таможенный орган в срок, не превышающий сроки выпуска товаров, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС, регистрирует КДТ в журнале регистрации КДТ в письменном и (или) электронном виде с использованием информационной системы таможенного органа путем присвоения такой КДТ регистрационного номера, формируемого в порядке, определенном подпунктом 11 пункта 10 Порядка.

В соответствии с пунктом 10, при несоблюдении положений пунктов 3 - 6 Порядка таможенный орган в срок, не превышающий сроки выпуска товаров, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС, отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, путем оформления отказа в регистрации КДТ с указанием причин, даты и времени отказа.

Таким образом, ненадлежащее заполнение КДТ является одним из оснований для отказа в регистрации КДТ и во внесении изменений.

Порядок заполнения корректировки декларации на товары также утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289.

Подпунктом 6 пункта 10 Порядка заполнения корректировки декларации на товары предусмотрена необходимость указания в графе 45а КДТ восьмизначного буквенно-цифрового кода по установленной схеме.

Согласно сведениям, подлежащим указанию под соответствующим элементом, в графе 45а данной КДТ следовало отметить код: 0/0/0/0/0/0/А/3.

Однако в КДТ №№ 1, 2, 3 в графе 45а указан код изменений - 0/2/2/0/0/0/А/3.

Решение о выпуске товара, задекларированного по ДТ № 10216170/150220/0040489, принято 21.02.2020, после представления декларантом (таможенным представителем) и регистрации таможенным органом КДТ № 4 с верным указанием кода изменений в графе 45а.

Следовательно, бездействие Балтийского таможенного поста (ЦЭД) по выпуску товара, задекларированного по ДТ № 10216170/150220/0040489, в период с 20.02.2020 по 21.02.2020 соответствует требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обстоятельства, изложенные в заявлении Общества, не опровергают правомерность действий таможенного органа.

С учетом изложенного и на основании положений статьи 201 АПК РФ суд признает доводы таможенного органа обоснованными, а заявленные требования Общества не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Терешенков А.Г.