Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
11 декабря 2018 года Дело № А56-44277/2018
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2018 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Захаров В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ю.М. Здобниковой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга»
заинтересованное лицо Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
Государственное учреждение –Управление Пенсионного Фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга
при участии
от заявителя: Котовой С.И. по доверенности № 01-30-1198/17 от 01.1.2017, Шишканова А.О. по доверенности № 01-30-1553/17 от 29.12.2017
от заинтересованного лица: Гончаровой Н.В. по доверенности № 3 от 10.01.2018 (Управление), Григорьевой Ю.А. по доверенности № 09-28/45985 от 27.12.2017 (Отделение)
установил:
Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга (далее – Управление, Фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 10.01.2018 №202V12170002128 в редакции решения Комиссии Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Отделение) № 10 от 15.02.2018.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Приморском районе.
В последующем Предприятие уточнило заваленные требования, просило признать незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 10.01.2018 №202V12170002128 в редакции решения Комиссии Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 10 от 15.02.2018 в части, касающейся доначсиления страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты аккумуляторщикам, вулканизаторщикам, электрогазосварщикам, кузнецу участка ремонта транспорта № 2, малярам участка ремонта транспорта № 1 и № 2, начисленных на них пени, а также штрафа, всего в размере 155 357 руб. 20 коп.
Суд, в порядке ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование. Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявителя, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Управлением была проведена выездная проверка по факту правильности исчисления полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Решением Управления от 10.01.2018 №202V12170002128 Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) в виде штрафа в размере 24895 руб. 92 коп.; начислены пени в размере 29155 руб. 10 коп.; предложено уплатить недоимку в размере 180953 руб. 01 коп.
Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 15.02.2018 Решение Управления от 10.01.2018 №202V12170002128 отменено в части начисления страховых взносов по дополнительным тарифам на выплаты аккумуляторщикам, вулканизаторщикам, электрогазосварщикам участка № 1 на сумму 40 945 руб. 31 коп., а также страховых взносов по дополнительным тарифам в сумме 94 958 руб. 68 коп. и штрафа в сумме 12202 руб. 23 коп. на выплаты электрогазосварщикам участка № 2.
Решение Управления от 10.01.2018 с учетом решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 15.02.2018 оспорено Предприятием в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
В результате проверки Управлением был выявлен факт нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а именно: неполная уплата сумм страховых взносов на суммы начисленные работникам в качестве страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, а также неполная уплата сумм страховых взносов на выплаты физическим лицам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), а с 01.01.2015 в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «Остраховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Основным нарушением, повлекшим занижение базы для начисления страховых взносов, является неуплата страховых взносов по дополнительному тарифу по рабочим местам с особыми условиями труда:
Электрогазосварщиков (позиция 23200000-19756, раздел XXXIII Общие профессии Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 2);
Маляров (позиция 23200000-13450 Списка №2);
Аккумуляторщиков (позиция 23200000-10047 Списка № 2;
Вулканизаторщиков (позиция 23200000-11495 Списка № 2);
Кузнецов ручной ковки (позиция 1119200-а-13227, XXXIII Общие профессии Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список - № 1).
По указанным должностям по результатам аттестации рабочих мест условия труда на данных рабочих местах признаны вредными, а также специальной оценки условий труда, согласно которой по указанным должностям установлен класс опасности равный 3.1 и 3.2., то есть вредные условия труда, что подтверждается соответствующими документами.
До 31.12.2016 включительно правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Законом № 212-ФЗ, который в пункте 1 части 1 статьи 5 предусматривал, что лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам, а вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ была установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско- правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) с 01.01.2013 работодатели должны отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.
Частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, проводится независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии или нет. Указанная правовая позиция соответствует разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенным в целях реализации статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в письме от 05 июня 2013 года N 17-3/10/2-3105.
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
Указанная позиция отражена в определении Верховного суда по делу А64-3850/2017 от 01.11.2018, согласно которому страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ, N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение от 10.01.2018 №202V12170002128 в редакции решения Комиссии Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 10 от 15.02.2018 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст. 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Захаров В.В.