Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 августа 2013 года Дело № А56-19152/2013
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Буткевич Л.Ю. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галец Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС № 2 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными и отмене Постановлений от 27.03.2013 №№ 104, 105, 106
при участии
от заявителя – Кузнецова Н.Л. (доверенность от 15.03.2013), Середа О.М. (доверенность от 15.03.20113)
от заинтересованного лица – Лазарева Т.С. (доверенность 09.01.2013 № 15-13/10), Кононов Р.А. (доверенность от 10.07.2013 № 15-13/16951)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция театрально-зрелищных касс" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене Постановлений Межрайонной ИФНС № 2 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, МИФНС) от 27.03.2013 №№ 104, 105, 106 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ соответственно.
Определением суда от 08.04.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Определением от 29.05.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства), в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства по делу (п. 4 ч. 5 ст. 227 АПК РФ).
В судебном заседании представители Общества заявленные требования поддержали, ссылаясь на отсутствие в действиях заявителя составов вменённых ему административных правонарушений, полагают, что на Общество не распространяются положения и требования Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон №103-ФЗ).
Представители заинтересованного лица просят отказать в удовлетворении требований, считают оспариваемые Постановления законными и обоснованными.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ст.ст. 210, 211 АПК РФ.
Материалами дела установлено следующее.
На основании поручения № 23 от 06.03.2013 при проведении МИФНС № 2 проверки выдачи кассовых чеков 06 марта 2013 года в отношении ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс», осуществляющего деятельность в билетной кассе, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Московская, д. 25 выявлено, что в момент наличных денежных расчетов с гражданкой Сейфулиной М.Р. (адрес места жительства: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, д. 6, кв. 7) при оплате 2-х билетов (по цене 2000 руб. за билет) на фестиваль «Чартова дюжина» в СК «Юбилейный» стоимостью 4000 руб. 00 коп., продавец-кассир Осиева А.И. приняла наличные денежные средства в размере 4400 рублей, оформила документы на бланке строгой отчетности «билеты» серия ЦК № 676331 и № 676332, на сумму 4000 руб., пробила кассовый чек на сумму 400 рублей (услуга по распространению билетов) и выдала на руки платежные документы вместе со сдачей. Контрольно-кассовая техника Касби-02К зав № 00010842, установленная в помещении билетной кассы, в части оплаты за 2 билета на сумму 4000 рублей применена не была, кассовый чек при приеме наличных денежных средств от физического лица за услугу, предоставляемую СК «Юбилейный», выдан не был.
По результатам проверки составлен акт от 06.03.2013 № 013243, протокол об административном правонарушении от 22.03.2013 № 109, согласно которому действия Общества по осуществлению наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники квалифицированы по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 104 ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
При проведении МИФНС № 2 проверки соблюдения Законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, а также полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью в отношении ООО «Дирекции театрально-зрелищных касс» 06.03.2013 выявлено, что ООО «Дирекции театрально-зрелищных касс» ТК № 44, принимает платежи физических лиц путем продажи билетов на зрелищные мероприятия, проводимые ЗАО «ЭН.Си.Эй-медиа». ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» обязано вести кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Кроме того, на основании поручения № 102 от 22.03.2013 при проверке МИФНС № 2 полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью выявлено, что на проверку представлены корешки бланков строгой отчетности за 06.03.2013 на общую сумму 133 660 руб., в пользу заказчика ЗАО «ЭН.Си.Эй-медиа». Указанная сумма не оприходована в кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом (субагентом), в том числе не была оприходована сумма 4000 руб. за билеты - серия ЦК №676331 и № 676332, полученная от гражданки Сейфулиной М.Р. на фестиваль «Чартова Дюжина». Кассовая книга для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным (субагентом) на проверку не была представлена в связи с ее отсутствием. Указанная сумма не отражена в кассовой книге организации. Вместе с тем, ведение кассовой книги, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью организации, не подменяет отдельную кассовую книгу по оприходованию в кассу наличных денежных средств от деятельности платежного агента, ввиду отсутствия в законе такого исключения.
По результатам проверки составлены акт проверки соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 06.03.2013 № 013243, протокол опроса кассира Осиевой А.И. от 06.03.2013 № 013243/опр., протокол опроса гр. Сейфулиной М.Р., протокол опроса № 013243/в - опр. Кузнецовой НЛ., акт проверки полноты учета выручки от 22.03.2013 года № 013243/в, протокол об административном правонарушении от 22.03.2013 № 110, согласно которому действия Общества, выразившиеся в невыполнении обязанностей по ведению кассовой книги для учета движения наличных денежных средств, квалифицированы по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 105 ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Кроме того, в ходе проверки проведенной МИФНС № 2 на основании поручения № 101 от 22.03.2013 выявлено нарушение организацией ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» ТК № 44 обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также неиспользование специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов, в связи с его отсутствием.
По результатам проверки составлены Акт проверки соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт от 06.03.2013 года № 013243, протокол опроса Сейфулиной М.Р. от 06.03.2013 № 013243, протокол опроса продавца-кассира Осиевой А.И. от 06.03.2013 года № 013243/опр., Акт проверки использования организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц, специального банковского счета и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию, полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет от 22.03.2013 года № 013243/1, протокол опроса Кузнецовой Н.Л. от 22.03.2013 года №013243/1-опр., протокол об административном правонарушении от 22.03.2013 № 111, согласно которому действия Общества, выразившиеся в не использовании специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц, квалифицированы по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 106 ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая указанные Постановления инспекции незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона №103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона №103-ФЗ определены, в том числе, следующие понятия:
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В части 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее – прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники, осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (часть 1). Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (часть 2).
В силу части 4 статьи 2 Закона № 54-ФЗ положения пунктов 2, 2.1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В силу части 1 статьи 5 Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Как следует из частей 14, 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Инспекцией в ходе проверки деятельности заявителя установлено, что между Заявителем - ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс" заключены Договоры возмездного оказания услуг по распространению билетов со зрелищными учреждениями Санкт-Петербурга, в том числе Договор № 6/01 от 16.01.2013 года с ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа».
Проанализировав положения данного договора, налоговый орган пришел к выводу, что ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс», является платежным агентом и имеет обязанность применять контрольно-кассовую технику при приеме платежей физических лиц в пользу ЗАО «Эн. Си.Эй.-медиа».
Вместе с тем, суд не может согласиться с данной позицией заинтересованного лица.
В соответствии с Договором № 6/01 от 16.01.2013 года (п. 2.1., 2.2. Договора), Заявитель - ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» принял на себя обязательства оказать услуги по распространению физическим и юридическим лицам билетов, дающих право на посещение мероприятий.
При этом, услуги по распространению билетов включают в себя:
- изготовление и размещение информации справочного характера о репертуаре Заказчика на информационных ресурсах Заявителя;
- формирование билетов на мероприятия Заказчика путем нанесения на бланки строгой отчетности, форма которых утверждена в установленном законодательством порядке, билетной информации, предоставленной Заказчиком;
- распространение в различных районах Санкт-Петербурга среди населения и иных лиц билетов, сформированных Заявителем в соответствии с п.2.2. Договора.
Таким образом, основной функцией ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» является оказание услуг зрелищным учреждениям по распространению билетов на зрелищные мероприятия.
При распространении билетов Общество действует от своего имени, принимает от физических лиц денежные средства, и, в обмен на них, передает билет. При этом обязательство по оплате у физических лиц возникает исключительно в момент покупки билета, в то время как платежный агент принимает денежные средства в оплату уже имеющихся обязательств по уже заключенному договору между поставщиком услуг и физическим лицом.
Таким образом, в случае если прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с заказчиком, принципалом, комитентом либо поверенным, посредник не является платежным агентом, т.к. он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.
Учитывая изложенное, деятельность Заявителя, организованная им в рамках Договора возмездного оказания услуг по распространению билетов со зрелищными учреждениями Санкт-Петербурга (в том числе Договор № 6/01 от 16.01.2013 года с ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа») не подпадает под действие Закона № 103-ФЗ, регулирующего прием платежей физических лиц, а ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс», в свою очередь, не признается платежным агентом, обязанным применять нормы данного Закона.
В части 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Учитывая, что действие Закона № 103-ФЗ не распространяется на отношения по договору № 6/01 от 16.01.2013 между ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» и ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа» по оказанию услуг по распространению билетов на зрелищные мероприятия, Общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ и выразившегося в неисполнении обществом обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также в неиспользовании специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов в связи с его отсутствием.
Следовательно, Постановление инспекции от 27.03.2013 № 106 о признании Общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, подлежит отмене.
В части 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 104 Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ за осуществление Обществом, как платежным агентом, приема наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем, учитывая неправомерность доводов инспекции о том, что Общество в связи с возложенными на него договором № 6/01 от 16.01.2013 между ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» и ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа» обязательствами является платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц, необоснованными являются и выводы налогового органа о применении в отношении заявителя положений части 4 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.
Общество в силу правил части 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.
В рассматриваемом случае Общество при осуществлении наличных денежных расчетов с гражданкой Сейфулиной М.Р. при оплате 2-х билетов (по цене 2000 руб. за билет) на фестиваль «Чартова дюжина» в СК «Юбилейный» стоимостью 4000 руб. 00 коп., подтвердило прием денежных средств путем оформления и выдачи покупателю документа строгой отчетности «билеты» серия ЦК № 676331 и № 676332.
Нарушений требований Закона № 54-ФЗ заявителем не допущено, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный в части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, требование Общества подлежит удовлетворению, а Постановление инспекции от 27.03.2013 № 104 отмене.
В части 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Постановлением инспекции от 27.03.2013 № 105 Обществу вменено в вину нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, что выразилось в неоприходовании в кассовую книгу для учета наличных денег в сумме 4000 руб. за билеты - серия ЦК №676331 и № 676332, полученные от гражданки Сейфулиной М.Р. на фестиваль «Чартова Дюжина».
Факт неоприходования денежных средств установлен инспекцией исходя из того, что данная сумма не отражена в кассовой книге для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), как этой предусмотрено требованиями пунктов 5.1, 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 №373-П (далее – Положение № 373-П). Кассовая книга для учета наличных денег на проверку Обществом не была представлена в связи с ее отсутствием.
Между тем, как указывалось выше, Общество при исполнении обязательств по договору № 6/01 от 16.01.2013 между ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс» и с ЗАО «Эн.Си.Эй-медиа» платежным агентом не является и не принимает денежные средства от физических лиц в качестве такового, в связи с чем не обязано вести раздельный учет поступающих в свою кассу наличных денежных средств путем ведения как кассовой книги для учета поступающих в кассу наличных денег, так и книги для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Положением № 373-П установлена обязанность по ведению юридическим лицом кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги. Данное Положение не предусматривает других условий учета поступающих в кассу наличных денежных средств, в связи с чем невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления (в том числе в связи с отсутствием кассовой книги) является неоприходованием этих денежных средств в кассу предприятия и образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, наличие в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, инспекцией не доказано.
Принимая во внимание изложенное, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности на основании Постановления от 27.03.2013 № 105, в связи с чем требование заявителя о его отмене подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными и отменить Постановления Межрайонной ИФНС № 2 по Санкт-Петербургу от 27.03.2013 №№ 104, 105, 106, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция театрально-зрелищных касс".
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция театрально-зрелищных касс" из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 1913 от 29.03.2013.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Буткевич Л.Ю.