Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 февраля 2010 года Дело № А56-71659/2009
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2010 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ульяновой М.Н. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ООО "Агрозапад"
заинтересованное лицо (ответчик) - Балтийская таможня
о признании незаконными действий
при участии
от заявителя: Колтуновой А.В., дов. от 18.09.2009;
от заинтересованного лица (ответчика): Плотникова Р.В., дов. от 29.01.2010;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Агрозапад» (далее – ООО "Агрозапад", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее – таможня, ответчик), выразившихся в корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД № 10216100/260809/0067079, и обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу 1874270 руб. 54 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные заявленные требования. Представитель таможни против удовлетворения требований заявителя возражал, считая действия таможни законными и обоснованными.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Агрозапад" (покупатель) в соответствии с контрактом № 10/S от 10.03.2009, заключенным с фирмой «SADIAS.A.», Бразилия, (продавец) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации мясопродукцию:
1) товар № 1 – замороженная свиная корейка (карбонад) на кости без филе, в количестве 91574 кг, таможенная стоимость – 6 066 023 руб. 85 коп.;
2) товар № 2 – замороженная бескостная свиная лопатка, в количестве 267488 кг, таможенная стоимость – 19 406 384 руб. 51 коп.;
3) товар № 3 – замороженная свиная корейка (карбонад) на кости без филе, в количестве 829 кг, таможенная стоимость – 54 883 руб. 20 коп.
Товары прошли таможенное оформление по ГТД №10216100/260809/0067079.
При таможенном оформлении Общество в обоснование таможенной стоимости ввозимых товаров представило в таможню необходимые документы, предусмотренные приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», в том числе: копию контракта № 10/S от 10.03.2009, копию паспорта сделки № 09060002/1776/0008/2/0 от 05.06.2009, инвойсы от 31.07.2009, от 30.05.2009, коносамент № 5 от 31.07.2009 и другие документы, перечисленные в описи (л.д. 12-13).
Таможня, посчитав представленные сведения недостаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, запросила у заявителя дополнительные документы, в том числе: экспортную декларацию с печатью таможенного органа (оригинал), прайс-лист производителя на условиях EXW завод (публичную оферту), ценовую информацию мирового рынка по идентичным/однородным товарам, приказ об учетной политике предприятия, карточки счетов, приказ о назначении гл.бухгалтера, договор о реализации товара на территории РФ, счета-фактуры и товарные накладные к нему на ввезенный товар, оплата по внутреннему договору, заявление на перевод, выписка с лицевого счета, заявление на покупку ин. валюты, свифт, заверенные оригинальной печатью банка (запрос от 26.08.2009 – л.д.86).
Одновременно таможней в адрес Общества было выставлено требование от 26.08.2009 о необходимости в срок до 15.09.2009 подтвердить заявленную таможенную стоимость товара и представить дополнительные документы, указанные в запросе б/н от 26.08.2009, либо предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей с составлением КТС на основе расчета, произведенного должностным лицом таможенного поста Турухтанный от 26.08.2009. Размер требуемого обеспечения составил 1 874 270 руб. 54 коп. (л.д.87, 87-89).
27.08.2009 во исполнение вышеуказанного запроса таможни о предоставлении дополнительных документов и требования от 26.08.2009 на таможенный пост Турухтанный Балтийской таможни был представлен ответ на запрос (исх. № 12 от 26.08.2009), в котором Общество отказалось от выпуска товара под внесение обеспечения уплаты таможенных платежей. Одновременно Общество указало, что часть истребованных документов были предоставлены при подаче ГТД №10216100/260809/0067079, а также обосновало невозможность предоставления иных затребованных документов, в том числе:
1) прайс-листа на условиях EXW, в связи с продажей на условиях CIF Санкт-Петербург;
2) банковских платежных документов по оплате данной поставки товара, в связи с тем, что в соответствии с условиями инвойса оплата за поставленный товар производится через 60 дней от даты коносамента;
3) банковских и бухгалтерских документов по реализации товара на территории РФ, в связи с тем, что товар еще не реализован и не прошел процедуру таможенного оформления.
Несмотря на то, что Обществом были представлены все имеющиеся в его распоряжении сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров, таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД № 10216100/260809/0067079 по шестому (резервному) методу на основании имеющейся в распоряжении таможни ценовой информации по товарам того же вида:
1) по товару № 1 таможенная стоимость увеличена с 6 066 023 руб. 85 коп. до 9 976 071 руб. 56 коп.; таможенные платежи увеличены на 774 723 руб. 41 коп. (КТС-1, л.д. 97);
2) по товару № 2 таможенная стоимость увеличена с 19 406 384 руб. 51 коп. до 24 635 644 руб. 80 коп.; таможенные платежи увеличены на 1 086 338 руб. 01 коп. (КТС-2, л.д. 98);
3) по товару № 3 таможенная стоимость увеличена с 54 883 руб. 20 коп. до 90 311 руб. 26 коп.; таможенные платежи увеличены на 13 209 руб. 12 коп. (КТС-2, л.д. 98).
Одновременно с этим таможней было произведено списание денежных средств в размере суммы корректировки таможенной стоимости с суммы внесенных Обществом авансовых платежей по платежному поручению № 41 от 21.08.2009 (л.д. 109).
Полагая действия таможни по корректировке таможенной стоимости по резервному методу незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее – Закон № 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров. В силу пункта 2 статьи 12 названного закона первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 названного Закона.
При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.
В пункте 2 статьи 19 Закона № 5003-1 приведены условия, ограничивающие применение метода по стоимости сделки.
Согласно пункту 4 статьи 131 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ) в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод ее определения. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен приказом Федеральной таможенной службы РФ от 25.04.2007 N 536.
Для подтверждения заявленной в ГТД таможенной стоимости товара заявитель представил в таможню внешнеторговый контракт, инвойсы, паспорт сделки, коносамент, то есть документы, перечисленные в вышеуказанном Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. Таможня, посчитав, что представленные декларантом сведения о таможенной стоимости товара документально не подтверждены, запросила у него дополнительные документы.
Вместе с тем по смыслу положений статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное – несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Положения статей 12, 19 - 24 Закона, а равно статьи 323 ТК РФ исключают произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров.
Доводы таможни о невозможности применения метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки по той причине, что заявителем представлены не в полном объеме дополнительные документы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие у заявителя тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными доказательствами. Таможня также не доказала, что у заявителя имелась возможность их представить.
Фактически, как следует из материалов дела, решение о несогласии таможни с использованием избранного Обществом метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами было принято из-за низкой цены ввозимого товара.
Факт уплаты Обществом дополнительно начисленных таможенных платежей подтверждается представленным Обществом платежным поручением от 21.08.2009 № 41, актом сверки расчетов, подписанным обеими сторонами, и таможней не оспаривается (л.д. 109, 111).
Как следует из статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (пункт 8 статьи 355 ТК РФ).
Общество в порядке статьи 355 ТК РФ обратилось в таможню с заявлением от 09.12.2009 № 0206-146 (вх. 30030 от 10.12.2009) о возврате денежных средств в сумме 1874270 руб. 54 коп. излишне уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД № 10216100/260809/0067079, в счет таможенных платежей при дальнейшем таможенном оформлении (л.д. 110).
Таможней заявление Общества оставлено без удовлетворения; в установленный таможенным законодательством срок возврат излишне уплаченных таможенных платежей в указанном размере ответчиком не произведен.
Факт уплаты Обществом дополнительно начисленных таможенных платежей в сумме 1 874 270 руб. 54 коп. таможней не оспаривается и подтверждается представленным актом сверки расчетов, подписанным обеими сторонами (л.д. 111).
Учитывая изложенное, действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных Обществом по ГТД № 10216100/260809/0067079, и доначисление таможенных платежей в сумме 1 874 270 руб. 54 коп. не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, требования заявителя обоснованны, и подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 № 117, уплаченная Обществом государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с таможенного органа как со стороны по делу о признании действий (бездействия) государственного органа незаконными.
Согласно статье 104 АПК РФ сумма излишне уплаченной Обществом государственной пошлины подлежит возврату в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными действия Балтийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных Обществом с ограниченной ответственностью «Агрозапад» по ГТД № 10216100/260809/0067079.
Обязать Балтийскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Агрозапад» 1 874 270 руб. 54 коп. излишне уплаченных таможенных платежей путем зачета в счет исполнения обязанностей по уплате предстоящих таможенных платежей.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Агрозапад» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (платежное поручение № 261 от 30.09.2009).
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Агрозапад» из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 30.09.2009 № 261.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Ульянова М.Н.