НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 26.12.2016 № А40-220381/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-220381/16

130-12

26 декабря 2016 г.

Арбитражный суд в составе судьи С.М. Кукиной,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Банка России (адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д.12, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, дата регистрации: 10.01.2003) к ООО «ВТБ Страхование» (адрес:101000, г.Москва, бульвар Чистопрудный, д.8, строение 1, ОГРН 1027700462514, ИНН 7702263726, дата регистрации: 27.11.2002) о привлечении к административной ответственности ч.3 ст. 14.1 по протоколу №40-16-Ю/0437/1020 от 18.10.2016,

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Банк России в лице Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо –Западном федеральном округе обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО «ВТБ Страхование» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Заявление мотивированно тем, что в действиях ООО «ВТБ Страхование» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Ответчик, извещенный надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, отзыв не представил, заявленные требования не оспорил.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров по Северо – Западному федеральному округу (далее - Служба) поступило обращение Шумбасовой Е.И. (далее - Заявитель), содержащее сведения о возможном нарушении Обществом срока рассмотрения заявления о расторжении и возврата части страховой премии за неистекший период страхования по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО).

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВТБ Страхование» (далее - ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование», Страховщик) является субъектом страхового дела и действует на основании лицензии на осуществление добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни №СЛ №3398, дата выдачи: 17.09.2015.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.

В связи с рассмотрением Управлением Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Северо-Западном федеральном округе (далее - Управление) обращения Шумбасовой Елены Ивановны (далее - Заявитель), содержащего сведения о возможном нарушении законодательства Российской Федерации со стороны ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование» (вх. № ОЭТ-3385 от 04.08.2016), Управлением в адрес Страховщика был направлен запрос о предоставлении документов № С59-5-19/1138 от 18.08.2016.

В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении Заявителя, установлено следующее.

Согласно документам и информации, представленным ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование» письмом от 07.09.2016 исх. № 07/02-02/06-02/43077 (вх. № 65386 от 12.09.2016) в ответ на вышеуказанный запрос, между Заявителем и Страховщиком был заключен договор страхования №РВ23677-16068415 от 20.06.2016 по программе «Оптимум» (далее - Договор страхования) на условиях и в соответствии с Особыми условиями по страховому продукту «Единовременный взнос ВТБ24» (далее - Особые условия).

В пункте 6.6.1 Особых условий установлено, что договор страхования прекращает свое действие при отказе Страхователя в течение периода охлаждения (5 рабочих дней с даты его заключения), уплаченная страховая премия подлежит возврату в полном объеме.

В силу пункта 6.6.5 Особых условий возврат страховой премии осуществляется не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего письменного заявления Страхователя об отказе от договора страхования.

22.06.2016, то есть в течение пяти рабочих дней со дня заключения Договора страхования, Шумбасовой Е.И. в адрес Страховщика было направлено заявление о расторжении Договора страхования возврате страховой премии. Дата направления указанного заявления подтверждается штампом Почты России на описи вложения в ценное письмо (номер почтового идентификатора 19000094222638).

Указанное заявление о расторжении Договора страхования поступило в адрес Страховщика 04.07.2016, что подтверждается штампом ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование» и присвоением номера входящей корреспонденции №07/01-08/42018.

Факт получения Страховщиком от Заявителя заявления на возврат денежных средств по Договору страхования ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование» не оспаривается, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, Страховщик в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (04.07.2016), то есть не позднее 18.07.2016 включительно, должен был осуществить возврат страховой премии по Договору страхования.

Фактически ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование» произвело возврат страховой премии по Договору страхования 30.08.2016, что подтверждается платежным поручением №157175, то есть Страховщиком нарушен срок, установленный Особыми условиями страхования.

Таким образом, Страховщиком допущено нарушение пункта 6.6.5 Особых условий.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии со статьей 934 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю).

На основании пунктов 1 и 2 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

В порядке пункта 3 статьи 3 Закона № 4015-1 добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 4015-1 и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

В соответствии со статьей 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены пунктом 5 статьи 30 Закона № 4015-1, которая обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше нормативных правовых актов в целом.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 32.9 Закона № 4015-1 Страховщик обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования правила страхования, в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

Согласно подпункту 1 пункта 1 Указания Банка России от 30.12.2014 № 3523-У «О порядке и сроках представления страховщиком в Банк России принятых им в рамках видов страхования правил страхования, расчетов страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положений о формировании страховых резервов» Страховщик обязан представить в Банк России в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения, в том числе, принятые им в рамках видов страхования правила страхования с приложением образцов используемых страховщиком документов, указанных в правилах страхования

Соответственно, требования Правил страхования, утвержденные самим Страховщиком, обязательны для исполнения им.

Соблюдая требования страхового законодательства, субъекты страхового дела обязаны надлежащим образом соблюдать обязанности, предусмотренные в утвержденных ими правилах добровольного страхования.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации речь идёт о необходимости исполнения страховщиком не конкретных договорных обязательств, а прямых императивных норм закона о необходимости соблюдения Правил страхования, представляемых в орган страхового надзора.

Таким образом, Ответчик нарушил лицензионные требования и условия, установленные п. 6.6.5 Особых условий.

Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Дата совершения правонарушения 19.07.2016. По факту указанного
 нарушения законодательства Российской Федерации был составлен протокол
 об административном правонарушении от 18.10.2016 г. №40-16-Ю/0437/1020 (далее - Протокол).

Права Ответчика при составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены.

Телеграммой от 30.09.2016 законный представитель Ответчика вызывался для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Телеграмма получена представителем ответчика Козловой 30.09.2016, о чем свидетельствует уведомление о ее вручении.

Вместе с тем, законный представитель Ответчика для составления протокола об административном правонарушении не явился, о причинах неявки не уведомил. В связи с чем, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Ответчика, копия протокола направлена Ответчику по почте заказным письмом с уведомлением.

В соответствии с частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из административно-правовых отношений, отнесенные законом к компетенции судов. Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов. Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Согласно статье 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Местом нахождения Ответчика является город Москва.

Исходя из положений части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов.

Годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение страхового законодательства, установленный пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.

Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес Страховщика.

В соответствии с частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Суд считает, что представленные материалы административного дела подтверждают событие вменяемого правонарушения, в связи с чем суд соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях ответчика события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).

Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Исходя из существа допущенного правонарушения, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан, проведения проверки по жалобе гражданина и подтверждения нарушения, следует вывод о том, что вменяемое обществу правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса составляет один год со дня его совершения.

Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 № 6971/10, в котором указано, что содержащееся в настоящем Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, на момент принятия судом решения о привлечении общества к административной ответственности годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В этой связи, имеются все необходимые условия для привлечения заявителя к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом также не установлено.

Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании ч.2 ст.4.2, 4.5, ч.3 ст. 14.1., ст. 23.1., ст.ст. 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 27.8, 28.1, 28.2., 28.3, 28.8., 29.6, 29.7, 29.9., 29.10 КоАП РФ и руководствуясь 29, 65, 75, 167-170, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь ООО «ВТБ Страхование» (адрес:101000, г.Москва, бульвар Чистопрудный, д.8, строение 1, ОГРН 1027700462514, ИНН 7702263726, дата регистрации: 27.11.2002) к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ и наложить на него административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: Получатель (администратор доходов) - УФК по г. Санкт-Петербургу (Северо-Западное ГУ Банка России); счет получателя - 40101810200000010001; банк получателя - Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург; БИК банка получателя - 044030001; ИНН получателя (Банка России) - 7702235133; КПП получателя - 784045004; ОКТМО-40913000; КБК - 99911690010016000140; уникальный идентификатор начисления 0346885504000181016004376; идентификатор плательщика - 27702263726774401001.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М.Кукина