именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-62717/09-35-372
08 февраля 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2010 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи Панфиловой Г.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Иностранной организации «Омьер Трейдинг Лимитед»
к МИФНС России № 47 по г. Москве
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя – не явился, извещен
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 30.12.2009 г. № 05/49 (служебное удостоверение УР № 416394), ФИО2 по доверенности от 11.11.2009 г. № 05/88 (служебное удостоверение УР № 406252)
УСТАНОВИЛ: Иностранная организация «Омьер Трейдинг Лимитед» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решения МИФНС России № 47 по г. Москве от 12.03.2009г. № 6 об отказе в возмещении (зачете) суммы налога на добавленную стоимость.
В обоснование своих требований Заявитель приводит следующие доводы:
В случае наличия нескольких зарегистрированных в порядке пункта 2 статьи 144 Налогового кодекса РФ подразделений иностранной организации, данный налогоплательщик должен выбрать подразделение, по месту регистрации которого будет сдаваться общая налоговая декларация и уплачиваться НДС.
От добровольной постановки организаций на налоговый учет по НДС в порядке статьи 144 Налогового кодекса РФ необходимо отличать обязательную постановку в порядке статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Порядок постановки на учет иностранных организаций в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ установлен в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций утвержденный Приказом МНС РФ от 07.04.2000 года № АП-3-06/124.
Исходя из положений выше названных документов, обязательная постановка на налоговый учет иностранных организаций осуществляется не в связи с уплатой НДС, а в связи с выполнением налоговой обязанности по налогу на прибыль, налогу на имущество и других налогов. Налоговым кодексом РФ никакой специальной постановки на учет налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено.
Статья 144 Налогового кодекса РФ не предусматривает форму уведомления, которое иностранная организация должна направить в налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, кроме того, данной нормой не предусматривается также право налоговых органов утверждать такую форму. Уведомить налоговые органы о выборе подразделения, по месту нахождения которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог, иностранная организация может в любое время, поскольку срок представления уведомления в ст. 144 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен. Уведомление налогоплательщиком в налоговый орган направлено в форме налоговой декларации.
Иностранные организации имею право выбирать, в каком порядке представлять налоговую декларацию и уплачивать НДС: через одно подразделение (централизовано) или по месту постановки на учет каждого подразделения (децентрализовано).
Плательщика налога на добавленную стоимость на территории Российской Федерации признается иностранная организация по месту осуществления ею деятельности, в результате которой возникают облагаемые данным налогом обороты и определяется размер налоговых обязательств.
Право на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику (заказчику) подрядчиком, зависит от порядка принятия на учет выполненных работ, а не от ввода в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию здания, который в свою очередь зависит от условий, прописанных в договоре.
Право на налоговый вычет у налогоплательщика возникает с момента постановки на налоговый учет вне зависимости оснований такой постановки.
Указанные ст. 171, 172 НК РФ условия налогоплательщиком соблюдены в полном объеме. В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей вычеты.
Нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (услугам, товарам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Налоговый орган обязан принять корректирующие (уточненные) налоговые декларации.
Инспекция требований Заявителя не признала, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, утверждая следующее:
Инспекция не согласна с позицией Заявителя о том, что в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа он должен стоять на учете только в связи с наличием недвижимого имущества в г. Воронеж.
26.01.2006 г. Заявитель был поставлен на налоговый учет в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, где иностранной организации был присвоен ИНН <***> с кодом причины постановки на учет КПП 366470002 (т.е. в связи с наличием недвижимого имущества).
В ходе проверки иностранной организации было установлено, что в момент открытия расчетного счета в ЗАО КБ «Акрополь», иностранной организацией был заключен первый договор займа на сумму 490 000 долларов США от 23.11.2005г. №TN/OMR-03 с иностранной организацией «Тена Девелопментс ЛТД» на приобретение земельного участка и недостроя в <...>, с целью последующего строительства филиала в г. Воронеж ЗАО КБ «Акропполь» на основании утвержденной локальной сметы строительства и графика производства строительных работ.
Таким образом, Заявитель фактически осуществлял в г. Воронеже деятельность по строительству филиала в г. Воронеж ЗАО КБ «Акропполь» по адресу <...>.
В соответствии со статьями 83, 84 и 85 НК РФ, Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 7 апреля 2000 года № АП-3-06/124 утверждено Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, согласно пункту 1.1 которого при наличии оснований, предусмотренных в указанном Положении, учету в налоговых органах подлежат иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств («иностранные организации»).
Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения определяется п. 2.1 Положения № АП-3-06/124.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Пунктом 2.1.1. Положения № АП-3-06/124 предусмотрено, что в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
Согласно с п. 2.1.1.1. Положения № АП-3-06/124 иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Таким образом, при осуществлении в г. Воронеж деятельности по строительству филиала в г. Воронеж ЗАО КБ «Акропполь» по адресу <...>, Заявитель в нарушение п. 1 ст. 83 НК РФ и Положения № АП-3-06/124 не встал на учет в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Воронежа в связи с осуществлением деятельности в не зависимости от наличия у Заявителя обязанности уплачивать НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, ЕСН и иные налоги.
Заявитель только 16.11.2006 г. встал на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве.
Согласно п. 2.1.1.2. Положения № АП-3-06/124 иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.
Таким образом, одно отделение иностранной организации не может нести обязанность по исчислению и уплате НДС за другие отделения и не может вычитать из общей суммы налога налог, уплачиваемый по месту нахождения других отделений.
Данная позиция Инспекции подтверждается постановлением Федерального Арбитражного суда Московского Округа от 30.05.2002 г. по делу № КА-40/3386-02.
Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет, в том числе, копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с пунктом 2.1.1.1 Положения, заверенную в установленном порядке.
При постановке на учет 16.11.2006г. в Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве Заявитель в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 83 НК РФ, п. 2.1.1.2. Положения № АП- 3-06/124 не представил сведений о наличии отрытого банковского счета на территории РФ (Свидетельства серии 77 № 006964286 о постановке на учет в Межрайонной инспекции ФНС России № 50 в связи с открытием счета в банке) и о наличии подразделения Заявителя на территории г. Воронежа ИНН <***> / КПП 366470002.
Таким образом, Заявитель осуществлял деятельность в г. Воронеж и соответственно обязан был встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала, то есть в Налоговом органе г. Воронежа. Так же Заявитель при постановке на учет в Межрайонную ИФНС России № 47 по г. Москве не предоставил документы о том, что он состоит на учете в других Налоговых органах.
Относительно отделения Заявителя в г Москве.
В 2006-2007гг. Заявитель на территории г. Москвы осуществлял предпринимательскую деятельность, связанную с эксплуатацией и сдачей в аренду объекта недвижимости - части здания, нежилого помещения площадью 2423,2 кв.м. по адресу: <...>, полученного в качестве вклада в уставный капитал, на основании Договора о внесении имущества в уставный капитал от 01.06.2006г., Решения Корпорации «ГолденАркХолдингсЛимитед» от 28.06.2006г. (Приложение 5), Акта приема-передачи имущества от 19.06.2006г. (Приложение 6).
Таким образом, московское представительство Иностранной организации начало свою деятельность только с июня 2006 г. Следовательно, обязанность по постановке на налоговый учет, представлению налоговой отчетности и исчислению и уплате соответствующих налогов у московского представительства Иностранной организации возникает только с июня 2006 г. Однако, Московское представительство Иностранной организации встало на учет в Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве только 16.11.2006 г.
При этом в 2006-2008 г.г. у московского представительства отсутствуют сотрудники (декларации по ЕСН представлялись с нулевыми показателями, справки по форме 2- НДФЛ не представлялись).
В 3 квартале 2008 г. московское подразделение Иностранной организации представило уточненную декларацию по НДС за налоговый период июль 2007 г. (Приложение 7), в которой заявлен вычет сумм НДС, связанного с приобретением товаров (работ, услуг) у контрагентов, осуществляющих строительные и подобные работы в г. Воронеже по адресу: <...>,
В ходе проверки установлено, что договоры на выполнение строительных работ по адресу <...>, заключены непосредственно с Иностранной организацией (а не московским представительством) в г. Воронеже, указанные договоры и акты выполненных работ по ним подписывались, например, гражданами ФИО3 и ФИО4, не являющимися сотрудниками Московского представительства Иностранной организации. Оплата услуг контрагентов осуществлялась непосредственно Иностранной организацией с единственного на территории РФ счета № 40807810700000000834 в ЗАО КБ «Акрополь» г. Москва. При этом, например, счета-фактуры № 00000014 от 01.07.2007г., № 00000015 от 02.07.2007г. за июль 2007 г. контрагентом ООО «Мега Строй», счет-фактура № 00001135 от 02.07.2007г. за июль 2007 г. контрагентом ООО «Эксперт», счет-фактура № 1/18 от 11.07.2007г. за июль 2007 г. контрагентом
«Антарес», счет-фактура № 3224 от 31.07.2007г. за июль 2007 г. контрагентом ОАО «Воронежсельмаш» выставлялись на имя непосредственно Иностранной организации с указанием КПП 774751001 - Московского представительства. Указанные счета- фактуры отражены в книге покупок за июль 2007 г. и сумма НДС по ним заявлена к вычету в декларации по НДС за июль 2007 г. Московского представительства Иностранной организации с указанием КПП 774751001.
Таким образом, у Иностранной организации существовало два независимых представительства, осуществляющих самостоятельные независимые виды деятельности (строительная деятельность в г. Воронеже и деятельность по сдаче в аренду недвижимого имущества в г. Москве) и поставленных на учет в различных налоговых органах.
Инспекция не согласна с доводом Заявителя о том, что уведомить налоговые органы о выборе подразделения, по месту нахождения которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог, иностранная организация может в любое время, поскольку срок представления уведомления в ст. 144 НК РФ не установлен по следующим основаниям.
Заявитель имеет на территории РФ два отделения в г. Москве и в г. Воронеже.
В соответствии с. п. 3 ст. 144 НК РФ Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений иностранной организации. О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Следовательно из п. 3 ст. 144 НК РФ следует вывод о том, что такая иностранная организация обязана определить подразделение, по месту регистрации которого будет представлять декларации, и уплачивать налог по операциям всех подразделений, и подать соответствующие уведомления в налоговые органы по месту нахождения своих подразделений.
В соответствии с п. 1 ст. 163 НК РФ (в редакции от 24.07.2007 г.) налоговым периодом (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ (в редакции от 24.07.2007 г.) уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта ст.146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Однако Заявитель только 23.09.2008 г. предоставил налоговую декларацию по НДС за июль 2007 г. с нулевыми показателями.
Уведомить налоговые органы о выборе подразделения, по месту нахождения которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог, иностранная организация может в любое время, поскольку срок представления уведомления в ст. 144 НК РФ не установлен. Однако сделать это необходимо до наступления срока представления налоговой декларации и уплаты налога, т.е. не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, Заявитель, имеющий на территории РФ несколько подразделений, обязан уведомить налоговый орган о выбранном в соответствии с требованиями п. 3 ст. 144 НК РФ подразделении (по предоставлению налоговой декларации по НДС за июль 2007 г.), до 20 августа 2007 года.
Необходимо обратить внимание суда на то обстоятельство, что на момент когда Заявитель должен был в соответствии с законодательством РФ уведомить Налоговые органы, Заявитель состоял на учете только в Межрайонной ИФНС России № 50 (постановка на учет 02.11.2005г.) и в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа (постановка на учет 26.01.2006г.)
Только 16.11.2006 г. Заявитель встал на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве.
Таким образом, на момент, когда Заявитель в соответствии с законодательством РФ должен был предоставить налоговую декларацию по НДС за июль 2007 г. в Налоговые органы г. Воронежа по месту осуществления деятельности.
Инспекция не согласна с доводами Заявителя о том, что Налоговый орган был уведомлен, уведомление налогоплательщиком было направленно в форме налоговой декларации по следующим основаниям.
НК РФ не предусматривает формы уведомления, которое иностранная организация должна направить в налоговые органы по месту нахождения своих подразделений. Кроме того, данной нормой не предусматривается также право налоговых органов утверждать такую форму. Поэтому подобное уведомление может быть составлено в произвольной форме.
Декларация по НДС может рассматриваться в качестве такого уведомления, только в случае корректного заполнения Раздела 3. «Суммы налога, подлежащие уплате (возмещению) иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои филиалы, представительства и другие обособленные подразделения (далее - отделения)» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2005 N 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения» (Приложение 9), в которых указываются: полные наименования отделений иностранной организации, операции по реализации товаров (работ, услуг) которыми отражены в декларации; ИНН и КПП по месту нахождения каждого отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через свои отделения; по каждому отделению - общая сумма налога, исчисленная по операциям, осуществляемым отделением иностранной организации и подлежащим налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 - 4 ст.164 НК РФ; по каждому отделению - сумма налога, подлежащая вычету при осуществлении операций, подлежащих налогообложению; по каждому отделению - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к уплате (к уменьшению) за данный налоговый период по операциям, подлежащим налогообложению.
При этом Московское представительство Иностранной организации представило уточненную налоговую декларацию по НДС за июль 2007 г. не заполняя раздел 3 налоговых деклараций по НДС. То есть, не уведомляя налоговый орган, что Московское представительство Иностранной организации выбрано Иностранной организацией в качестве подразделения, по месту налоговой регистрации которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, Московское представительство Иностранной организации не является подразделением, по месту налоговой регистрации которого представлялись, представляются или будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений за проверяемый период. Поэтому каждое подразделение Иностранной организации (в г. Воронеже и в г. Москве) самостоятельно обязано исчислить и уплатить НДС при совершении операций, подлежащих налогообложению НДС, а также подать соответствующие налоговые декларации по НДС.
Таким образом, Заявитель не уведомил налоговые органы о своем намерении предоставлять консолидируемые налоговые декларации по НДС, на основании п. 2 ст. 11 НК РФ, с учетом положений ст.ст. 143, 144 НК РФ подразделения Заявителя в г. Воронеже и в г. Москве являются самостоятельными независимыми подразделениями Заявителя, обязанные самостоятельно исчислять, уплачивать налоги и представлять налоговые декларации. Следовательно налоговая декларация за июль 2007 года по НДС должна была предоставляться по месту осуществления деятельности, то есть в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа.
Инспекция не согласна с доводами Заявителя о том, что он вправе был применять налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором им приобретены товары для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 ст. 146 НК РФ, дата реализации (передачи), которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В соответствии с п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей вычеты.
В соответствии с п.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов- фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих, фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе
товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного оформления в отношении:
товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком были предоставлены копии документов, подтверждающих заявленные суммы:
договоры, книга покупок за июль 2007 года, полученные счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные поручения, подтверждающие оплату товаров, работ (оказанных услуг) за июль 2007 года, книга продаж, выписка из лицевого счета (Приложение 11).
При рассмотрении представленных документов установлено следующее.
Общая сумма реализации составляет 743 402 руб. В данном налоговом периоде основная сумма реализации сложилась из договоров аренды с ООО «Стройновация».
Согласно представленных документов установлено, что иностранной организацией при исчислении НДС за налоговый период июль 2007г. применен вычет сумм НДС в размере 624 226,97 руб., уплаченный поставщикам и подрядчикам за предоставленные работы, услуги, приобретение которых не связано с осуществлением операций, признаваемых объектом обложения по НДС, что противоречит пп.1 п.2 ст.171 НК РФ, в связи с тем, что предоставленные работы и услуги не были связаны с деятельностью Московского филиала иностранной организации, а осуществлялись в рамках деятельности зарегистрированного ранее (январь 2006г.) филиала иностранной организации в г. Воронеже (КПП 366470002 ) и связаны были со строительством филиала КБ «Акрополь» в г.Воронеже на ул. Промышленной д.4. в том числе за налоговый период июль 2007г.
За июль 2007г. сумма неправомерно заявленного вычета НДС составила всего 624 226,97 руб., в том числе по счетам фактуры:
372 186,14 руб. вычет НДС по счету- фактуре № 00000014 от 01.07.2007г. ООО «Мега Строй» за выполненные работы по договору строительного подряда №б/н от 15.01.2007г.;
193 524,15 руб. вычет НДС по счету- фактуре №00000015 от 02.07.2007г. ООО «Мега Строй» за выполнение работ по договору строительного подряда №б/н от 15.01.2007г.;
2826,0 руб. вычет НДС по счету-фактуре №00001135 от 02.07.2007г. ООО ИЦ «Эксперт» за работы по проведению полного технического освидетельствования лифта, установленного в административном здании по адресу: <...>;
54 441,01 руб. вычет НДС по счету-фактуре №1/18 от 11.07.2007г. ООО «Антарес» за выполнение работы, согласно договора №18 от 26.03.2007г.;
1 249,67 руб. вычет НДС по счету- фактуре №3224 отЗ 1.07.2007г. ОАО «Воронежсельмаш» за электроэнергию.
Таким образом, в нарушение подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 171 НК РФ Московским представительством Иностранной организации КПП 774751001 неправомерно заявлены к вычету суммы НДС и НДС с реализации, связанных с деятельность в г. Воронеже.
Следовательно, Заявитель, фактически осуществляя деятельность на территории РФ в г. Воронеже и имея в г. Воронеже обособленное подразделение, не встал на учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа в связи с осуществлением деятельности, не исчислял и не уплачивал НДС по месту фактического осуществления деятельности в г. Воронеже, не подавал заявления о том, что Московское представительство Иностранной организации КПП 774751001 является подразделением, по месту налоговой регистрации которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений за проверяемый период.
Дело рассматривается судом по правилам п.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседании по делу согласно ст.123 АПК РФ.
Протокольным определением от 26.01.2010 г. было отказано в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
12 марта 2009 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 47 по городу Москве вынесено Решение № 6 «Об отказе в возмещении (зачете) частично суммы налога на добавленную стоимость стоимость».
Решение вынесено на основании материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 624 226,97 рублей представленной за июль 2007 года 30.09.2008 года и возражений ОМЬЕР ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД, проведенной в период с 20.08.2008 года по 20.11.2008 года.
Считая, что Решение № 6 от 12 марта 2009 года Межрайонной инспекции ФНС России № 47 по городу Москве от «Об отказе в возмещении (зачете) частично суммы налога на добавленную стоимость» вынесено с нарушением норм действующего законодательства РФ о налогах и сборах, заявителем 24 марта 2009 года была подана в вышестоящий орган - Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве апелляционная жалоба.
Письмом Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве от 24.04.2009 года № 21-19/040649 Решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОМЬЕР ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД без удовлетворения.
Налогоплательщик на территории Российской Федерации занимается инвестиционной деятельностью, инвестируя в строительство, а также получает доходы от сдачи в аренду имущества находящегося у него на праве собственности в соответствии и с нормами законодательства Российской Федерации.
Постановка на учет налогоплательщика в налоговых органах на территории Российской Федерации осуществлялась в следующем порядке и по следующим основаниям:
Свидетельством об учете в налоговом органе выданным 02.11.2005 года Межрайонной ИФНС России № 50 по г. Москве, подтвержден учет в налоговом органе иностранной организации ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД в целях открытия счета в банке (Бланк серия 77 № 006964286). Код иностранной организации 18939; Код причины постановки на учет 775087001.
На основании Договора купли-продажи незавершенного строительством объекта и земельного участка от 24.11.2005 года зарегистрированным 05.12.2005 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области 05.12.2005 года ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД выданы свидетельства о государственной регистрации права (Бланк Серия 36-АБ 402026; Бланк Серия 36-АБ 402027) подтверждающие право собственности Компании на незавершенный строительством объект и земельный участок, расположенные по адресу: город Воронеж, Ленинский район, улица Промышленная, дом 4.
Свидетельством о постановке на налоговый учет в налоговом органе подтверждена постановка на учет в Инспекции ФНС России по Ленинскому району города Воронежа, в связи с постановкой на учет недвижимого имущества (Бланк серия 36 № 001520281). Дата постановки на учет 26.01.2006 года. Присвоен идентификационный номер налогоплательщика <***> с кодом причины постановки на учет 366470001.
На основании: Договора о внесении имущества в уставный капитал от 01.06.2006 года; Решения Корпорации Голденарк Холдинге Лимитед от 01.06.2006 года; Акта приема-передачи имущества от 19.06.2006 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве 17.08.2006 года ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД выдано свидетельство о государственной регистрации права (Бланк Серия 77 АГ 453713) подтверждающее право собственности на нежилое помещение площадью 2423,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе выданным Межрайонной инспекцией ФНС России № 47 по г. Москве подтверждена постановка на учет в МИ ФНС России № 47 по г. Москве, в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации (Бланк серия 77 № 0423743). Дата постановки на учет 16.11.2006 года. Сохранен идентификационный номер налогоплательщика 9903189399 ранее присвоенный Инспекции ФНС России по Ленинскому району города Воронежа и присвоен код причины постановки на налоговый учет 774751001.
Согласно пункту 3 статьи 144 Налогового кодекса РФ иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут предоставлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ подразделений иностранной организации.
Исходя из системного толкования пунктов 2 и 3 статьи 144 Налогового кодекса РФ, следует, что налог должен уплачиваться по операциям только тех подразделений иностранной организации, которые состоят на налоговом учете по НДС в порядке пункта 2 статьи 144 Налогового кодекса РФ. По операциям иных обособленных подразделений НДС должен уплачиваться налоговыми агентами.
Таким образом, в случае наличия нескольких зарегистрированных в порядке пункта 2 статьи 144 Налогового кодекса РФ подразделений иностранной организации, данный налогоплательщик должен выбрать подразделение, по месту регистрации которого будет сдаваться общая налоговая декларация и уплачиваться НДС.
От добровольной постановки организаций на налоговый учет по НДС в порядке статьи 144 Налогового кодекса РФ необходимо отличать обязательную постановку в порядке статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Порядок постановки на учет иностранных организаций в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ установлен в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций утвержденный Приказом МНС РФ от 07.04.2000 года № АП-3-06/124.
Исходя из положений выше названных документов, обязательная постановка на налоговый учет иностранных организаций осуществляется не в связи с уплатой НДС, а в связи с выполнением налоговой обязанности по налогу на прибыль, налогу на имущество и других налогов. Налоговым кодексом РФ никакой специальной постановки на учет налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено.
Статья 144 Налогового кодекса РФ не предусматривает форму уведомления, которое иностранная организация должна направить в налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, кроме того, данной нормой не предусматривается также право налоговых органов утверждать такую форму. Уведомить налоговые органы о выборе подразделения, по месту нахождения которого будут предоставляться налоговые декларации и уплачиваться налог, иностранная организация может в любое время, поскольку срок представления уведомления в ст. 144 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен. Уведомление налогоплательщиком в налоговый орган направлено в форме налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 144 Налогового кодекса РФ, иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений), самостоятельно выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех подразделений иностранной организации, находящихся на территории Российской Федерации.
Таким образом, Иностранные организации имею право выбирать, в каком порядке представлять налоговую декларацию и уплачивать НДС: через одно подразделение (централизовано) или по месту постановки на учет каждого подразделения (децентрализовано).
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и/или сборы.
Согласно пункта пункту 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российской организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
В силу статьи 143 НК РФ организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Таким образом, плательщиком налога на добавленную стоимость на территории Российской Федерации признается иностранная организация по месту осуществления ею деятельности, в результате которой возникают облагаемые данным налогом обороты и определяется размер налоговых обязательств.
Решение не содержит норм права, которые нарушены налогоплательщиком при включении им в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость сумм НДС.
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость относиться к федеральным налогам.
Положениями статьи 8 Конституции РФ и статьи 3 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации обеспечивается единое экономическое пространство и единый налоговый режим.
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ федеральные налоги зачисляются в федеральный бюджет, и являются налоговыми доходами федерального бюджета, вне зависимости от того через какое федеральное казначейство они зачислены в федеральный бюджет.
Порядок вычета НДС при проведении капитального строительства подрядным способом установлен пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ в соответствии с которым, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства. При соблюдении условий предусмотренных пунктом 1 и пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ: наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); наличие соответствующих первичных документов; принятие на учет товаров (работ, услуг); налогоплательщик при проведении капитального строительства имеет право произвести вычет предъявленного подрядчиком НДС.
Таким образом, право на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику (заказчику) подрядчиком, зависит от порядка принятия на учет выполненных работ, а не от ввода в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию здания, который в свою очередь зависит от условий, прописанных в договоре.
Данная правовая позиция подтверждается арбитражной практикой. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 года № 51 разъяснено, что при наличии в договоре с подрядчиком условия о поэтапной сдаче работ по актам формы № КС-2 и справкам формы № КС-3 вычет «входного» НДС можно применить не дожидаясь оформления акта по форме № КС-11, свидетельствующего об окончании строительства объекта.
Нормами главы 21 Кодекса не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов. Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 2006 г. № 14996/05.
Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу статьи 143 НК РФ организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Основания для включения сумм налога на добавленную стоимость по взносу в уставный капитал имущества, полученного ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД от компании ГОЛДЕЛЛРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД в июне 2006 года:
Решение единоличного директора ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД от 01 июня 2006 года, согласно которого он ПОСТАНОВИЛ:
принять оплату уставного капитала Компании в виде взноса недвижимого имущества акционером Компании;
общая сумма взноса в виде недвижимого имущества составляет 8 775 376,57 рублей, и состоит из следующего имущества, принадлежащего акционеру: нежилые помещения общей площадью 2423,2 кв.м. расположенные по адресу: РФ, Москва, улица Большая Полянка, 54, стр. 1;
указанная выше стоимость данного имущества является остаточной стоимостью этого имущества по состоянию па 01 июня 2006 года, и получена из бухгалтерской отчетности, представленной на регулярной основе акционером согласно бухгалтерским стандартам и правилам, принятым на территории Российской Федерацию.
Договор о внесении имущества в уставный капитал б/н от 01.06.2006 года заключенный между Корпорацией ГОЛДКНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД и Международной коммерческой компанией ОМЬБР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД в соответствии с условиями которого, передано в собственность в качестве взноса в уставный капитал здание общей площадью 2423,2 кв.м. расположенное по адресу: РФ, Москва, ул. Большая Полянка, 54, стр. 1; характеристики объекта указаны в Приложениях № 1 и № 2.
Акт приема передачи имущества от 19 июня 2006 года.
Дополнение № 1 от 20 июня 2006 года к акту приема-передачи имущества от 19 июня 2006 года, в котором указано, что стороны договорились, что стоимость передаваемого в уставный капитал объекта составляет 10 530 451,88, в том числе НДС 1 755 075,31 рублей.
Счет-фактура № 1 от 19 июня 2006 года; наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) имущественного права - взнос недвижимого имущества в уставный капитал; стоимость товаров (работ, услуг) имущественных прав, всего без налога 8 775 376,57 рублей; сумма налога 1 755 075,31 рублей; стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего с учетом налога 10 530 451,88 рублей.
Основания для включении сумм налога на добавленную стоимость по взносу в уставный капитал имущества, полученного ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД от компании ГОЛДЕПАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД в июле 2006 года:
Решение единоличного директора ОМБЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД от 01 июля 2006 года, согласно которого он решил:
утвердить денежную оценку Оборудования как вклада в акционерный капитал Компании ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД (указанного в Приложении № 1 к Соглашению о внесении движимого имущества от 01 июля 2006 года);
размер вклада 4 233 330,61 российских рублей;
Договор о внесении движимого имущества в уставный капитал б/н от 01 июля 2006 года, заключенный между Корпорацией ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД и Международной коммерческой компанией ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД, в соответствии с условиями которого Компанией ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД принято оборудование, находящееся в нежилых помещениях, расположенных по адресу: РФ, Москва, ул. Большая Полянка, 54, стр. 1.
Приложение № 1 к Договору о внесении движимого имущества в уставный капитал б/н от 01 июля 2006 года, в котором указаны: наименование оборудования; цена; налог па добавленную стоимость.
Акт приема передачи имущества от 01 июля 2006 года, в соответствии с которым, стороны согласились, что стоимость передаваемого оборудования составляет 4 233 330,61 рублей, включая налог на добавленную стоимость в размере 660 301,24 рублей.
Приложение № 1 к Акту приема-передачи движимого имущества в уставный капитал от 01 июля 2006, в котором указаны наименование оборудования; цена; налог на добавленную стоимость.
Счет-фактура № 2 от 01 июля 2006 года; наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) имущественного права - взнос движимого имущества в уставный капи тал; стоимость товаров (работ, услуг) имущественных нрав, всего без налога 3 573 029,37 рублей; сумма налога 660301,24 рублей; стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего с учетом налога 4 233 330,61 рублей.
Общая сумма налога на добавленную стоимость, связанная с взносом в уставный капитал и принятая к учету Компанией ОМЬЕР ТРЭЙДИНГ ЛИМИТЕД составляет 2 415 376,55 рублей.
Согласно налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Компании ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД за июль 2006 года в Разделе 2.1. «Расчет общей суммы налога» пункт 8 «Суммы налога, подлежащие восстановлению, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам» - код строки 170; сумма НДС 2 451 377 рублей.
Таким образом, сумма налога, поставленная к возмещению Компанией ОМЬЕР ТРЭИДИНГ ЛИМИТЕД, соответствует сумме налога, поставленной в расчет к начислению Компанией ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД.
Согласно Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 224, подписанного должностным лицом МИ ФНС России № 47 по городу Москве ФИО5 и представителем Компании ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД ФИО6 составленного по состоянию на 01 апреля 2009 года, задолженности компании ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД перед бюджетами всех уровней по налогу на добавленную стоимость нет.
Кроме выше поименованного Акта, документами, подтверждающими исполнение обязательств ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД перед бюджетом, являются:
Справка о переплате и недоимке по налогоплательщику ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД ИНН <***> по состоянию на 10.12.2007 года, в которой значится переплата по налогу па добавленную стоимость;
Акт выездной налоговой проверки № 2544 от 07 мая 2008 года (по вопросам соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах за период с 01.01.2004 года по 31.12.2006 года);
Решение № 3228 МИ ФНС России № 47 по г. Москве от 17 июня 2008 года (по результатам выездной налоговой проверки);
платежные поручения № 19 от 31.07.2007 года; № 73 от 09.08.2006 года; № 60 от 12.07.2006 года об уплате налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ организация (в данном случае учредитель ГОЛДЕНАРК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД), которая передает имущество в качестве вклада в уставный капитал, обязана восстановить «входной» НДС, правомерно принятый к вычету при приобретении данного имущества. При этом но товарам восстановлению подлежит вся сумма налога, ранее принятая к вычету, а по основным средствам в сумме пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки.
Налог восстанавливается в том налоговом периоде, в котором товары, основные средства, НМА и имущественные права были переданы организацией в качестве вклада в уставный капитал.
В соответствии с п. 3 ст. 169; п. 2 ст. 146; п. 3 ст. 39; п. 1 ст. 1 72; п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ и на основании учредительного договора, перечня передаваемых объектов основных средств, копий инвентаризационных карточек, технической документации по передаваемым объектам, акта о приеме-передаче объектов основных средств, получающая сторона - ОМЬЕР ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД имеет право предъявить полученный НДС к вычету, указав данные документы в книге покупок.
В соответствии с положениями пп.1 п.2 ст. 171 и п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе предоставлять корректирующие (уточненные) декларации по налогу на добавленную стоимость. При этом, налоговый орган обязан принять корректирующие (уточненные) налоговые декларации.
Положения статей 307, 308 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежат применению. Заявитель не занимался на территории Российской Федерации строительно-монтажными и иными работами, в силу которых обязан был стать на налоговый учет ввиду осуществления деятельности через строительные площадки.
По договору строительного подряда заявитель являлся инвестором, работы своими силами не выполнял и не осуществлял.
Таким образом, оспариваемое решение необоснованно и требования Заявителя подлежат удовлетворению
В силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, расходы Заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возврату из бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 169, 171, 172, 176 НК РФ, ст.ст. 65, 69, 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 177, 197, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным не соответствующим ст. 171, 172, 176 НК РФ МИФНС России № 47 по г. Москве от 12.03.2009г. № 6 об отказе в возмещении (зачете) суммы налога на добавленную стоимость.
Возвратить Иностранной организации «Омьер Трейдинг Лимитед» из дохода федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента изготовления в полном машинописном виде.
Судья Панфилова Г.Е.
1287_1078822
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, <...>
http://www.msk.arbitr.ru