Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
19 декабря 2013г.
Дело № А40-126115/13
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2013 года
Арбитражный суд в составе: судьи Дранко Л.А. (79-769)
при ведении протокола секретарем с/з Саламовой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Оренбург-ТСЖстрой» (460003, г. Оренбург, пр. Б. Коростелевых, д. 177)
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, 4, стр. 1)
третье лицо : Западно-Уральское Управление Ростехнадзора
об оспаривании решений, изложенных в «Уведомлениях об отказе в предоставлении лицензии» №00980 от 13.05.2013г., №002480 от 28.06.2013г.
В судебное заседание явились: от заявителя – Тедтоев В.Б. по доверенности №12 от 22.10.2013г., Шабозов М.О. по доверенности №12 от 22.10.2013г.,от Ростехнадзора Ершова Н.Н. по доверенности №Д-34 от 29.12.2012г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Оренбург-ТСЖстрой»(далее заявитель или Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, изложенных в «Уведомлениях об отказе в предоставлении лицензии» №00980 от 13.05.2013г., №002480 от 28.06.2013г.
Одновременно заявитель просит обязать Ростехнадзор (включая его структурное подразделение на месте) выдать Обществу лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов на основании заявления Общества от 28.05.2013г.(вх.№02-1831Л).
Как следует из содержания оспариваемого уведомления от 13.05.2013г.№ 00980, основанием для отказа в предоставлении заявителю лицензии послужило несоблюдение им требований промышленной безопасности при использовании ( эксплуатации) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 155 градусов Цельсия, а именно отсутствие разрешения на применение технических устройств и документ, подтверждающий аттестацию руководителя (заместителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности указанного оборудования.
Основанием для отказа заявителю в предоставлении лицензии, оформленного оспариваемым постановлением от 28.06.2013г.№002480 послужило наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений о регистрации декларации промышленной безопасности в Ростехнадзоре, в то время как данная декларация в Ростехнадзор не поступала. Также указанный отказ мотивирован отсутствием в представленных документах сведений о наличии разрешений на применение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте «Пункт подготовки, отгрузки, переработки углеводородного сырья в районе 26 км. трассы «Оренбург- Самара».
Заявление ООО «Оренбург-ТСЖстрой» мотивировано тем, что Обществом было подано заявление со всеми необходимыми документами для получения лицензии.
Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору против заявления возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях по делу.
От 3-го лица поступил отзыв, в котором оно просило также в удовлетворении заявленных требований отказать. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица на основании ч.2 ст.200 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления ООО «Оренбург-ТСЖстрой» и прилагаемых к нему документов (вх.№АФ-413 от 21.02.2013г.) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору уведомлением от 25.02.2013 г. N 02-01-03/826 сообщило о необходимости устранения следующих выявленных нарушений:
- не представлен действующий договор аренды недвижимого имущества № 15 от 14.03.2012 (п. 7 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 454) (далее- Положение № 454);
- не указаны реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых к применению на взрывопожароопасных производственных объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), - в случае, если наличие таких документов является обязательным в соответствии с техническими регламентами (п. 7 Положения № 454);
- не указаны реквизиты разрешений на применение технических устройств на взрывопожароопасных производственных объектах (наименование органа, выдавшего разрешение, дата и номер регистрации этого разрешения), если иная форма оценки соответствия указанных технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами (п. 7 Положения № 454);
- не указаны реквизиты деклараций промышленной безопасности взрывопожароопасных производственных объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации) (п. 7 Положения № 454);
- уплата государственной пошлины за предоставление лицензии произведена не по банковским реквизитам, установленным для Центрального аппарата Ростехнадзора.
- не указаны реквизиты документов, свидетельствующих о согласовании с территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на взрывопожароопасных производственных объектах (наименование органа, согласовавшего документ, его дата и номер), (п. 7 Положения № 454);
- не представлены сведения о финансовых средствах, зарезервированных для локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах (п. 7 Положения № 454);
- не указаны реквизиты документов об утверждении положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на планы мероприятий по локализаций и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
В ответ на указанное уведомление заявитель направил в Ростехнадзор переоформленное заявление от 25.02.2013г.№5 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов с приложением договора аренды от 06.08.2012г.№18 с Приложениями к нему№№1,2, копию приказа о создании резервного финансового фонда для локализации и ликвидации последствий аварий от 10.02.2012г.№8, пл.поручение об уплате госпошлины за предоставление лицензии №2 от 28.02.2013г.
По результатам проведенной 3-м лицом проверки в связи с указанным заявлением был составлен Акт проверки от 09.04.2013г., из которого следует, что каких-либо нарушений проверяющими выявлено не было, однако на основании Заключения о возможности выполнения ООО «Оренбург-ТСЖстрой» лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов оспариваемым уведомлением от 13.05.2013г. № 00980 в выдаче лицензии заявителю было отказано со ссылкой на ст.ст.7,9 ФЗ от 21.07.1997г.№116-ФЗ»О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.4 подпункты г), л) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов .
28.05.2013г. в Ростехнадзор вновь поступило заявление заявителя о предоставлении указанной лицензии (вх.№02-1831) с приложением документов, указанных в описи, на основании которого 3-м лицом была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт от 14.06.2013г. о соответствии Общества установленным лицензионным требованиям и условиям к соискателю лицензии.
Вместе с тем, оспариваемым уведомлением от 28.06.2013г.№002480 в предоставлении лицензии заявителю было отказано.
В соответствии п. 28 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону.
Согласно ст. 14 Положения о лицензировании взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. N 599, принятие лицензирующим органом решений о представлении лицензии (об отказе в представлении лицензии), приостановлении и возобновлении ее действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, а также ведение реестра лицензий и представление содержащихся в нем сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о лицензировании лицензирующий орган принимает решение о представлении или об отказе в представлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о представлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о лицензировании лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о лицензировании соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в представлении лицензии или его бездействие.
В соответствии с п. 80 и п. 83 Административного регламента Ростехнадзора по предоставлению государственной функции по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 № 714 (далее - Административный регламент), 3-е лицо в качестве ответственного исполнителя подготовило заключения о невозможности предоставления лицензии Заявителю, мотивированные отсутствием у него разрешения на применение технических устройств и документ, подтверждающий прохождение руководителем (заместителем руководителя) подготовки и аттестации в области промышленной безопасности вышеуказанного оборудования, что не соответствует пп. г) и л) п. 4 Положения о лицензировании, действовавшего на момент подачи заявления, а также представлением заявителем недостоверных сведений о регистрации декларации промышленной безопасности.
Согласно пункту 14 Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений, утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2006 № 7375) декларация с заключением экспертизы по ней направляется на рассмотрение в Управление центрального аппарата Службы, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО. Рассмотрение деклараций промышленной безопасности территориальными органами Ростехнадзора не предусмотрено.
Заявитель в прилагаемых к заявлению документах указал на наличие декларации. Однако при проверке данных сведений было выявлено, что декларация за указанным номером в реестре деклараций Ростехнадзора не содержится и в Ростехнадзор не поступала.
В заявлениях заявитель указал среди видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности использование (эксплуатацию) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
В соответствии с пп. г) п. 4 Положения о лицензировании взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 454, действовавшим на момент рассмотрения заявления, одним из обязательных требований к соискателю лицензии является требование о наличии разрешений на применение технических устройств на взрывопожароопасных производственных объектах.
Однако в заявлении в качестве реквизитов разрешений на применение технических устройств, применяемых на взрывопожароопасных производственных объектах, было указано только разрешение на применение технических устройств нефтеперегонной установки ЛФ17-УСН.
В соответствии с приложением № 2 к Административному регламенту Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденному приказом Ростехнадзора от 29.02.2008 № 112 (далее - Административный регламент), центральный аппарат Ростехнадзора выдает разрешение на применение оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа (паровые котлы, сосуды, работающие под давлением пара или газа, трубопроводы пара) или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (водогрейные котлы, сосуды, трубопроводы горячей воды), оборудование тепловых установок, тепловых пунктов и тепловых сетей, системы, приборы и средства противоаварийной защиты, сигнализации и контроля, используемые при эксплуатации указанного оборудования и поставляемые как отдельно, так и комплектно с давлением свыше 4,0 МПа.
В соответствии с п. 7 Административного регламента разрешение может выдаваться на единичное техническое устройство, партию либо на тип (вид) технических устройств. Допускается выдавать одно Разрешение на типоразмерный ряд технических устройств одного назначения при условии соблюдения единого конструкторского подхода, используемых материалов и технологий.
Таким образом, для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, имеющего технические устройства, работающие под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, заявителю необходимо было предоставить разрешение на применение данных технических устройств, поскольку Административным регламентом предусмотрена выдача отдельных разрешений на данный тип (вид) технических устройств.
В соответствии с разрешением на применение технических устройств нефтеперегонной установки, на которое ссылается заявитель № РРС 00-25962, применение технических устройств заявителя возможно только на объектах нефтепереработки.
Поскольку объекты нефтепереработки могут не содержать оборудования работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, разрешение на применение технических устройств на объектах нефтепереработки не отвечает требованиям, предусмотренным действующим законодательством и не подтверждает наличие у соискателя лицензии оборудования работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
В связи со спецификой выдачи разрешений на применение технических устройств работающих под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия на взрывопожароопасном производственном объекте, Ростехнадзор, установив отсутствие указанных разрешений в составе документов на получение лицензии заявителя, принял обоснованное решение об отказе в выдачи лицензии.
К объектам, работающим под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия относятся трубопроводы пара и горячей воды, сосуды, паровые и водогрейные котлы, согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), Правилам устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03).
Следовательно, поскольку выдача лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, предусмотрена только при наличии такого оборудования и соответственно разрешений на его применение, оспариваемые отказы Ростехнадзора в выдаче лицензии, оформленные от 13.05.2013 № 00980 и от 28.06.2013 № 002480 соответствуют действующему законодательству.
В связи с тем, что каких-либо разрешений на применение технических устройств работающих под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия заявителем предоставлено не было, вывод лицензирующего органа об отсутствии у заявителя разрешения на применение технических устройств является обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 64 - 68, 71, 75, 167 - 170, 180, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Оренбург-ТСЖстрой» об оспаривании решения должностных лиц Ростехнадзора об отказе в выдаче лицензии, оформленного в Уведомлении об отказе в предоставлении лицензии №00980 от 13.05.2013г. и №002480 от 28.06.2013г., об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в установленном законом порядке на основании заявления ООО «Оренбург-ТСЖстрой» от 28.05.2012г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
Л.А.Дранко