Дело № А40-159662/16-115-1444
г. Москва | 11 ноября 2016 г. |
Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2016 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Л.А. Шевелёвой,
при ведении протокола помощником судьи В.А. Седовым,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стальимэкс», зарегистрированного 14.09.2010 г. с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7730631731 и расположенного по адресу: Кутузовский просп., д. 36, стр. 8, г. Москва, 121170
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по г. Москве, зарегистрированной 23.12.2004 г. с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7730057570 и расположенного по адресу: Малая Филевская ул., д. 10, стр. 3, г. Москва, 117198
об обязании возвратить 2 997 960,37 р.
при участии:
от заявителя: Незаметдинов О.А. (дов. б/н от 01.07.2016 г.);
от заинтересованного лица: Мамонтов М.А. (дов. № 676 от 22.04.2016 г.).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Стальимэкс» (далее также — заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по г. Москве (далее также — заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) об обязании возвратить излишне уплаченные налоги в сумме 2 997 960,37 р.
Заявитель поддержал заявленное требование по доводам заявления в суд.
Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения заявленного требования по мотивам отзыва.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что заявитель с 4 квартала 2010 года пользуется телекоммуникационными каналами связи (кратко ― ТКС) с использованием интернета, что подтверждается сведения из базы данных инспекции, то есть представляет налоговую отчетность по ТКС, имеет полный доступ к сведениям касательно своего лицевого счета по расчетам с бюджетом. Данный факт не оспаривается налогоплательщиком.
Следовательно, имеет доступ к своему лицевому счету на постоянной основе и, следовательно, не может не знать об имеющейся переплате по налогам.
В свою очередь имеющаяся переплата по налогам сложилась за счет самостоятельных начислений налогоплательщика, согласно представленным налоговым декларациям, а не по результатам проведенных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, декларируя определенную сумму налога к уплате в бюджет в налоговой отчетности и уплачивая большую сумму денежных средств в бюджет налогоплательщик с учетом использования ТКС может отслеживать наличие переплаты по налогам в любое доступное ему время.
Как указало заинтересованное лицо, согласно базе данных инспекции Заявитель в течение 2011-2015гг. неоднократно обращался в налоговый орган по ТКС с заявлениями (запросами) о выдаче акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также о получении справок расчетов с бюджетом по форме №39.
В свою очередь инспекцией в 2011-2015гг., сформированы и отправлены по ТКС в адрес Заявителя «полные» Акты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафами справки расчетов с бюджетом по форме №39.
Положения статей 78 и 79 НК РФ, с учетом установленной Постановлениями Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05, от 08.11.2006 № 6219/06, от 25.02.2009 № 12882/08 судебной практики, определяют момент, с которого начинается трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом переплаты в налоговый орган (при отказе в возврате - в суд), не датой принятия соответствующим органом ненормативного акта (письма, решения), которым отказывается в возврате и не указанием этим органом на имеющуюся у налогоплательщика переплату (в письме, справке, акте сверки), а исключительно с момента, когда такая переплата должна быть обнаружена по объективным обстоятельствам, с которыми закон и Президиум ВАС РФ связывает дату представления отчетности за соответствующий период, при сравнении показателей которой с суммами уплаченного за этот период налога налогоплательщик и должен (обязан) обнаружить переплату.
Сам по себе факт составления по инициативе налогоплательщика акта сверки, равно как и вынесения решения об отказе в возврате переплаты является субъективным фактором, который не может приниматься во внимание в целях определения момента обнаружения именно налогоплательщиком переплаты.
Таким образом, довод заявителя о том, что о переплате по налогам он узнал только 18.09.2015 (дата получения акта сверки по почте) в результате совместной сверки с Инспекцией не соответствует действительности.
Инспекцией в адрес общества направлен письмом от 04.06.2015 №954 акт сверки расчетов по налогам по состоянию на 26 мая 2015 года, который получен заявителем 05.10.2015.
24.12.2015г. заявителем в инспекцию представлено заявление о возврате переплаты суммы излишне уплаченного налога в размере 2 997 960,37 р.
14.01.2016г. Инспекцией вынесено решение №7 об отказе в осуществлении возврата налога по заявлению от 24.12.2015г. № 0042507 в связи с тем, что в заявлении не уточнены суммы, налоги, КБК, вид платежа, ОКТМО налогов к возврату.
Также Заявителю сообщено, что в отношении возврата денежных средств по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ налогоплательщиком пропущен срок, предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ.
Факт получения Заявителем решения не оспаривается.
В дальнейшем, 12.05.2016 обществом представлено заявление от 06.05.2016г. о возврате суммы излишне уплаченного налога в сумме 2 997 960, 37 р., в том числе:
1. сумма в размере 297 778, 99 р. — переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет;
2. сумма в размере 1201, 01 р. — переплата по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет;
3. сумма 2 682 357,10 р. — переплата по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов РФ;
4. сумма в размере 10 809,12 р. — переплата по пеням по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ;
5. сумма в размере 5 707,92 р. — переплата по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
6. сумма в размере 0,23 р. — переплата по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (статус налоговый агент);
7. сумма в размере 106,00 р. — переплата по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящие в единую систему газоснабжения.
17.05.2016г. Инспекцией направлено Заявителю решение №543 об отказе в возврате налога на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ по заявлению исх. от 06.05.2016 г. Факт получения Заявителем решения не оспаривается.
Одновременно по заявлению налогоплательщика от 12.05.2016г. заинтересованным лицом приняты следующие ненормативные акты:
1. решение № 5551 от 01.08.2016г. о зачете суммы излишне уплаченного НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в счет уплаты задолженности по НДФЛ в размере 0,23 р., о чем сообщено Заявителю извещением о принятом зачете от 01.08.2016г. № 3772;
2. решение № 5552 от 01.08.2016г. о зачете суммы излишне уплаченного НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в счет уплаты задолженности по НДФЛ в размере 1133,10 р., о чем сообщено Заявителю извещением о принятом зачете от 01.08.2016г. №3771;
3. решение № 421 от 09.06.2016г. о возврате суммы излишне уплаченного налога на имущество организаций в размере 106,00 р., о чем сообщено Заявителю извещением о принятом возврате от 09.06.2016г. № 2364;
4. решение № 3497 от 09.06.2016г. о зачете суммы излишне уплаченного НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в счет уплаты задолженности по НДФЛ в размере 287, 82 р., о чем сообщено Заявителю извещением о принятом зачете от 09.06.2016г. №2365;
5. решение № 946 от 01.08.2016г. об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога по заявлению от 12.05.2016г. №0020372, согласно которому Заявителю сообщено, что согласно ст. 78 НК РФ возврат денежных средств при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности. На основании изложенного, Инспекцией 01.08.2016г. как указывалось ранее 01.08.2016г. приняты решения о зачете переплаты в счет погашения задолженности №5552 и 5551.
Одновременно заявителю сообщено, что сумма переплаты, указанная по НДС (статус 01) не соответствует данным карточки лицевого счета и было предложено провести сверку расчетов с бюджетом.
По состоянию на 25.03.2016г. у заявителя числилась переплаты по НДС в сумме 45152,92 р., но с учетом авансовых платежей по НДС за 1 квартал 2016г. по сроку 25.04.2016г. и 25.05.2016 г. в сумме 21 866, 00 р. + 21867, 00 р. = 43733, 00 р. Соответственно, с учетом начислений по налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2016г. из 45152, 92 р. - 43733, 00 р. = 1419,92 р. Из суммы 1419,92 р. Инспекцией произведен зачет на сумму в размере 1133,10 р. в счет уплаты недоимки по НДФЛ и на сумму 287,82 р. также произведен зачет в счет уплаты недоимки по НДФЛ, что подтверждается справкой №51054 по состоянию на 12.05.2016г.
На основании изложенного, с учетом начислений и произведенных зачетов у общества отсутствует переплата по НДС.
При этом, довод заявителя о том, что налоговый орган не вернул самостоятельно переплату по налогам противоречит нормам действующего законодательства.
На основании п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Таким образом, учитывая тот факт, что Заявитель неоднократно получал акты сверок расчетов с бюджетом, использует ТКС и переплата по налогам производится по заявлению налогоплательщика, согласно п. 6 ст. 78 НК РФ довод Заявителя о непринятии Инспекции самостоятельного решения о возврате переплаты по налогам необоснован.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О требование о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в суд в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возникновении переплаты, то есть Заявитель узнал о факте переплаты не позднее 2011 года (налоговый период по налогу на прибыль), тем самым нарушен трехлетний срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогам.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НКРФ).
В то же время приведенная норма применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
Для реализации налогоплательщиком указанных положений НК РФ и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Пунктами 7 - 9 и 11 статьи 78 НК РФ установлен порядок и сроки возврата излишне уплаченного налога, пеней, штрафов, согласно которому сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета на основании письменного заявления (пункт 6), представленного в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7), при отсутствии недоимки по налогам соответствующего вида (федеральные, региональные и местные налоги -статьи 12-14 НК РФ), задолженности по пеням и штрафам, возврат осуществляется налоговым органом в течение месяца со дня получения заявления (пункт 6).
Согласно позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05 излишне уплаченной суммой налога признается уплата в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств (статья 45 НК РФ) в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (статья 44, 52 НК РФ), отраженные в соответствующих налоговых декларациях за эти периоды (статья 80 НК РФ).
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6219/06 должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Определения момента, когда налогоплательщик должен был бы узнать о нарушении его права на возмещение налога (возвратом или зачетом) в силу позиции установленной Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств: причина, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной декларации, изменение действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, другие аналогичные обстоятельства. При отсутствии иных причин (изменение законодательства, судебной практики) трехлетний срок исчисляется либо со дня последней уплаты налога по первоначальной декларации, либо даты представления первоначальной декларации.
Основанием для отказа в осуществлении возврата является пропуск налогоплательщиком трехлетнего срока, установленного ст. 78 НК РФ, на возврат соответствующей суммы переплаты.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 ст. 78 НК предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с тем по данным Инспекции согласно КРСБ Заявителя переплата по налогу на прибыль фактически сформировалась за следующие периоды: в федеральный бюджет за 9 месяцев 2011 года, далее налогоплательщик фактически налог не уплачивал, только производил начисления по декларациям; в бюджет субъектов РФ переплата сложилась за 9 месяцев 2011 года , далее налогоплательщик фактически налог не уплачивал, только производил начисления по декларациям.
Таким образом, переплата возникла за пределами трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
Возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора, пеней и штрафа) осуществляется инспекцией по заявлению налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Такое заявление в силу п. 7 ст. 78 НК РФ может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы.
В заявлении налогоплательщик указывает, что о наличии переплаты по налогу на прибыль налогоплательщик узнал при проведении совместной сверки расчетов с инспекцией, оформленный подписанием акта совместной сверки расчетов от 05.10.2016г. и полагает, что именно с этого срока необходимо исчислять срок, в течение которого он может обратиться за возвратом соответствующей переплаты.
Однако, требование о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в суд в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возникновении переплаты. В настоящем случае, налогоплательщику должно было быть известно о возникновении переплаты в 2011 году в последний день представления налоговой декларации по налогу на прибыль.
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина на основании ст. 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Стальимэкс» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по г. Москве об обязании возвратить 2 997 960,37 р. — отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд города Москвы.
Судья: Л.А. Шевелёва