РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 17 сентября 2021 г. | Дело № А40-128878/21-156-965 |
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2021 года
Арбитражный суд в составе судьи Дьяконовой Л.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Мининой Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" (123112, РОССИЯ, МОСКВА Г., МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРЕСНЕНСКИЙ ВН.ТЕР.Г., ТЕСТОВСКАЯ УЛ., Д. 8, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2008, ИНН: <***>)
к ответчику ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХНОСТИЛЬ" (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРЕСНЕНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 12, ЭТ 45 КОМ 10 ОФ 120, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.04.2016, ИНН: <***>)
о замене товара ненадлежащего качества,
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности № 15 от 12.01.2021 (Диплом МВ № 12504632 от 02.06.2007)
от ответчика – ФИО2 по доверенности № 3 от 14.07.2021 (Диплом ИВС 0287420 от 08.07.2003)
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Москвы "ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЕХНОСТИЛЬ" о замене товара ненадлежащего качества.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признал, по доводам отзыва.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и указывает истец в обоснование исковых требований, между Государственным казенным учреждением города Москвы «Пожарно-спасательный центр» (ГКУ «ПСЦ») (Истец) и Обществом с ограниченной ответственностью «ТехноСтиль» (ООО «ТехноСтиль») (Ответчик) заключен Государственный контракт на поставку шкафов металлических от 03.12.2019 №19000185 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется по заданию Заказчика поставить шкафы металлические (далее - товар) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение № 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание), Заказчик обязуется принять «вар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Цена Контракта составляет 2 478 000 рублей 20 копеек.
В соответствии со с ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения , государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)при заключении Контракта Истцом были установлены требования к гарантии качества товара, требования к гарантийному сроку, объему предоставления гарантии качества, к гарантийному обслуживанию (далее - гарантийные обязательства).
Согласно п. 6.1 Контракта Поставщик гарантирует качество товара в соответствии с требованиями, указанными в Контракте и Техническом задании (Приложение № 1 к настоящему Контракту).
В п. 6.2 Контракта установлено, что срок гарантии качества указывается в Техническом задании (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и составляет 12 (двенадцать) месяцев с момента поставки товара (до 18.12.2020).
При обнаружении в период гарантийного срока недостатков в поставленном товаре, материалах, оборудовании, Поставщик обязан устранить их за свой счет в сроки, согласованные и установленные Поставщиком и Заказчик в Акте о недостатках с перечнем выявленных недостатков/дефектов, необходимых доработок и сроков их устранения. Гарантийный срок в данном случае продлевается на период устранения выявленных недостатков (п.6.3 Контракта).
В случае обнаружения Заказчиком недостатков товара и предъявления требования о его замене Поставщик обязан заменить такой товар (п.6.4 Контракта).
Если иное не предусмотрено Контрактом, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с гарантийным сроком на основное изделие. На товар (комплектующее изделие), переданный Поставщиком взамен товара (комплектующего изделия), в котором в период гарантийного срока были обнаружены недостатки, устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено Контрактом (п.6.5 Контракта).
Поставщик гарантирует своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товаре (6.9 Контракта).
В случае не предоставления Поставщиком Заказчику полной и достоверной информации о товаре, Поставщик несет ответственность в соответствии с ГК РФ (6.10 Контракта).
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ш случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии п. 12.2 Контракта истечение срока действия Контракта влечет прекращение обязательств по Контракту (за исключением предусмотренных Контрактом гарантийных обязательств).
Ответчик во исполнение Контракта на основании товарной накладной от 18.12.2019 №26 поставил товар - шкафы металлические в количестве 210 шт.
Истец указывает, что в нарушение пунктов 6.9 и 6.10 Контракта, на момент приемки товара Ответчик не предоставил Истцу достоверной информации о технических характеристиках и качестве поставленного товара в силу чего, Истец принял товар без замечаний и оплатил его в порядке, предусмотренном Контрактом на сумму 2 478 000 рублей 20 коп.(платежное поручение от 26.12.2019 №7963).
О том, что поставленный товар не отвечает требованиям Контракта и является товаром ненадлежащего качества, Заказчиком выявлено в ходе его эксплуатации в период гарантийного срока.
На основании п. 6.3 Контракта 07.12.2020 Комиссией Заказчика с участием представителя Поставщика главного инженера ООО «ТехноСтиль» ФИО3 обнаружение недостатков товара удостоверено Актом от 07.12.2020 №1 (далее-Акт).
На основании Акта, руководствуясь п. 2 ст. 475 ГК РФ, в связи с тем, что выявленные недостатки товара не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, 16.12.2020 Истцом Ответчику в порядке, предусмотренном п. 13.1 Контракта на адрес электронной почты ООО «ТехноСтиль»: mfo@technostil.su направлена претензия (от 15.12.2020 №02-09-08-4392/20) с требованием устранить выявленные недостатки товара, путем его замены на товар надлежащего качества, соответствующего требованиям Контракта, до 30.01.2021. 17.12.2020 оригинал вышеуказанной претензии с приложением Актов от 07.12.2020 и 08.12.2020 в адрес Ответчика направлен Истцом почтовым отправлением (РПО 12345850036645).
23.03.2021 в рамках течения гарантийных обязательств, в соответствии с Законом о контрактной системе, Истцом дополнительно была проведена квалифицированная экспертиза с привлечением экспертов автономной некоммерческой организации «Экспертно-правовой центр «Прометей».
Экспертиза проведена в присутствии представителя со стороны Истца, Ответчик явку своего представителя не обеспечил, несмотря на надлежащее и своевременное уведомление о проведение экспертизы, направленное Истцом 19.03.2021 №02-09-05-817/21:на адрес электронной почты ООО «ТехноСтиль»: info@teclmostil.su; почтовым отправлением по месту нахождения ООО «ТехноСтиль» (ED 1440021113RU).
Согласно выводов экспертного заключения № 65/2021 (далее -Экспертное заключение): Фактические характеристики исследуемых шкафов металлических не соответствуют требованиям государственного контракта № 19000185 от 03.12.2019 г. «Поставка шкафов металлических» в части, касающейся требований: маркировка товара не соответствует п. 4.5. Контракта, п. 5.3. ТЗ и TP ТС 025/2012; отсутствуют документы, подтверждающие качество товара, что является нарушением п. 4.9. Контракта; отсутствует сертификат соответствия или декларация о соответствии, что является нарушением TP ТС 025/2012; соединение деталей шкафа произведено комбинированным способом: клепаным и сварным, болтовые соединения отсутствуют (в соответствии с ТЗ - шкаф металлический сварной, разборный с болтовыми соединения отдельных частей шкафа); отсутствует возможность регулировки по высоте; имеется одна полка под головной убор на два отделения; отсутствуют перекладины; имеются три крючка ш. одно отделение (в соответствии с ТЗ - шкаф должен быть оснащен полками и перекладинами в каждом отделении с возможностью регулировки по высоте не нее 100 мм, в каждом отделении шкафа должно быть не менее 1 полки под головной убор, не менее 1 перекладины, не менее 6 крючков); на задней стенке отверстия отсутствуют, на боковых стенках отверстия не усиленные (в соответствии с ТЗ - в задней стенке шкафа должны быть предусмотрены усиленные отверстия (крепления) для надежной фиксации к стене, на боковых стенках шкафа должны быть усиленные отверстия (крепления) для надежной фиксации шкафов между собой в ряд); усиленный каркас двери выполнен не из квадратной трубы (в соответствии с ТЗ - шкаф должен иметь две распашные двери с усиленным каркасом по периметру, выполненного из квадратной трубы - усилителя, заполняющего роль несущей рамы конструкции); имеется один внутренний запирающийся на ключ с наружной стороны замок ригельного типа (в соответствии с ТЗ - двери должны иметь не менее двух утренних запирающихся на ключ с наружной стороны замок ригельного типа); отсутствует горизонтальный карман формата А4 (в соответствии с ТЗ - на правой створке с наружной стороны должен быть надежно размещен горизонтальный карман формата А4 выполненный из оргстекла); наличие штока со втулкой вместо каплевидных петлей с шарикоподшипником (в соответствии с ТЗ - металлические каплевидные петли с шарикоподшипником должны обеспечивать плавность и мягкость движения створок двери, надежно соединять двери с основной металлоконструкцией с помощью сварочного шва, шов должен быть максимально ровным и прочным); наличие перфорированных отверстий прямоугольной формы (в соответствии с ТЗ - двери должны иметь перфорированные отверстия ромбовидной формы); высота шкафа 1855 мм (в соответствии с ТЗ требуется 1850 мм); ширина шкафа 805 мм (в соответствии с ТЗ требуется 800 мм); глубина шкафа 501 мм (в соответствии с ТЗ требуется 600-мм); толщина стали с учетом толщины слоя ЛКП менее 1 мм (всоответствии с ТЗ требуется 1,5 мм); количество перфорированных отверстий - 224 шт. (в соответствии с ТЗ требуется 32 шт.); количество замков ригельного типа - 1 шт. (в соответствии с ТЗ требуется 2 шт.).
Совокупность выявленных замечаний являются значительными исущественными: 75% шкафов металлических имеют дефекты: отсутствуют направляющие втулки ригелей замков, в связи с чем замок шкафа не функционирует (отсутствует возможность закрыть шкаф на замок); отсутствуют клепки, в связи с чем конструкции шкафов неустойчивы; отсутствуют либо сломаны втулки для штока, соединяющего дверь с основной металлоконструкцией, в связи с чем имеется разбалансировка дверей шкафов.
На основании вышеизложенного, исследуемые шкафы металлические не являются товаром надлежащего качества и не пригодны для использования по прямому назначению.
До настоявшего времени Ответчик своих обязательств перед Истцом не исполнил.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закон иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиям Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 456, ст. 469 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно п. 1 ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю должен соответствовать требованиям относительно качества в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи.
В соответствии с п. 1 ст. 518 ГК РФ, покупатель (получатель), которому поставлен товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требована предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут бы устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляют неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Однако, на дату рассмотрения спора, ответчиком не представлены доказательства устранения недостатков товара.
Доводы Ответчика, изложенные в отзыве на иск, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 46 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция №157н) единицей учета основных средств является инвентарный объект.
Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее - Инвентарный номер) независимо от того, находится он в эксплуатации, запасе или на консервации.
Присвоенный объекту Инвентарный номер должен быть обозначен лицом, ответственным за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению (далее -ответственное лицо), в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краски или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении. В случае принятия на учет объекта основного средства, входящего в инвентарную группу, ввиду разукомплектования последней, такому объекту основного средства присваивается новый инвентарный номер.
Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.
Согласно п. 9 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее - Федеральный стандарт №257н) каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой с учетом положений Федерального стандарта №257н и Инструкции №157н.
В соответствии с п. 6 Инструкции №157н, учреждения (казенные, бюджетные и автономные) для организации ведения бухгалтерского учета формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.
В бухгалтерском (бюджетном) учете любая операция (факт хозяйственной жизни) с основными средствами оформляется соответствующими первичными учетными документами, которые являются основанием для отражения бухгалтерских операций в учете (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ), п. 20 Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее - Федеральный стандарт № 256н, п. п. 34, 48 Инструкции № 157н).
Поставка товаров оформляется накладной, которая составляется поставщиком и также должна содержать все необходимые для первичного учетного документа реквизиты.
При поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов) от сторонних организаций в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее - Приказ Минфина РФ № 52н), основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения служит приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) (далее - Приходный ордер (ф. 0504207).
Согласно Учетной политики Государственного казенного учреждения города Москвы «Пожарно-спасательный центр», утвержденной приказом начальника ГКУ «ПСЦ» от 12.08.2019 №01-03-1048/19 (далее - Учетная политика ГКУ «ПСЦ») (Приложение 1) бюджетный учет в ГКУ «ПСЦ» осуществляется согласно законодательства РФ.
Ответственным за организацию бюджетного учета и хранение документов в ГКУ «ПСЦ» и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является начальник ГКУ «ПСЦ».
Начальник ГКУ «ПСЦ» возлагает ведение бюджетного учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо ГКУ «ПСЦ», на которое возложены должностные обязанности главного бухгалтера.
Работники финансового отдела ГКУ «ПСЦ», подчиняющиеся в своей деятельности главному бухгалтеру и ведущие бюджетный учет, руководствуются в своей деятельности Положением о финансовом отделе и должностными инструкциями.
Бюджетный учет ведется автоматизировано, с применением соответствующего программного продукта 1С: Предприятие «Бухгалтерия государственного учреждения» (БГУ) и «Заработная плата и кадры государственного учреждения» (ЗКГУ).
Информация об объектах бюджетного учета формируется автоматизировано с использованием соответствующего программного продукта.
Таким образом при принятии Истцом к учету металлических шкафов в качестве объектов основных средств, поставленных по Контракту от 03.12.2019 №19000185 согласно товарной накладной от 18.12.2019 №26 на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) от 20.12.2019 №0000-00271каждой единице товара - шкаф металлический, автоматизировано присвоен уникальный Инвентарный номер в порядке, предусмотренном п.35 Учетной политики ГКУ «ПСЦ».
Таким образом возможность того, что Истец мог представить на обозрение шкафы, которые не были поставлены Ответчиком Истцу по Контракту от 03.12.2019 №19000185, исключена.
Также, при осмотре шкафов от представителя Ответчика Комиссии Заказчика замечаний в отношении объекта осмотра не поступало (Акт о выявленных недостатках от 07.12.20120 №1).
В соответствии с условиями Контракта, Поставщик гарантирует своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товаре (6.9).
В случае не предоставления Поставщиком Заказчику полной и достоверной информации о товаре, Поставщик несет ответственность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации за недостатки товара, возникшие после его передачи Заказчику вследствие отсутствия у Заказчика такой информации (6.10).
В нарушение вышеуказанных пунктов, на момент передачи Товара Истцу Ответчиком не была предоставлена достоверная информация о Товаре: при приемке Товара Ответчик предоставил техническую документацию на Товар, в которой были указаны технические характеристики шкафов металлических в соответствии с Техническим заданием к Контракту. Однако фактичекски Истцу Ответчик поставил шкафы с иными техническими характеристиками, что подтверждается Экспертным заключением.
Следовательно, требование Истца об обязании Ответчика устранить выявленные недостатки товара, поставленного по государственному контракту от 03.12.2019 №19000185 в количестве 210 штук путем его замены на товар надлежащего качества, соответствующего требованиям контракта законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 12, 309-310, 469-470, 475 ГК РФ, ст. 9, 41, 65-68, 71, 106, 110, 167-171, 176, 180 -181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХНОСТИЛЬ" устранить выявленные недостатки товара, поставленного по государственному контракту от 03.12.2019 №19000185 в количестве 210 штук путем его замены на товар надлежащего качества, соответствующего требованиям контракта.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХНОСТИЛЬ" в пользу ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" расходы по госпошлине в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Дьяконова Л.С.