НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС города Москвы от 05.10.2020 № А40-109616/20-20-1603

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

«06» октября 2020г.                                                          Дело №            А40-109616/20-20-1603             

Резолютивная часть решения объявлена «05» октября 2020г.

Полный текст решения изготовлен «06» октября 2020г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Бедрацкой А.В.

    протокол вела секретарь судебного заседания Васильева В.В.

с участием     от заявителя – Некачайло Д.В., дов. от 06.03.2019г. № НК-257, от

ответчика - Трутневой И.И., дов. № 16-17/00310 от 14.01.2020г., Иньковой Т.И., дов. от

14.01.2020г. № 16-17/00377

рассмотрел дело по заявлению      ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (190000, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА ПОЧТАМТСКАЯ, ДОМ 3-5, ЛИТЕР А, Ч.ПОМ. 1Н КАБ. 2401, ОГРН: 1025501701686, Дата присвоения ОГРН: 21.08.2002, ИНН: 5504036333)

            к          МИ ФНС РФ ПО КН № 2 (109012, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК БОЛЬШОЙ ЧЕРКАССКИЙ, ДОМ 15-17, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 1047702056160, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2004, ИНН: 7702327955)

            о          признании недействительными решений от 13.12.2019 г. № 11, от 23.01.2020г. № 2, от 28.02.2020г. № 6 в части

УСТАНОВИЛ:

ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" обратилось с заявлением  в арбитражный суд к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 о признании недействительными решений № 11 от 13.12.2019г. в части штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 2361426 руб., № 2 от 23.01.2020г. в части штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 569431,5 руб., № 6 от 28.02.2020г. в части штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1033949,5 руб.

Заявление мотивировано тем, что ненормативные акты ответчика в обжалуемой части нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в  решении, отзыве.

Оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки (далее - КНП) налоговых деклараций по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы (далее -налоговая декларация по акцизам на нефтяное сырье), представленных ПАО «Газпром нефть» - 13.07.2019 за июнь 2019 года, 14.08.2019 за июль 2019 года, 13.09.2019 за август 2019 года.

По результатам КНП налоговых деклараций по акцизам на нефтяное сырье за июнь, июль и август 2019 года составлены Акты налоговой проверка  от 28.11.2019г. № 20, от 28.10.2019 № 70, от 27.12.2019 № 25, на основании которых налоговым органом вынесены решения от 13.12.2019 № 11, от 23.01.2020 № 2, от 28.02.2020 № 6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее -решение Инспекции от 13.12.2019 № 11, решение Инспекции от 23.01.2020 № 2, от 28.02.2020 № 6).

Указанными решениями Инспекции от 13.12.2019 № 11, от 23.01.2020 № 2, от 28.02.2020 № 6 налогоплательщику доначислен акциз на нефтяное сырье в сумме 55 681 880 руб., а так же проценты в соответствии с пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ в сумме 1 602 393,33 руб.

Также Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5 568 188 руб.

Не согласившись с решением Инспекции от 13.12.2019 № 11 в части привлечения к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а так же с решениями Инспекции от 23.01.2020 № 2, от 28.02.2020 № 6 в части применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, ПАО «Газпром нефть» были поданы апелляционные жалобы.

Решениями ФНС России от 27.03.2020 № КЧ-4-9/5340@, от 02.04.2020 № КЧ-4-9/5651@, от 28.04.2020 № КЧ-4-9/7183@ апелляционные жалобы Заявителя оставлены без удовлетворения, решения Инспекции без изменений.

Суд считает изложенные в обжалуемой части решений доводы налогового органа законными и обоснованными, по следующим основаниям.

Привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 2 361 426 руб. (решение Инспекции от 13.12.2019 № 11.

В ходе проведения КНП налоговой декларации по акцизу на нефтяное сырье за июнь 2019 года установлено, ЧТО ПАО «Газпром нефть» в нарушение пункта 8 статьи 193 НК РФ, неправомерно не включило в показатель VCB при определении коэффициента Сто объемы газойля каталитического-сырье для техуглерода марки А, что повлекло завышение суммы акциза, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НК РФ. Выводы Инспекции основаны на следующем.

В Справке для расчета акциза на нефтяное сырье (Анс) за июнь 2019 года газойль каталитический-сырье для техуглерода марка А в объеме 26 855,840 тонн, отражен налогоплательщиком с кодом SAP 0258990011 и классифицирован, как продукт переработки нефтяного сырья VCB.

При этом в представленных ПАО «Газпром нефть» Справках для расчета акциза на нефтяное сырье (Анс) за апрель, май 2019 года по заводу АО «Газпромнефть-ОНПЗ» газойль каталитический-сырье для техуглерода марки А указан с кодами SAP 0258990011 и ТН ВЭД 2710196201, 2710196209, 271019510 и классифицирован, продукт переработки нефтяного сырья VCB.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 № 1729 «Об утверждении Правил определения видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья -налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья» коды ТН ВЭД 2710 \9 510 1 - 2710 19 680 9 относятся, как вид продукта переработки нефтяного сырья - Мазут (Vт).

Таким образом, ПАО «Газпром нефть» в нарушение пункта 8 статьи 193 НК РФ неверно определена ставка акциза на нефтяное сырье за июнь 2019 года ввиду отражения газойля каталитического-сырье для техуглерода марки А, как продукта переработки нефтяного сырья VCB при определении коэффициента, характеризующего удельную корзину нефтепродуктов - Сто, что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, заявленной к возмещению из бюджета.

Ввиду   вышеизложенного   Общество   привлечено   к совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

По мнению Заявителя, Обществом соблюдены все условия для освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ.

Вместе с тем, довод Общества о том, что «о допущенной ошибке Налогоплательщик самостоятельно сообщил Налоговому органу посредством пояснений в письме от 16.10.2019 № БСО-02/12822» является необоснованным ввиду нижеследующего.

В ходе проведения КНП налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье за июнь 2019 года Инспекцией установлено, что ПАО «Газпром нефть» по заводу ООО «Газпромнефть-ОНПЗ» относит газойль каталитический-сырье для техуглерода марка А при расчете удельного коэффициента, характеризующего корзину продуктов переработки нефтяного сырья Спю в показатель VCB, В то время, как указанному нефтепродукту налогоплательщиком в справках для расчета акциза на нефтяное сырье (Анс) за апрель, май 2019 года по заводу АО «Газпромнефть-ОНПЗ» присвоены коды ТН ВЭД 2710196201, 2710196209, 271019510, которые в соответствии с Правилами определения видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1729 относятся к показателю Vт.

По установленным расхождениям Инспекцией в адрес Общества направлено Требование от 30.09.2019 № 3995 о представлении пояснений с обоснованием включения газойля каталитического-сырье для техуглерода марка А в расчет коэффициента Сто, как светлого нефтепродукта (VCB).

В ответ на требование Инспекции от 30.09.2019 № 3995 ПАО «Газпром нефть» письмом от 30.09.2019 № БСО-02/12822 сообщило, что указанный нефтепродукт был включен в справку для расчета акциза на нефтяное сырье за июнь 2019 года в связи с допущенной технической ошибкой и представило копию уточненной справки № 1 для расчета акциза на нефтяное сырье по заводу ООО «Газпромнефть-ОНПЗ».

Таким образом, о допущенной технической ошибке заявитель сообщил налоговому органу в письме от 30.09.2019 № 3995, то есть после получения требования Инспекции от 29.12.2018 № 1729 с установленными расхождениями.

Довод ПАО «Газпром нефть» о том, что «Общество выполнило все условия для освобождения его от ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, на основании пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ» является несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.

В соответствии со статьей 192 НК РФ налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

В силу пункта 3.3 статьи 204 НК РФ при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 34 пункта 1 статьи 182 НК РФ, уплата акциза производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном указанной статьей.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В соответствии С пунктами 1 и 3 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Таким образом, НК РФ предусмотрена возможность освобождения налогоплательщика, совершившего указанное в статье 122 НК РФ правонарушение, от ответственности, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, а после этого внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи уточненной декларации.

Инспекцией на основании заявления ПАО «Газпром нефть» от 12.07.2019 № 7, а также в связи с представлением 13.07.2019 первичной налоговой декларации по акцизу на нефтяное сырье за июнь 2019 года, в которой было заявлено право н возмещение акциза в сумме 7 155 888 394 руб., вынесено решение от 16.07.2019 № 218 о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в размере 7 155 888 394 руб.

Указанная сумма возвращена налогоплательщику на расчетный счет платежными поручениями от 18.07.2019 № 256464, от 19.07.2019 № 301854.

Возмещение акциза отдельным категориям налогоплательщиков в заявительном порядке в соответствии с пунктом 1 статьи 176.1 НК РФ представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 8 статьи 203.1 НК РФ обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 НК РФ, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

Согласно пункту 2 статьи 203.1 НК РФ налогоплательщики реализуют право на возмещение (зачет, возврат) путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о возмещении налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) суммы, включая проценты, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ. в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 203.1 НК РФ.

Налогоплательщик, говоря о том, что им соблюдены условия подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, ссылается на то, что суммы недоимки по акцизу на нефтяное сырье и пени были уплачены платежными поручениями от 11.10.2019 № 4218, от 15.10.2019 до представления 16.10.2019 уточненной налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье за июнь 2019 года.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что «уплата процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 НК РФ, вопреки позиции ФНС России, высказанной в Решении от 27.03.2020, не является условием для применения положений пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ».

Вместе с тем, налогоплательщиком не учтено, что исходя из анализа вышеуказанных положений статьи 203.1 НК РФ следует, что если по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки ранее поданной декларации установлено, что сумма налога, возмещаемая налогоплательщику в заявительном порядке, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, то сумма налога, не подлежащая возмещению по результатам КНП, но ранее излишне полученная налогоплательщиком (зачтенная ему) в заявительном порядке, подлежит возврату с учетом процентов в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, в случае излишнего возмещения суммы акциза в заявительном порядке сумма недоимки формируется исходя из излишне возмещенной суммы налога, включая проценты за период пользования бюджетными средствами.

Заявляя указанный довод, Общество не учитывает, что применяя заявительный порядок, налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ.      

Таким образом, применение заявительного порядка возмещения акциза из бюджета возлагает на Общество риск ненадлежащего расчета возмещаемых сумм в виде уплаты процентов.    

Ввиду вышеизложенного, ПАО «Газпром нефть» не соблюдены условия для освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ.

Довод Заявителя о том, что «налогоплательщик в силу действующего законодательства не имеет возможности определить точный размер процентов, предусмотренный п. 17 ст. 176.1 НК РФ, поскольку они исчисляются вплоть до дня принятия решений об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки (п. 15 ст. 176.1 НК РФ), которые могут быть приняты только по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (п. 14 ст. 176.1 НКРФ)» является необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 14 статьи 203.1 НК РФ одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 12 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи (в случае их уплаты) в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме возмещенного налога).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются Проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Указанные проценты начисляются начиная со дня:

1)         фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога;

2)         принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, - в случае зачета суммы налога.

Исходя из вышеизложенного следует, что проценты начисляются на сумму излишне возмещенной суммы налога, на весь период пользования бюджетными средствами.

ПАО «Газпром нефть» платежным поручением от 11.10.2019 № 4218 возвращена излишне возмещенная сумма налога, соответственно сумма процентов рассчитывается с даты фактического получения Обществом средств и до даты окончания пользования бюджетными средствами (11.10.2019).

Таким образом, довод Заявителя о том, что сумма процентов исчисляется вплоть до принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, является необоснованным.

Инспекция отмечает, что положения статьи 203.1 НК РФ вопреки доводам Общества не ограничивают его право произвести самостоятельный расчет процентов в соответствии с порядком предусмотренным пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ.

Данное обстоятельство подтверждается также тем, что налогоплательщиком произведен расчет пени в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ, несмотря на то, что в нормах данной статьи также отсутствует прямая отсылка на то, что налогоплательщик имеет право самостоятельно производить расчет пени.

В  обоснование  своей  позиции  ПАО  «Газпром  нефть»  ссылается на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 № 309-КГ16-6729 по делу № А60-25949/2015.           

Необходимо отметить, что процитированный частично налогоплательщиком вывод суда из указанного судебного акта вырван из общего контекста предложения.

Так, на странице 5 заявления Обществом указано, что «проценты, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 НК РФ в свою очередь, не являются формой компенсации потерь бюджетной системы РФ в результате несвоевременного исполнения налоговой обязанности, а являются лишь платой «за преждевременное получение бюджетных средств, в случае отмены решения инспекции о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке» Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2016 № 309-КГ16-6729 по делу№ А60-25949/2015».

Вместе с тем, Верховный Суд РФ в своём определении от 04.07.2016 № 309-КГ16-6729 указал, что «удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 176.1 Налогового кодекса, пришел к выводу, что общество, получив из бюджета сумму налога до проведения камеральной проверки, обязано уплатить проценты за преждевременное получение бюджетных средств, в случае отмены решения инспекции о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке».

Таким образом, в вышеуказанном абзаце суд определил, почему общество обязано уплатить проценты, в качестве причины указав преждевременное получение бюджетных денежных средств, возмещенных в заявительном порядке, до проведения камеральной налоговой проверки, не делая выводов о том, носят ли проценты компенсационный характер или нет.

Необходимо отметить, что суть Определения Верховного Суда РФ от 04.07.2016 № 309-КГ16-6729 СОСТОИТ в том, что в случае возмещения налога в заявительном порядке возможно одновременное начисление пеней и процентов.

Таким образом, ссылка налогоплательщика на вышеуказанный судебный акт является несостоятельной.

По вопросу применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (решения Инспекции от 13.12.2019 № 11, от 23.01.2020 № 2, от 28.02.2020 № 6).

В ходе проведения КНП налоговых деклараций по акцизу на нефтяное сырье за июнь, июль, август 2019 года установлено, что ПАО «Газпром нефть» в нарушение пункта 8 статьи 193 НК РФ, неправомерно не включило в показатель VCB при определении коэффициента Спю объемы газойля каталитического-сырье для техуглерода марки А, что повлекло завышение суммы акциза, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НКРФ.

Выводы Инспекции основаны на следующем.

В Справке для расчета акциза на нефтяное сырье (Анс) за июнь, июль и август 2019 года газойль каталитический-сырье для техуглерода марка А классифицирован, как продукт переработки нефтяного сырья VCB.

При этом в представленных ПАО «Газпром нефть» Справках для расчета акциза на нефтяное сырье (Анс) за апрель, май 2019 года по заводу АО «Газпромнефть-ОНПЗ» газойль каталитический-сырье для техуглерода марки А указан с кодами SAP 0258990011 и ТН ВЭД 2710196201, 2710196209, 271019510 и классифицирован, продукт переработки нефтяного сырья VCB.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 № 1729 «Об утверждении Правил определения видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья» коды ТН ВЭД 2710 19 510 1 - 2710 19 680 9 относятся, как вид продукта переработки нефтяного сырья - Мазут (Vт).

Таким образом, ПАО «Газпром нефть» в нарушение пункта 8 статьи 193 НК РФ неверно определена ставка акциза на нефтяное сырье за июнь 2019 года ввиду отражения газойля каталитического-сырье для техуглерода марки А, как продукта переработки нефтяного сырья VCB при определении коэффициента, характеризующего удельную корзину нефтепродуктов - Сто, что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, заявленной к возмещению из бюджета.

Ввиду вышеизложенного Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ размер штрафных санкций по решениям Инспекции от 13.12.2019 № 11, от 23.01.2020 № 2, от 28.02.2020 № 6 был снижен в 2 раза.

По мнению Общества, размер ответственности за совершение налогового правонарушения должен отвечать критерию соразмерности, соответствовать принципу справедливости наказания и его индивидуализации; при вынесении решения Инспекцией были учтены не все смягчающие ответственность обстоятельства; признание Обществом вины в совершении налогового правонарушения, самостоятельная уплата Обществом недоимки и отсутствие задолженности Общества на момент вынесения решения являются отдельными самостоятельными смягчающими ответственность обстоятельствами; ухудшение финансово-экономического состояния Общества.

Вместе с тем, довод Общества о том, что «при вынесении решений Инспекцией были учтены не все смягчающие ответственность обстоятельства» является необоснованным в силу следующего.

В пункте 1 статьи 112 НК РФ законодателем перечислен перечень обстоятельств, признаваемых в соответствии с Налоговым кодексом - обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения.

Необходимо отметить, что данные перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Таким образом, обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения устанавливаются и применяются или не применяются по усмотрению налогового органа либо суда.

В решении АС г. Москвы от 22.12.2017 по делу № А40-204098/17 указано, что «право относить те или иные фактические обстоятельства, прямо не предусмотренные статьей 112 Кодекса, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения размера налоговых санкций, установленных законом, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера налогового правонарушения, сложившейся судебно-арбитражной практики, документов, имеющихся у налогового органа, а также документов, представленных налогоплательщиком, представлено налоговым органам Кодексом».

ПАО «Газпром нефть» в своих письменных возражениях от 04.12.2019 № БСО-02/14947, от 25.12.2019 № БСО-15884, от 22.01.2019 № БСО-02/584 были заявлены следующие обстоятельства, в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения:

-           самостоятельная корректировка налоговых обязательств с доплатой налога и пени до составления акта;

-           подача уточненной налоговой декларации;

-           совершение подобного правонарушения впервые.

Инспекцией, в ходе рассмотрения материалов налоговых проверок, проанализированы, заявленные налогоплательщиком в представленных письменных возражениях от 04.12.2019 № БСО-02/14947, от 25.12.2019 № БСО-15884, от 22.01.2019 № БСО-02/584 обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, а так же иные документы, имеющиеся у налогового органа, в результате чего размер налоговых санкций был снижен в 2 раза.

Необходимо отметить, что вопреки доводам Заявителя такие обстоятельства, как признание вины, самостоятельная уплата недоимки и отсутствие задолженности на момент оспариваемых решений в их совокупности и взаимосвязи образуют одно смягчающие обстоятельство - признание вины и устранение ошибок.

В обоснование своей позиции Общество заявляет, что совершило налоговые правонарушения неумышленно, обосновывая тем, что «об отсутствии умысла на совершение данных правонарушение свидетельствует тот факт, что Общество добровольно до завершения мероприятий налогового контроля сообщило о выявленной ошибке, а также добровольно погасило возникшую недоимку».

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ, является неуплата (неполная уплата) налога, в том числе неправомерных действий (бездействия), как умышленных, так и не осторожных.

При этом добровольная уплата налогов и пени не может рассматриваться, как обстоятельство, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, поскольку уплата налогов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ является прямой обязанностью налогоплательщика.

Довод ПАО «Газпром нефть» о том, что у него ухудшилось финансово-экономическое положение в результате мирового снижения цен на нефть и нефтепродукт, а также всемирной пандемии новой коронавирусной инфекции является необоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

В силу принципа свободы экономической - статья 8 часть 1 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик осуществляет деятельность на свой риск и

вправе самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность.

В гражданско-правовые отношения субъекты вступают по своей воле и в своем интересе, руководствуясь принципом свободы договора, установленном статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.     

Таким образом, действующим законодательством установлено, что риски, связанные с наступлением неблагоприятных последствий в связи с осуществлением коммерческой деятельности, несут сами налогоплательщики, без переложения данных последствий на бюджет.

Кроме того, общемировой экономический спад на фоне распространения новой коронавирусной инфекции также, как и падение цен на нефть на мировом рынке произошли в марте 2020 года, в то время как решения Инспекции вынесены 13.12.2019, 28.02.2020 и 23.01.2020.

Учитывая изложенные обстоятельства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает необоснованными требования, заявленные ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 169, 170, 198, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (190000, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, УЛИЦА ПОЧТАМТСКАЯ, ДОМ 3-5, ЛИТЕР А, Ч.ПОМ. 1Н КАБ. 2401, ОГРН: 1025501701686, Дата присвоения ОГРН: 21.08.2002, ИНН: 5504036333) к МИ ФНС РФ ПО КН № 2 (109012, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК БОЛЬШОЙ ЧЕРКАССКИЙ, ДОМ 15-17, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 1047702056160, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2004, ИНН: 7702327955) о признании частично недействительными решений от 13.12.2019 г. № 11, от 23.01.2020г. № 2, от 28.02.2020г. № 6, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд города Москвы.

Судья:

А.В. Бедрацкая