НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Еврейской автономной области от 12.03.2007 № А16-11/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д. 10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Биробиджан

Дело №

А16-996/2006-3

«

15

»

марта

2007 г.

Резолютивная часть объявлена 12.03.2007

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Кривощекова А.В.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Кручининым А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Открытого акционерного

общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога», г. Хабаровск

к

Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Еврейской автономной области, г. Биробиджан,

Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области, г. Биробиджан,

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва

третье лицо:

Финансовое управление Правительства Еврейской автономной области, г. Биробиджан

о

взыскании 836 642,70 руб.

при участии

от истца:

Дудкиной Т.Е. по доверенности № 890 от 11.12.2006;

от ответчиков:

Захарова С.В. по доверенности от 17.01.2007;

Подзоровой А.А. по доверенности № 1 от 09.01.2007;

от третьего лица:

Романовой О.Б. по доверенности от 10.01.2007,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд ЕАО с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Еврейской автономной области и Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области о взыскании 836 642,70 руб. в возмещение расходов, понесенных в результате предоставления льгот по оплате проезда льготным категориям граждан, на основании статей 15, 16, 393, 790 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 12.02.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

До принятия судом решения представитель истца, в порядке статьи 49 АПК РФ, отказалась от иска к Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области о взыскании 836 642,70 руб., настаивала на удовлетворении исковых требований за счет казны Российской Федерации.

Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области в судебном заседании не возражала против прекращения производства по делу.

Представитель третьего лица считает, что спорная сумма убытков должна быть взыскана с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Суд, изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон и третьего лица, установил следующее.

Истец в 2003 году предоставлял отдельным категориям граждан льготы по оплате по оплате проезда железнодорожным транспортом, предусмотренные Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Выделенные на эти цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы общества. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Неполное возмещение расходов по предоставлению указанных льгот в части оплаты проезда ветеранам в апреле, мае, октябре, ноябре, декабре 2003 года в сумме 104 982,20 руб. и оплаты проезда инвалидам в апреле-декабре 2003 года в сумме 731 660,50 руб. явилось основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев доводы и возражения сторон, объяснения третьего лица, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что производство по делу в отношении Комитета социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области подлежит прекращению, а расходы, понесенные истцом в результате предоставления льгот по оплате проезда льготным категориям граждан, в полном объеме подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе отказаться от иска до принятия судом решения.

Отказ истца от иска к Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области не нарушает прав и законных интересов третьих лиц и поэтому принимается судом, а производство по делу о взыскании с Комитета социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области836 642,70 руб. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным.

Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на пропуск срока исковой давности по требованиям о возмещении суммы за апрель-ноябрь 2003 года.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

По смыслу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истекал 01.01.2007.

В связи с этим исковые требования, с которыми истец обратился 27.10.2006, заявлены в пределах срока исковой давности.

Кроме того, Комитет социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области платежными поручениями № 167 от 21.11.2003, № 168 от 21.11.2003 и № 178 от 03.12.2003 перечислил истцу денежные средства в счет компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот на проезд ветеранов за июнь, июль, август и сентябрь 2003 года, что свидетельствует о признании им наличия задолженности.

В пункте 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 30 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 23.10.2003) дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

В пункте 19 статьи 4 названного закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Порядок). Действие Порядка продлено на 2002-2004 годы. Данным документом определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Согласно приложению № 7 к Федеральному закону от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» расходная часть бюджета в части возмещения затрат на проезд ветеранов и инвалидов составляет 497 067 300 руб. В соответствии с приложением № 15 к названному закону Еврейской автономной области выделены субсидии на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 13 497 000 руб. Указанные средства в полном объеме использованы по целевому назначению на реализацию льгот инвалидам, в том числе на компенсацию проезда инвалидов на железнодорожном транспорте, что подтверждено законами Еврейской автономной области от 10.12.2002 № 112-ОЗ «Об областном бюджете на 2003 год», от 30.06.2004 № 303-ОЗ «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2003 год».

В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны, участникам войны, ветеранам боевых действий и другим перечисленным в законе категориям граждан предоставляются льготы по бесплатному проезду либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 10 названного закона расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещаются за счет средств федерального бюджета. В части 2 статьи 10 предусмотрено, что порядок возмещения расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 № 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, которыми установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Указанные средства выделяются Министерством финансов Российской Федерации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по представленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации платежным документам.

Доказательств того, что в федеральном бюджете на 2003 год было заложено в достаточном объеме финансирование предусмотренных указанным законом льгот, Министерством финансов Российской Федерации, на которое Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 273 (действовавшим в спорный период), возложена обязанность по разработке проекта федерального бюджета, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Также не представлено доказательств нецелевого расходования средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, другими лицами.

Таким образом, судом установлено, что в 2003 году финансирование расходов на предоставление льгот осуществлялось в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете для Еврейской автономной области, однако истцу не в полном объеме компенсированы расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам.

В обоснование своих требований истец представил: договор № 9 от 13.01.2003 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда ветеранов и инвалидов поездами дальнего следования, расчет к иску, справку о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот, акты сверки между истцом и Комитетом социальной защиты населения Правительства ЕАО за период с апреля по декабрь 2003 года, счета-фактуры, итоговые ведомости о стоимости льготных перевозок.

Кроме того, в подтверждение факта предоставления названных льгот в заявленный период истец представил Реестры оформления бесплатных и льготных перевозок во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях по группе «Инвалиды труда, детства и их сопровождающие», «Инвалиды Великой Отечественной войны, их сопровождающие и лица, приравненные к инвалидам» и «Участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к участникам» по субъекту продажи – Еврейская автономная область, составленный с помощью автоматизированной системы продажи пассажирских билетов «Экспресс» (далее - АСУ «Экспресс»).

Использование указанной системы для продажи проездных документов (билетов) предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 № 30.

В соответствии с пунктом 22 названных Правил перевозок соответствующая распечатка из АСУ «Экспресс» подтверждает факт продажи проездного документа (билета).

Поскольку в реестре указаны фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, размер расходов, понесенных истцом, суд считает возможным расценить данные АСУ «Экспресс» как допустимые доказательства для подтверждения факта обоснованности предоставления указанных льгот и их размера.

Необходимость предоставления билетов ответчик не обосновал, равно как и недостоверность содержащихся в реестре сведений.

Как следует из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно статье 13 (части 2) Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1999 № 3-П и Определении от 09.04.2002 № 68-О, сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В письме от 27.12.2004 № С5-7/СМП-1562 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал арбитражным судам учитывать решение Европейского суда по правам человека от 16.09.2004, в котором указано, что отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для исполнения обязательств государства. Ссылки на отсутствие бюджетного финансирования являются доказательством отсутствия в государстве средств эффективной защиты и нарушением пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как указано в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 173-О федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.

Поскольку факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела, но в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации вышеназванных законов истец не получил плату за оказанные услуги, требования о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации являются обоснованными и подлежат удовлетворению - взысканию за счет казны Российской Федерации, а в иске к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по ЕАО следует отказать.

В связи с тем, что ответчик от уплаты госпошлины освобожден, в силу статей 104 и 110 АПК РФ истцу следует возвратить из федерального бюджета госпошлину в размере 14 866,43 руб.

Руководствуясь статьями 27, 28, 49, 104, 110, 150, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Принять отказ Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» от иска к Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области о взыскании 836 642,70 руб. и производство по делу в этой части прекратить.

Исковые требования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» 836 642,70 руб. в возмещение расходов, понесенных в результате предоставления льгот по оплате проезда льготным категориям граждан, из которых расходы по оплате проезда ветеранам в апреле, мае, октябре, ноябре, декабре 2003 года в сумме 104 982,20 руб. и расходы по оплате проезда инвалидам в апреле-декабре 2003 года в сумме 731 660,50 руб.

В удовлетворении иска Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» кМинистерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Еврейской автономной области о взыскании 836 642,70 руб. отказать.

Выдать Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Дальневосточная железная дорога» справку о возврате из федерального бюджета государственной пошлины по иску в размере 14 866,43 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья А.В. Кривощеков