АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-534/2014
03 июля 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 01.07.014.
В полном объеме решение изготовлено 03.07.2014.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фогель Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Станица" (с. Нижнеленинское Ленинского района Еврейской автономной области, ОГРН 1107907001245, ИНН 7904505054)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1047900053772, ИНН 7901022203)
об оспаривании постановления от 16.04.2014 № 11/14-1 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ,
при участии представителей: от заявителя – Драчевой М.В. (на основании доверенности от 09.06.2014): от налогового органа – Леоновой В.В. (на основании доверенности от 05.06.2014 № 02-12/03723),
у с т а н о в и л:
общества с ограниченной ответственностью "Станица" (далее - ООО "Станица", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2014 N 11/14-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В заявлении общество ссылается на то, что автозаправочные станции (далее – АЗС) №№ 3, 7, расположенные в п. Нижнеленинское, территориально не обособлены от ООО «Станица», так как находятся на территории одного поселения, в связи с чем, по мнению заявителя, не являются обособленными подразделениями общества.
Пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела, в том числе, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей, в связи с чем, определением суда от 28.04.2014 данное заявление принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощённого производства. Административному органу предложено, в срок до 23.05.2014, представить в суд и заявителю мотивированный отзыв на заявление, материалы дела об административном правонарушении (копии в дело). Кроме того, сторонам разъяснено, что в срок до 16.06.2014 они вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании ходатайства заявителя, изложенного в отзыве на заявление от 26.05.2014, суд, в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства (определение суда от 28.05.2014).
В отзыве на заявление и в дополнении к отзыву от 27.06.2014 инспекция указывает, что АЗС-3 и АЗС-7 являются обособленными подразделениями ООО "Станица" в с. Нижнеленинское, следовательно, обязаны вести отдельную кассовую книгу вне зависимости от способа оформления (на бумажном носителе или с применением технических средств). Между тем общество не вело в обособленных подразделениях кассовую книгу, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера в проверяемом периоде в обособленном подразделении не оформлялись. Материалами проверки подтверждается нарушение обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, отсутствии на момент проверки кассовой книги, что образует состав вменяемого обществу правонарушения.
Из материалов дела следует, что административным органом, на основании поручения № 11/14 от 20.03.2014, в отношении ООО «Станица» проведена проверка соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на предмет установления факта полноты учета выручки денежных средств за период с 21.01.2014 по 21.03.2014.
В ходе проверки установлено, что в обособленных подразделениях общества - АЗС-3 и АЗС-7 – кассовые книги по формам 0310004 не велись, наличные денежные средства, полученные при расчетах с населением с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), приходным КО по форме 0310001 не оприходовались. В обособленных подразделениях проводилась инкассация выручки без оформления расходных кассовых ордеров по форме 0310002. Результаты проверки отражены в акте от 04.04.2014 N 11/14.
По факту совершения ООО «Станица» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 04.04.2014 N 11/14.
16.04.2014 административным органом принято постановление по делу об административном правонарушении № 11/14-1, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Станица" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение).
Согласно пункту 2.5 Положения кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства).
Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе.
В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.
При оформлении книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с применением технических средств каждая операция по передаче наличных денег в течение рабочего дня между старшим кассиром и кассирами, по усмотрению руководителя, может осуществляться с распечатыванием или без распечатывания на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005. При распечатывании на бумажном носителе листа книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на нем проставляются подписи старшего кассира и кассиров, а в случае когда лист книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 на бумажном носителе не распечатывается, подписи старшего кассира и кассиров проставляются с использованием электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в порядке, установленном руководителем.
Лист кассовой книги 0310004, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах.
Нумерация листов кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005), оформляемой с применением технических средств, осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года.
Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) подбираются в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.
Листы кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005), оформляемой на бумажном носителе, до начала ведения брошюруются и пронумеровываются.
Листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера - только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица, оттиском печати (при наличии) индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3.3 Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Прием юридическим лицом сдаваемых наличных денег от уполномоченного представителя обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом, осуществляется по приходному кассовому ордеру 0310001.
На основании пунктов 5.1, 5.2 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
В соответствии с пунктом 5.6 Положения обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.
Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.
Согласно пункту 6.1 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Требование Положения о ведении кассовой книги 0310004, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255) и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также не зависит от основания постановки на учет в налоговом органе - на основании пункта 3 или пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Таким образом, обязанность по оформлению кассовых операций, а именно: ведение кассовых книг, книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств, оформление приходных (расходных) кассовых ордеров возложена на кассира обособленного подразделения.
При этом действующим законодательством юридическое лицо не наделено правом самостоятельно определять порядок ведения (оформления) кассовых операций, в том числе, учетной политики организации.
Из материалов дела следует, что оформление кассовых операций осуществлялось обособленными подразделениями АЗС-3, АЗС-7 ООО "Станица" с нарушением Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, а именно, в проверяемом периоде кассовая книга не велась, приходные кассовые ордера 0310001, расходные кассовые ордера 0310002 не оформлялись.
Кроме того, каждое обособленное подразделение вне зависимости от способа оформления - на бумажном носителе или с применением технических средств, должно вести отдельную кассовую книгу.
Судом не принимаются доводы заявителя о том, что АЗС-3 и АЗС-7 общества не являются его обособленными подразделениями.
Так как контроль за осуществления кассовыми операциями и учетом наличной денежной выручке в конечном итоге направлен на недопущение занижения выручки с целью ухода от налогообложения, то в целях осуществления государством фискального контроля следует применять понятия и термины, используемые в НК РФ. Так, понятие "обособленное подразделение организации" раскрыто в пункте 2 статьи 11 НК РФ - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Следовательно, требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, выражается, в частности, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, то есть в фактическом получении наличных денежных средств без их последующей сдачи в кассу предприятия и неотражении этих средств в соответствующих бухгалтерских документах.
Факт правонарушения подтверждается: актом проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 04.04.2014 № 11/14, подписанный руководителем общества без замечаний; объяснением генерального директора от 11.04.2014 и другими материалами административного дела.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Станица" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.1 КоАП РФ, исследована и доказана административным органом. Из оспариваемого постановления следует, что вина ООО "Станица" выразилась в том, что общество знало или должно было знать о необходимости соблюдения требования Положения, вступившего в силу с 01.01.2012, могло обеспечить надлежащее его исполнение и должно предвидеть возможность нарушения требований, установленных данным Положением, но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Станица" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Следовательно, в действиях ООО "Станица" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом не установлено. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Административный штраф назначен в минимальном размере, в связи с отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств. Оснований для признания правонарушения малозначительным, в силу положений статьи 2.9 КоАП РФ, у инспекции также не имелось.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление от 16.04.2014 N 11/14-1 законно и обоснованно, у суда отсутствуют основания для признания его незаконным и отмены.
Руководствуясь статьями 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Станица" отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Еврейской автономной области, а также посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет»: http://eao.arbitr.ru/.
Судья
Е.В. Балова