АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-12547/2016
20 января 2017 года
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Павловой О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гурьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары к обществу с ограниченной ответственностью «Столичная Фармацевтическая компания», г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: представителя заявителя - прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н., представителя ООО «Столичная Фармацевтическая компания» - генерального директора Алексеева Д.С.,
установил:
заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Столичная Фармацевтическая компания» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает, что в аптечном пункте установлены два гигрометра психрометрические ВИТ-2 за № Г635 и Г622 (поверка от 29.05.2015, межповерочный интервал не более 2 лет). Однако, в нарушение требования законодательства показания данных гигрометров ежедневно не регистрировались в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе, который должен вестись ответственным лицом. Также не ведется карта учета температурного режима холодильника «Позис», в котором хранятся лекарственные средства с регламентированной температурой хранения прохладное место.
Также указывает, что отпуск препаратов населению осуществляла Тимофеева Наталья Михайловна, с которой не был заключен трудовой договор. Не представлены документы, подтверждающие фармацевтическое образование Тимофеевой Н.М. и повышение квалификации.
Кроме этого, информация о зарегистрированной отпускной цене на лекарственные препараты, включенные в жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте РФ размере предельной оптовой надбавки в размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты и об их сумме своевременно не актуализируются. Информация по состоянию на 31.10.2016 не представлена.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддерживает.
Представитель ООО «Столичная Фармацевтическая компания» в судебном заседании заявленное требование признает и просит назначить административное наказание ниже низшего предела в связи с тяжелым финансовым положением общества. Просит учесть, что общество привлекается к административной ответственности впервые, в будущем обязуется не совершать подобные нарушения.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая отсутствие со стороны участников судебного процесса возражений относительно рассмотрения дела по существу, судом определено завершить предварительное судебное заседание и разрешить дело в первой инстанции.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что общество с ограниченной ответственностью «Столичная Фармацевтическая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары 16.09.2013 за основным государственным регистрационным номером 1132130012926.
ООО «Столичная Фармацевтическая компания» имеет лицензию от 28.04.2016 № ЛО-21-02-000872 на осуществление фармацевтической деятельности.
Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары 14.12.2016 проверкой соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте ООО «Столичная Фармацевтическая компания» по адресу: г.Чебоксары, Эгерский бульвар, д. 31, пом. 2 выявлены нарушения в названной сфере.
Проверкой установлено, что в аптечном пункте установлены два гигрометра психрометрические ВИТ-2 за № Г635 и Г622 (поверка от 29.05.2015, межповерочный интервал не более 2 лет). Однако, в нарушение требования законодательства показания данных гигрометров ежедневно не регистрировались в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе, который должен вестись ответственным лицом. Также не ведется карта учета температурного режима холодильника «Позис», в котором хранятся лекарственные средства с регламентированной температурой хранения прохладное место.
Также установлено, что отпуск препаратов населению осуществляла Тимофеева Наталья Михайловна, с которой не был заключен трудовой договор. Не представлены документы, подтверждающие фармацевтическое образование Тимофеевой Н.М. и повышение квалификации.
Кроме этого, информация о зарегистрированной отпускной цене на лекарственные препараты, включенные в жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте РФ размере предельной оптовой надбавки в размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты и об их сумме своевременно не актуализируются. Информация по состоянию на 31.10.2016 не представлена.
Усмотрев в действиях ООО «Столичная Фармацевтическая компания» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары вынесено постановление от 20.12.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении. Данное постановление вынесено в присутствии законного представителя общества. С правами и обязанностями, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ представитель общества ознакомлен, копию постановления получил, о чем свидетельствует его личная подпись.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Под фармацевтической деятельностью, согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение № 1081), понимается деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств (пункт 2).
Пунктом 5 Положения № 1081 установлены лицензионные требования и условия, которые предъявляются к фармацевтической деятельности, в частности, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (подпункт «з» пункта 5 Положения).
В соответствии с пунктом 6 Положения № 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 настоящего Положения.
Пунктом 2 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н, предусмотрено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В порядке пункта 7 Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Согласно подпункту «л» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности;
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
На основании пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в сети "Интернет" или опубликовывают информацию о зарегистрированной предельной отпускной цене на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте Российской Федерации размере предельной оптовой надбавки и (или) размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и об указанной в части 2 настоящей статьи сумме. Информация, предусмотренная настоящей частью, должна размещаться также в аптечных организациях в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме и обновляться по мере ее опубликования.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки в названном аптечном пункте ООО «Столичная Фармацевтическая компания» установлены два гигрометра психрометрические ВИТ-2 за № Г635 и Г622 (поверка от 29.05.2015). Однако, показания данных гигрометров ежедневно не регистрировались в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе, который должен вестись ответственным лицом. Не ведется карта учета температурного режима холодильника «Позис», в котором хранятся лекарственные средства с регламентированной температурой хранения прохладное место.
Кроме этого, информация о зарегистрированной отпускной цене на лекарственные препараты, включенные в жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте РФ размере предельной оптовой надбавки в размере предельной розничной надбавки к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты и об их сумме своевременно не актуализируются. Информация по состоянию на 31.10.2016 представлена не была.
Данные факты подтверждаются представленными материалами, в частности, актом проверки от 14.12.2016, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.12.2016, объяснениями директора ООО «Столичная Фармацевтическая компания» от 19.12.2016.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Столичная Фармацевтическая компания» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд находит, что правонарушение, выразившееся в том, что отпуск препаратов населению осуществляла Тимофеева Наталья Михайловна, с которой не был заключен трудовой договор, а также в не представлении документов, подтверждающих фармацевтическое образование Тимофеевой Н.М. и повышение квалификации, не относится к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении предпринимателем фармацевтической деятельности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина общества заключается в том, что оно при необходимой степени осмотрительности и заботливости имело возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняло для соблюдения требования Закона необходимых мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
Суд считает, что совершенное обществом административное правонарушение не является малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, поскольку правонарушение, за которое заявитель привлечен к административной ответственности, посягает на установленный порядок требований пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, в связи с чем оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, совершения административного правонарушения обществом впервые, признания вины в совершенном правонарушении, суд приходит к выводу, что соразмерным совершенным правонарушениям и достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ, является административное наказание в виде предупреждения.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьей 4.1.1, частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Столичная Фармацевтическая компания», зарегистрированного по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, бульвар Юности, дом 8, кв. 104 (ОГРН 1132130012926, ИНН 2130126167, дата регистрации 16.09.2003), к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Л. Павлова