НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Белгородской области от 23.11.2021 № А08-9240/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-9240/2020

29 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2021 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Воловиковой М. А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Левкиной Д.О.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "НИИ по проблемам Курской магнитной аномалии им.Л.Д.Шевякова" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной ИФНС России №8 по Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, Администрация Губкинского городского округа, КУМС Администрации Губкинского городского округа, ГСК № 5, ОМВД России по г. Губкину, ИП ФИО1, МРСК ЦЕНТРА в Губкине

о признании недействительным решения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: генеральный директор ФИО2, паспорт;

от ответчика: ФИО3, доверенность от 29.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании ОК № 38009, паспорт; ФИО4, доверенность от 22.06.2020, диплом о высшем юридическом образовании № ВСГ 4166923, паспорт (до перерыва); ФИО5, доверенность от 25.08.2021, паспорт;

от Администрации Губкинского городского округа: ФИО6, доверенность от 01.03.2021, диплом АВБ № 0475301, паспорт;

от иных лиц: не явились, извещены надлежаще;

УСТАНОВИЛ:

ОАО "НИИ по проблемам Курской магнитной аномалии им.Л.Д.Шевякова" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №8 по Белгородской области о признании недействительным решения №1 от 14.07.2020.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, указал на отсутствие юридической силы свидетельства бессрочного (постоянного) пользования землей от 13.11.1997 № 306.

Представители ответчика возражали, указали на не прекращение заявителем права бессрочного (постоянного) пользования в проверяемый период.

Представитель Администрация Губкинского городского округа поддержал позицию ответчика.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №8 по Белгородской области (далее - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт по проблемам Курской магнитной аномалии им.Л.Д. Шевякова» (далее - Заявитель. Общество) за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

По результатам проверки Инспекцией сделан вывод о не исчислении Обществом земельного налога в результате не уплаты земельного налога за земельный участок площадью 2,6228 га, принадлежащий Обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования землей.

По итогам выездной налоговой проверки, в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Инспекцией составлен акт проверки от 07.02.2020 №1(далее - Акт проверки).

С учетом письменных возражений налогоплательщика на основании статьи 101 НК РФ Инспекцией принято решение от 14.07.2020 №1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение). Обществу доначислен земельный налог в размере 2 282 324 руб., пени в размере 729 206руб. Указанным Решением Заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 228 119 руб.

Не согласившись с Решением, Заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области с апелляционной жалобой. Решением от 21.10.2020 № 06-1-18/12425 в удовлетворении жалобы было отказано. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в суд.

Из материалов налоговой проверки следует, что на основании Постановления Главы Администрации г. Губкина от 20.10.1992 №1098 (далее - Постановление №1098) для размещения производственной базы в бессрочное пользование Обществу были предоставлены земли общей площадью 43 800 кв.м и выдано Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользование землей от 13.11.1997 №306 (далее - свидетельство №306).

Общество считает, что вышеуказанные Постановление №1098 и Свидетельство №306 не являются надлежащими документами, подтверждающими право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, исходя из следующих обстоятельств.

Так, из содержания Постановления №1098 следует, что Свидетельство №306 является временным документом и действует до выдачи Государственного акта на право собственности на землю, бессрочное пользование землей. При этом с 1992 года Государственный акт на право безвозмездного пользования земельным участком площадью 43800 кв.м, отсутствует, поскольку его невозможно оформить и получить ввиду размещения на указанном участке объектов недвижимости третьих лиц. Оформление указанного акта противоречит требованиям Постановления Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право бессрочного пользования землей» и Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Также Общество считает, что Свидетельство №306 не соответствует Постановлению Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право бессрочного пользования землей»; части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках; пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 85 ЗК РФ, статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым земельные участки общего пользования не подлежат приватизации; статье 37 ЗК РФ, согласно которой при переходе права собственности на строение вместе с этим объектом переходит и право пользования земельным участком; статьям 8 и 131 ГК РФ, статье 2 Федерального закона oт 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Кроме того, со ссылкой на Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 23.10.2012 № 18-КГ 12-40 Общество считает, что Постановление №1098, на основании которого выдано Свидетельство №306, не является гражданско-правовым документом.

Также Общество обращает внимание, что информация, изложенная в письме Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации Губкинского городского округа от 20.05.2020 №43-2-12/199-1084 о том, что с 1996 года площадь спорного земельного участка неоднократно уменьшалась и по состоянию на 06.06.2019 составила 26 228 кв.м, является недостоверной в связи с неверным расчетом плошали земельного участка, находящегося у Общества в бессрочном пользовании на указанную дату. Обществом неоднократно принимались меры, направленные на приобретение в собственность полученных в пользование земельных участков, однако ему было отказано, так как на этих земельных участках располагались объекты недвижимости, находящиеся в собственности третьих лиц.

Изучив материалы налоговой проверки, представленные в суд доказательства и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом. Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 №141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российском Федерации» установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на движимое имущество и сделок с ним,  которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте и на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Таким образом, с учетом указанных норм и на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством ли другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

В силу вышеуказанных норм, выданные до 31.01.1998 государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю физических или юридических лиц, либо акты, изданные до 31.01.1998 органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции, о предоставлении земельных участков, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а вышеуказанные физические или юридические лица являются налогоплательщиками по земельному налогу.

Как установлено налоговым органов в ходе проверки, на основании Постановления главы администрации города Губкин от 20.10.1992 года №1098 Обществу для размещения производственной базы в бессрочное пользование были предоставлены земли общей площадью 43 800 кв.м. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Губкина 13.11.1997 Обществу выдано Свидетельство №306, из содержания которого следует, что ему предоставлены бесплатно в бессрочное (постоянное) пользование земли площадью 43 800 кв.м для размещения производственной базы. Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются. При этом Общество в установленном законом порядке не инициировало процедуру добровольного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и до 2019 года не обращалось в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права на земельные участки. На вопрос суда генеральный директор общества пояснил, что не видел в этом необходимости.

Таким образом, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные земли возникло у Общества до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (31.01.1998), данное право в силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» признается юридически действительным, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ Общество является плательщиком земельного налога. Факт не переоформления Обществом права постоянного (бессрочного) пользования до 01.07.2012, как того требует пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137- ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» не означает прекращения указанного права, поскольку ЗК РФ и Федеральный закон от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» такого правила не содержат.

С учетом изложенного, довод Общества о том, что Постановление №1028 и Свидетельство №306 не являются надлежащими документами, подтверждающими его право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками является необоснованным.

В последующем из земель общей площадью 43 800 кв.м были изъяты земли площадью 10 719 кв.м на основании Постановлений главы местного самоуправления г. Губкина и Губкинского района от 16.02.1996 № 329 (1 700 кв.м), от 04.11.1998 № 1349     (3 711 кв.м), от 04.11.1998 № 1350 (5 089 кв.м). Таким образом, оставшаяся площадь земель, находящаяся в бессрочном (постоянном) пользовании общества составила 33 300 кв.м.

Общество на основании Постановлений Главы администрации по г. Губкину от 26.12.2005 № 1705 и от 26.12.2005 № 1706 зарегистрировало право собственности на земельные участки общей площадью 6 853 кв.м: земельный участок с кадастровым номером 31:04:010207:0695 площадью 6 584 кв.м - свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2007 31-АБ №251645; земельный участок с кадастровым номером 31:04:010207:0696 площадью 269 кв.м, свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2006 31-АА №97387.

Налоговым органом с учетом площади не подлежащего налогообложению земельного участка (219 кв.м), которым владело Общество на праве постоянного (бессрочного пользования) до 23.11.2018, расположенного под многоквартирным жилым домом, был произведен расчет земельного налога на земельный участок, принадлежащих на праве бессрочного (постоянного) пользования Обществу общей площадью 26 228 кв.м.

Налоговая ставка Инспекцией определена в соответствии с пп. 4 п. 3 «Положения о земельном налоге на территории Губкинского городского округа» от 10.11.2008 № 45 в размере 1.5%. Кадастровая стоимость рассчитана по среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 31:04:0102007. в соответствии с письмами №372 от 19.05.2020 ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Белгородской области» и составила 40 735 231,36 руб. в 2016 году и 55 709 845,68 руб. в 2017-2018 годах.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Общество инициировало в установленном законом порядке только в 2019 году. Так Обществом 06.06.2019 подано заявление в администрацию Губкинского городского округа о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 26 228 кв.м и согласно постановлению администрации Губкинского городского округа 21.06.2019 № 1049-па право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком было прекращено.

Как следует из обжалуемого Решения, доначисление Обществу земельного налога за 2016-2018 года произведено Инспекцией исходя из площади 26 228 кв.м, на основании правоустанавливающих документов (Свидетельство о бессрочном (постоянном) пользовании № 306 от 13.11.1997), с учетом всех последующих изменений, а также с использованием экспликации, подготовленной администрации Губкинского городского округа.

С учетом письма Комитета по управлению муниципальной собственностью от 20.08.2021, сведений из публичной кадастровой карты и возражений заявителя налоговым органом произведён уточненный расчет суммы начисления земельного налога на площадь 23 778 кв.м. в размере 2 069 127 руб., 660999,47 руб. пени и 206 739 руб. штрафа. Возражений в части расчета суду заявлено не было.

Доводы заявителя о начислении налога с учетом земельных участков под зданиями  ОМВД России по г. Губкину, ИП ФИО1, МРСК ЦЕНТРА документально не подтверждены. В судебном заседании 05.10.2021 специалист КУМС Администрации Губкинского городского округа указала, что данные объекты с учетом их площади и размещения входят в состав изъятых земель на оснований Постановлений главы местного самоуправления г. Губкина и Губкинского района от 16.02.1996 № 329 (1 700 кв.м), от 04.11.1998 № 1349 (3 711 кв.м), от 04.11.1998 № 1350 (5 089 кв.м). Доказательств обратного суду представлено не было. Ходатайств о проведении экспертиз стороны не заявили.

Между тем доводы общества о размещении объектов собственности иных лиц на земельном участке правового значения для начисления земельного налога не имеют, равно как и доводы заявителя о наличии в составе спорного земельного участка подъездных путей и прилегающей территорий объектов недвижимости иных лиц. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию при наличии обязательств вследствие неосновательного обогащения.

Из существа заявления и пояснений генерального директора следует, что он знал о размещении объектов областной и федеральной собственности на земельном участке, в выкупе указанных земельных участков ему было отказано именно по этой причине. Однако заявитель не предпринял мер по своевременному обращению с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образовании, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов          .

На территории Губкинского городского округа земельный налог введен в действие Решением Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области № 1 от 30.10.2008, которым утверждено «Положение о земельном налоге на территории Губкинского городского округа» от 10.11.2008 № 45.

Из положений ст. 388 НК РФ следует, что законодатель установил налоговую обязанность налогоплательщика исходя из самого факта обладания земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и вне зависимости от их фактического использования.

Статьей 43 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.

Налогоплательщик приводит доводы о том, что им неоднократно предпринимались меры, направленные на оформление полученных в пользование земельных участков, однако ему было отказано в передаче в собственность используемых земельных участков, так как на них располагаются объекты недвижимости, находящиеся в собственности третьих лиц. Поэтому налогоплательщик полагает, что Общество должно быть освобождено от уплаты земельного налога.

Между тем налоговый кодекс не содержат нормы права, которая освобождает пользователей земельных участков от уплаты земельного налога при невозможности оформить данный земельный участок в собственность. Общество своевременно не воспользовалось законным правом на обращение с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, что повлекло доначисление земельного налога.

С учетом уточненной площади земельного участка и суммы земельного налога согласно представленного налоговым органом расчета, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить в части.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №8 по Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 14.07.2020 № 1 в части доначисления 213 197 рублей земельного налога, 68 206,53 рубля пени и 21 320 рублей штрафа.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

Воловикова М. А.