АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации |
Р Е Ш Е Н И Е |
г. Белгород | Дело № А08-8796/2013 |
27 февраля 2014 года |
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2014 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Танделовой З. М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Петленко Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Белгороднефтепродукт"
(ИНН 3123001345, ОГРН 1023101647084 )
к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде (ИНН 3123035601, ОГРН 1023101664486)
о признании незаконным решения № 121 от 18.12.2013г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бекетов А.П. по доверенности № БНП-02/2014 от 09.01.2014г., Сополева Л.В. по доверенности № БНП-01/2014 от 09.01.2014г.;
от ответчика: Сухоруков С.И. по доверенности № 5 от 22.02.2012г., Першина Е.М. по доверенности № 1 от 22.01.2014г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерного общество "Белгороднефтепродукт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным решения № 121 от 18.12.2013г. « О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» о начислении Открытому акционерному обществу "Белгороднефтепродукт" за 2010-2012 г.г. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 64 895, 53 руб. с пенями в сумме 17 813, 89 руб. и штрафом в сумме 12 979 руб.
Сослалось на то, что выплаты за дополнительные выходные дни для ухода за детьми инвалидами, по случаю юбилейных дат и на погребение членов семьи работника обложению страховыми взносами не подлежат, так как являются выплатами социального характера.
В суде заявленное требование поддержано в полном объёме.
Представитель Управления требования не признал, указывая на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Белгороде была проведена выездная проверка исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд и территориальный фонды обязательного медицинского страхования Обществом за 2010-2012 годы.
По данным выездной проверки составлен акт за № 204 от 25 ноября 2013 года (л.д. 14-37).
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Руководителем Управления принято решение № 121 от 18.12.2013г. « О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» о начислении Открытому акционерному обществу "Белгороднефтепродукт" за 2010-2012 г.г. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 64 895, 53 руб. с пенями в сумме 17 813, 89 руб. и штрафом в сумме 12 979 руб. (л.д.38-55).
По данным выездной проверки Общество в проверяемом периоде производило выплаты за дополнительные выходные дни для ухода за детьми инвалидами, по случаю юбилейных дат и на погребение родственника (братья и сестры). Выплата за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за ребёнком-инвалидом в 2011-2012 г.г. подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, так как данная компенсационная выплата не поименована в статье 9 Закона о страховых взносах и произведена в рамках трудовых отношений.
Из писем Минздравсоцразвития РФ № 647-19 от 23.03.2010 г. и № 2622-19 от 12.08.2010 г. следует, что вознаграждения в связи с юбилейными датами, выплачиваемые работникам организации, признаются объёктом обложения страховыми взносами, производимые в рамках трудовых отношений.
Исходя из положений статьи 2 Семейного кодекса РФ близкие родственники работника не являются членами семьи, поэтому единовременная материальная помощь в связи с их смертью подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Дополнительно начисляя Обществу страховые взносы на суммы, выплачиваемые работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, Управление Пенсионного Фонда исходило из того, что данная компенсационная выплата не поименована в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", следовательно, на основании части 1 статьи 7 указанного Федерального закона подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Подпунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составной частью которой является федеральный бюджет.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов отвечает понятию государственного пособия и не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Позиция суда в этой части совпадает с позицией арбитражных судов, изложенной в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2012 по делу N А05-5262/2012, ФАС Уральского округа от 13.02.2013 N Ф09-512/13 по делу N А60-27469/2012 (отказано в передаче в Президиум ВАС РФ Определением ВАС РФ от 11.04.2013 N ВАС-4355/13), от 21.03.2013 N Ф09-985/13 по делу N А76-12968/2012, ФАС Поволжского округа от 12.09.2012 по делу N А57-19322/2011.
Суды поддержали плательщиков взносов, которые не включали суммы среднего заработка, сохраненного за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами, в базу для начисления страховых взносов.
Сложившуюся судебную практику, в части освобождения от обложения страховыми взносами сумм среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами, дополняет и Определение ВАС РФ от 11.04.2013 N ВАС-4355/13 по делу N А60-27469/2012.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
На основании вышеприведенных норм объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о том, что работник лично за плату выполняет трудовую функцию.
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Следовательно, основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Аналогичный вывод изложен и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2012 по делу N А44-4618/2011.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаченные работникам Общества за счет нераспределенной прибыли предприятия суммы единовременного вознаграждения по случаю юбилейных дат являлись единовременными выплатами социального характера.
Управление в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало, что они являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными обществом с работниками.
Следовательно, указанные выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Термин "член семьи" в указанном нормативном акте не разъясняется.
Однако само по себе отсутствие в вышепоименованном Законе определения члена семьи не может рассматриваться как препятствие для правильного разрешения вопросов обложения страховыми взносами, тем более что данное понятие не имеет специфического правового содержания, которое отличалось бы от общепринятого.
В рассматриваемой ситуации целесообразно обратиться к практике обложения налогом на доходы физических лиц указанной выплаты (пункт 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ содержит формулировку, аналогичную подпункту "б" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
По смыслу пункта 8 статьи 217 НК РФ, законодателем предоставлено право на освобождение от уплаты налога работнику, получившему суммы единовременной материальной помощи, в связи со смертью члена семьи, вне зависимости от кровного родства с умершим лицом.
Как следует из статьи 106 Семейного кодекса РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов члены семьи, указанные в статьях 80 - 99 СК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.
Согласно статье 93 СК РФ несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи братья и сестры, в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами.
Таким образом, нормы Семейного кодекса РФ к членам семьи относят также братьев и сестер.
Позиция суда в этой части совпадаем с позицией арбитражных судов.
Девятый арбитражный апелляционный суд также пришел к выводу, что согласно системному толкованию положений СК РФ братья и сестры признаются членами семьи. (Постановление от 02.04.2008 N 09АП-2826/2008-АК).
На этом же основании суд подтвердил правомерность освобождения от обложения НДФЛ материальной помощи, выплаченной сестре умершего. (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 N 09АП-15238/2009-АК).
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для доначисления НДФЛ при выплате без удержания налога материальной помощи работнику в связи со смертью брата. (Постановление от 25.08.2008 N 18АП-5267/2008).
Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
А в Письме Минфина России от 14.11.2012 N 03-04-06/4-318 подчеркнуто, что системное толкование положений СК РФ позволяет включить в понятие члена семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
При этом под семьей понимается локализованная социальная группа, в которой предполагаются совместное проживание, ведение хозяйства и т.п.
Таким образом, если брат или сестра работника были членами его семьи, при выплате материальной помощи работнику в связи со смертью брата или сестры страховые взносы не исчисляются.
Следует отметить, что акт выездной налоговой проверки не содержит сведений о степени родства лиц, в связи с погребением которых, работникам Общества выплачивалась материальная помощь (л.д.16).
В тексте оспариваемого решения (л.д.40) указано, что материальная помощь работникам Общества выплачивалась в связи со смертью братьев и сестёр.
Между тем, из материалов проверки не следует, что умершие (братья или сёстры работников Общества) не входили в состав его семьи. Этот вопрос в рамках выездной проверки не проверялся и не нашёл отражения в материалах выездной налоговой проверки.
При изложенных обстоятельствах, доводы Управления о том, что умершие братья и сёстры работников Общества не являлись членами его семьи не доказано, поэтому доначисление страховых взносов на суммы единовременной материальной помощи в связи с их смертью, неправомерно.
Судебные расходы Заявителя по государственной пошлине в сумме 2000 руб. в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует взыскать с Управления.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде № 121 от 18.12.2013г. «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» о начислении Открытому акционерному обществу "Белгороднефтепродукт" за 2010-2012 г.г. страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 64 895, 53 руб. с пенями в сумме 17 813, 89 руб. и штрафом в сумме 12 979 руб.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде в пользу Открытого акционерного общества "Белгороднефтепродукт" судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394 006 г. Воронеж ул. Платонова, дом 8) в месячный срок путём подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Белгородской области.
Судья | Танделова З. М. |