НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Астраханской области от 25.11.2021 № А06-6950/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-6950/2021

02 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2021 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солодиловой П.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро - Мариинская областная клиническая больница (ГБУЗ АО АМОКБ) к Государственному учреждению – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного Фонда Российской Федерации в Астраханской области № 1  о признании недействительным решения от 22.06.2021 № 040S19210003925 в части назначения финансовой санкции в размере 1 718 500 руб., снизив размер до допустимого минимального размера

заинтересованное лицо: Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Астраханской области

при участии:

от заявителя: Баркова Т.В, представитель по доверенности от 23.12.2020 (диплом);

от заинтересованного лица: Дючкова И.Ю., представитель по доверенности от 08.10.2021 (диплом)

           Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области Александро - Мариинская областная клиническая больница (далее – ГБУЗ АО АМОКБ)  обратилось  в арбитражный суд с заявлением к  Отделению  Пенсионного фонда РФ по Астраханской области  о признании недействительным решения от 22.06.2021 № 040S19210003925, вынесенного  ГУ    - Центром  установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области № 1 (далее ‑ Центр №1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области, Центр) в части назначения финансовой санкции в размере 1 718 500 руб., снизив размер до допустимого минимального размера.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду.

Представитель заинтересованного лица возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

ГБУЗ АО АМОКБ является плательщиком страховых взносов и состоял на учете в Государственном учреждении - Центр установления пенсии и социальных выплат ПФР в Астраханской области №1.

Центром №1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области была проведена проверка достоверности, полноты, своевременности и порядка представления ГБУЗ АО АМОКБ  сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, по результатам которой был составлен акт №040S18210003903 от 19.05.2021.

На основании вышеуказанного акта Центром №1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области было принято решение № 040S19210003925 от 22.06.2021 о привлечении ГСКУ АО «ЦПД «Малышок» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ)  в виде штрафа в общей сумме 1 718 500  рублей.

Не согласившись с вынесенным решением в части размера штрафа, ГБУЗ АО АМОКБ обратилось в арбитражный суд  с вышеуказанным заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчет­ным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, за­ключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые вз­носы) сведения по форме утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)":

- страховой номер индивидуального лицевого счета;

- фамилию, имя и отчество;

 - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисля­ются страховые взносы;

- дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчет­ного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознагражде­ние по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страхо­вые взносы;

- периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый осо­быми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.

Таким образом, сведения о застрахованных лицахпо форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год должен быть представлен  ГБУЗ АО АМОКБ   не позднее01 марта 2021 года.

Из материалов дела следует, что Управление привлекло     ГБУЗ АО АМОКБ   к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицахпо форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.

Сведения о застрахованных лицах за указанный период представлены заявителем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью за  2020 год – 13.03.2021 на 3 437 застрахованное лицо.

Данный факт не оспаривается  представителем заявителя.

При таких обстоятельствах, Центр №1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области правомерно привлек заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 года № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы  привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В статье 44 Закона № 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 года на основании пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 года № 188- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее - Закон № 188-ФЗ), предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

Ссылаясь на ранее выраженную им в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П правовую позицию, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Учитывая то обстоятельство, что правонарушение совершено впервые и не умышленно, не повлекло вредных последствий для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также незначительный период просрочки, суд считает возможным признать недействительным оспариваемое решение Центра №1 ПФР по установлению пенсий в Астраханской области в части назначения штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.

Штраф в размере 100 000 рублей отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного заявителем правонарушения, связанного с несвоевременным представлением ГБУЗ АО АМОКБ расчета по начисленным к уплате страховым взносам.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Центра установления пенсий и социальных выплат ПФР по Астраханской области № 1 от 22.06.2021 № 040S19210003925  в части  назначения   Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области Александро - Мариинская областная клиническая больница (ГБУЗ АО АМОКБ)    финансовых санкций, снизив размер штрафной санкции до  100 000 руб.

Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области Александро - Мариинская областная клиническая больница (ГБУЗ АО АМОКБ)   из федерального бюджета госпошлину в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Т.А. Ковальчук