НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Астраханской области от 20.01.2022 № А06-10306/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-10306/2021

27 января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2022 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакастовой В.И. рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению Министерства финансов Астраханской области  к Управлению федерального казначейства по Астраханской области о признании недействительным представления от 04.10.2021 №25-19-11/4941 в части утверждения допущения нарушения, выразившегося в не обеспечении роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам исполнения консолидированного бюджета Астраханской области за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 1,4 процента, а именно в снижении налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам исполнения консолидированного бюджета Астраханской области за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 14,4 процента

при участии в судебном заседании:

до и после перерыва:

от заявителя – Ильина Т.А., представитель по доверенности от 11.01.2022 года (диплом), Бакаева М.А., представитель по доверенности от 11.01.2022 года;

от заинтересованного лица – Денисенко М.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2022 года (диплом)

                Министерство финансов Астраханской области обратилось ( далее Министерство, Минфин АО, заявитель)  в Арбитражный суд с заявлением к Управлению федерального казначейства по Астраханской области ( далее  КФК по АО, Казначейство)   о признании недействительным представления от 04.10.2021 №25-19-11/4941 в части утверждения допущения нарушения, выразившегося в не обеспечении роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам исполнения консолидированного бюджета Астраханской области за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 1,4 процента, а именно в снижении налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам исполнения консолидированного бюджета Астраханской области за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 14,4 процента.

             В судебном заседании   представитель заявителя в порядке статьи 49 АПК РФ  уточнил заявленные требования, просит суд признать недействительным пункт 1  представления от 04.10.2021 №25-19-11/4941.

            Судом уточнения приняты.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении и пояснениях суду.

Представители заинтересованного лица просили отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду.

В судебном заседании 13.01.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв до 20.01.2022 до  10 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федерального казначейства по Астраханской области   в соответствии с приказом УФК по АО от 23.07.2021 № 538 (в редакции приказа от 10.08.2021) в период с 26.07.2021 по 27.08.2021  в отношении Министерства финансов Астраханской  была  проведена выездная проверка выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

По результатам проверке был составлен акт выездной проверки от 30.08.2021.

В ходе проверке  Казначейством был сделан вывод  о нарушении Минфином АО абзаца пятого подпункта 2.1.1  пункта 2.1 Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Астраханской области от 03.02.2020 № 01-01-06/06-74, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Астраханской области Бабушкиным И.Ю. ( далее - Соглашение), выразившимся в не обеспечении роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам исполнения консолидированного бюджета Астраханской области по сравнению  с уровнем исполнения 2019 года на 1,4 процента, а именно в снижении налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам исполнения консолидированного бюджета Астраханской области за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 14,4 процента.

Минфином АО подготовлены и направлены в адрес УФК по АО пояснения от 17.09 2021 № 04-01-02-22/162.04.10.2021г. 

 04.10.2021г. по результатам проверки УФК по АО  выдало  Министерству     представление №25-19-11/4941.

Полагая, что  пункт 1 представления УФК по АО не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В силу пункта 3 указанной статьи внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Согласно пункту 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю его органами:

- проводятся проверки, ревизии и обследования;

- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила осуществления контроля), внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), принятого в случае поступления обращений (поручений) Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Из материалов дела следует, что на основании приказа УФК по АО от 23.07.2021 № 538 (в редакции приказа от 10.08.2021)  в отношении Министерства проведена плановая  выездная проверка.

В соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Соглашения, получатель обязан обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам исполнения консолидированного бюджета Астраханской области за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года на 1,4 процента.

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам 2020 года составил 40,4 млрд. рублей или 85,6 % к аналогичному периоду прошлого года (факт 2019 года - 47,2 млрд. рублей). Снижение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области по итогам 2020 года составило 6,8 млрд. рублей или 14,4 %.

Снижение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области было  вызвано объективными причинами.

Как пояснил представитель  Министерства, одной из причин снижения объема налоговых и неналоговых доходов является уменьшение поступлений налога на прибыль организаций от предприятий нефтегазовой отрасли в результате падения цены на нефть и ростом курса доллара по отношению к российскому рублю (факт 2020 года -8,8 млрд. рублей, снижение на 7,3 млрд. рублей или 54,8 % к факту 2019 года).

Кроме того, в условиях ухудшения экономической ситуации в стране в результате распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году Правительством Российской Федерации приняты и реализованы меры государственной поддержки бизнеса, пострадавшего от последствий пандемии.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», от 24.06.2020 № 915 «Об особенностях предоставления в 2020 и 2021 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» предоставлены ряд преференций организациям и индивидуальным предпринимателям, а именно были:

-   приостановлены налоговые проверки до 1 июня 2020 года;

-  продлены сроки сдачи отчетности;

-  перенесены сроки уплаты налогов и страховых взносов;

- введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве с 3 апреля до 3 октября 2020 года.

- приостановлены меры взыскания по налоговым платежам до 1 мая 2020 года;

-  предоставлено право по отсрочке арендной платы малым предприятиям из наиболее пострадавших отраслей за аренду объектов, включая коммерческую недвижимость (за исключением жилых помещений);

- произведено списание всех платежей (кроме НДС) за апрель, май и июнь 2020 года.

В целях исполнения пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 17.03.2020 № Пр-612, данного по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации, на территории Астраханской области также был установлен ряд преференций в виде пониженных ставок по налогам и сборам.

Общий объем налоговых послаблений для бизнеса оценивался для бюджета Астраханской области в сумме 451 млн. рублей, в 2020 году - 321,3 млн. рублей, в 2021 году -129,6 млн. рублей.

Так, Законом Астраханской области от 07.05.2020 № 36/2020-03 «О внесении изменений в статью 2 Закона Астраханской области «О налоге на имущество организаций» предоставлена пониженная налоговая ставка на 2020 год в отношении имущества организаций, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в размере 0,5 процентов.

Объем прогнозируемых выпадающих доходов за 2020 год составлял 117 млн. рублей, фактический показатель составил 340,1 млн. рублей (льготой воспользовалось 162 налогоплательщика).

Законом Астраханской области от 07.05.2020 № 37/2020-О «О транспортном налоге» предоставлена на 2020 год пониженная налоговая ставка на 50 процентов для налогоплательщиков - организаций, индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, у которых основным видом экономической деятельности является перевозка людей и/или грузов.

Объем прогнозируемых выпадающих доходов за 2020 год составлял 3,3 млн. рублей, фактический показатель составил 1,6 млн. рублей.

Законом Астраханской области от 07.05.2020 № 38/2020-03 «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Астраханской области «Об установлении ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» предоставлены пониженные налоговые ставки на 2020-2021 годы по определенным в Законе видам экономической деятельности.

Объем прогнозируемых выпадающих доходов за 2020 год составлял 201,0 млн рублей, фактический показатель составил 108,7 млн. рублей.

Всего по действующим преференциям фактический объем выпадающих доходов в 2020 году составил 450,4 млн. рублей.

Предоставление указанных мер государственной поддержки субъектам бизнеса, пострадавшего от последствий пандемии, в значительной степени повлияло на снижение доходов консолидированного бюджета Астраханской области в 2020 году.

Кроме того, судом обращает внимание, что в  соответствии с пунктом 4  Постановления  Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1950 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации» ( далее Постановление № 1950)  Министерство  финансов Российской Федерации  обязано осуществлять ежеквартально мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации по перечню согласно пункту 1 приложения N 2 обязательств, предусмотренных пунктом 4 приложения N 1 к настоящему постановлению.

  При этом, Постановлением  Правительства РФ от 23.12.2020 № 2240  в Постановление 1950  были  внесены следующие   изменения:

дополнить пунктом 4(1) следующего содержания:

 "4(1). Министерству финансов Российской Федерации по итогам 2020 года осуществить мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных приложением N 1 к настоящему постановлению, за исключением обязательства, предусмотренного подпунктом "в" пункта 1 приложения N 1 к настоящему постановлению "

в) обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года (в процентах);

Следовательно,  Казначейство   не должно было осуществлять мониторинг  обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета по итогам 2020.

На основании вышеизложенного, требования  заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176,201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным пункт 1 представления  Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 04.10.2021г. № 25-19-11/4941

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук