НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 25.12.2009 № А05-17491/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 декабря 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-17491/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 28 декабря 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаровой Н.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления государственной службы занятости населения Архангельской области

к   Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании частично недействительным решения №17.07.2009 №7/9-371

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Кокорина М.Е., Малышев М.А.

от ответчика – Стрельникова Н.Л.

Суд установил следующее:

Управление государственной службы занятости населения Архангельской области (далее-Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 55182,44 руб. на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

  Ответчик заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из материалов дела следует, Архангельским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка по вопросу расходования средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2006 по 31.12.2008. В ходе проведения проверки установлено, что Управлением при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, были включены выплаты социального характера, не относящиеся к оплате труда: единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа в принятии к зачету расходов в сумме 55 182 руб. 44 коп.

По результатам проверки составлен акт от 11.06.2009 №240 с/с и вынесено решение №7/9-371 от 17.07.2009, которым не приняты зачету расходы на цели обязательного социального страхования в размере 67607 руб. 13 коп., в том числе расходы в сумме 55182,44 руб.

Управление государственной службы занятости населения Архангельской области не согласившись с ненормативным правовым актом Фонда социального страхования, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения №7/9-371 от 17.07.2009 в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 55182,44 руб. на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

В обоснование заявленных требований Управление ссылается на то, что единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств среднего фонда оплаты труда гражданских служащих, составляют систему оплаты труда государственного служащего, на эти суммы выплат начисляется единый социальный налог, в том числе и в Фонд социального страхования. Следовательно, Управление правомерно учитывало эти выплаты при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и правомерно предъявило к зачету 55182,44 руб.

Доводы заявителя суд считает обоснованными, а требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Статьей 129 Трудового кодекса определено, что заработной платой (оплата труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты стимулирующего характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 Федерального закона РФ N 79-ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон №79-ФЗ).

При этом согласно статье 73 Закона №79-ФЗ, федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной данным Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 50 Закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда государственного служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 2 ст. 50 Закона№79-ФЗ).

К дополнительным выплатам в силу подпункта 6 пункта 5 статьи 50 Закона №79-ФЗ относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств среднего фонда оплаты труда гражданских служащих.

Аналогичная правовая норма содержится в подпункте 6 пункта 3 статьи 9 Закона Архангельской области от 23.06.2005 №71-4-ОЗ «О государственной гражданской службе Архангельской области».

Из содержания приведенных норм следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда. На единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в том числе и в Фонд социального страхования РФ, а также взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно подпунктом 7 пункта 2 статьи 51 Закона №79-ФЗ единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.

В соответствии с пунктом 2 "Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 213 от 11.04.2003, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

В силу статьи 14 Федерального закона РФ N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 01.01.2007, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в соответствии с главой 24 НК РФ; особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 "Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 213 от 11.04.2003 (действовавшего в период спорных правоотношений), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Кроме того, подпунктом «д» пункта «2» "Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию", утвержденному Постановлением Правительства РФ N 375 от 15.06.2007, предусмотрено, что в заработок исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в соответствии с гл. 24 НК РФ, в том числе и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.

Учитывая изложенное, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств среднего фонда оплаты труда гражданских служащих, входит в систему оплаты труда гражданских служащих, на них начисляется единый социальный налог.

Следовательно, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь государственного гражданского служащего подлежит включению в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам обоснованно, в связи, с чем у отделения Фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения в оспариваемой части.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины, подлежат отнесению на ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации №7/9-371 от 17.07.2009 в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 55182,44 руб. на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Управления государственной службы занятости населения Архангельской области, судебные расходы по уплате государственной пошлины сумме 2000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья С.Г.Ипаев