НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 22.12.2009 № А05-18920/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-18920/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 29 декабря 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Октябрь»

к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании недействительным решения

В заседании суда принимали участие:

от заявителя: Зазулин А.П. – доверенность от 01.02.2009;

от ответчика: Мариева И.В. – доверенность от 14.01.2009;

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Тропникова Е.А.

Суд установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Октябрь» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения от 07.08.2009 №16 о непринятии расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого налога на вмененных доход на цели обязательного социального страхования, принятого государственным учреждением - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской (далее – ответчик, Фонд).

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», нарушает его права и законные интересы.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на правомерность вынесения оспариваемого решения.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поводом к оспариванию решения от 07.08.2009 №16 послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что общество 25.06.2009 обратилось в Фонд с заявлением о выделении средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 120 834 руб. 76 коп., в том числе пособий: по временной нетрудоспособности – 11 807 руб. 40 коп., по беременности и родам – 97 098 руб. 40 коп., по уходу за вторым и последующих детей до 1,5 лет – 11 928 руб. 96 коп.

Фонд провёл камеральную проверку представленных обществом документов, по результатам которой составлен акт от 30.06.2009 №16 и вынес решение от 07.08.2009 №16 об отказе в возмещении средств в сумме 69 415 руб. 27 коп. по пособию по беременности и родам.

Поводом для вынесения решения послужили выводы проверяющих о создании заявителем преднамеренной ситуации для возмещения средств на выплату пособия, поскольку страховой случай наступил с 27.04.2009, т.е. возник незадолго до фактического поступления на работу Венгурцевой М.А. (Касиловой), которая в соответствии с данными трудовой книжки принята на работу с 01.02.2009 администратором магазина «Октябрь». Кроме того, Фонд установил, что штатным расписанием по магазину «Октябрь» должность администратора магазина не предусмотрена (предусмотрена должность администратора зала); выполнение функциональных обязанностей администратора Венгурцевой М.А. в ходе камеральной проверки обществом не подтверждено документально; кроме администратора зала по штатному расписанию имеются заведующий отделом (1ед.), заместитель заведующего отделом (2ед.); до приёма на работу Венгурцевой М.А. и после её выхода в отпуск по беременности и родам другой работник на исполнение обязанностей администратора магазина принят не был (директор общества Касилова С.А. возложила на себя данные обязанности, при этом доплата за возложение обязанностей предусмотрена не была; запись в трудовой книжке Венгурцевой М.А. об изменении фамилии после заключения брака не содержит даты выдачи свидетельства о браке; страховой стаж Венгурцевой М.А. составил 5 месяцев 29 дней, в связи с чем отсутствовало право на исчисление пособия из полного заработка (пособие по беременности и родам исчислено из расчета минимального размера оплаты труда с учётом районного коэффициента в сумме 27 683 руб. 13 коп.).

Не согласившись с вынесенным решением Фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения Фонда недействительным.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9, подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ, статей 4, 6 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

В соответствии со статьями 7 и 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

С учетом требований пунктов 1, 3 статьи 11 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

В силу статьи 16 Закона № 255-ФЗ в страховой стаж для определения размера пособия по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованной женщины по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой она подлежала обязательному социальному страхованию в связи с материнством. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

В соответствии с пунктом 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размера пособия по беременности и родам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 № 91 (далее - Правила), в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору.

В пункте 7 Правил предусмотрено, что страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на день наступления соответствующего страхового случая (отпуска по беременности и родам).

Документом, подтверждающим временное освобождение от работы (учебы), в том числе при отпуске по беременности и родам, является листок нетрудоспособности (пункт 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.1994 № 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 № 21).

Из приведенных норм следует, что предоставление отпуска по беременности и родам и выплата соответствующего пособия носит заявительный характер. Отпуск по беременности и родам предоставляется женщине при наличии ее заявления о предоставлении отпуска и предоставлении листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке, назначение и выплата застрахованной женщине пособия по беременности и родам также производится после обращения женщины, имеющей право на такое пособие, к работодателю.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Судом установлено и материалы дела подтверждают, что Венгурцева М.А. 01.02.2009 принята заявителем на работу по трудовому договору на должность администратора магазина «Октябрь».

27.04.2009 Венгурцевой М.А. был выдан листок нетрудоспособности серии ВС 8490394 в связи с отпуском по беременности и родам с 27.04.2009 по 13.09.2009.

Согласно данным трудовой книжки ТК №0743030 страховой стаж Венгурцевой М.А. составил 5 месяцев 29 дней, в который вошли периоды работы с 01.07.2006 по 30.08.2006 в должности оператора ПК общества «Октябрь», с 02.01.2008 по 04.02.2008 в должности администратора ресторана «Бриз» общества «Октябрь», с 01.02.2009 по 27.04.2009 в должности администратора магазина «Октябрь», что подтверждено представителем Фонда в судебном заседании.

Кроме того, в период с 06.06.2005 по 02.07.2005 Венгурцева М.А. (Касилова) работала в должности воспитателя детского оздоровительного лагеря «Сиверко», что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами: срочным трудовым договором с работником детского оздоровительного лагеря «Сиверко» от 06.06.2005, представленным в материалы дела заявителем; выпиской из лицевого счёта застрахованного лица Венгурцевой М.А. за расчётный период 2005 год, представленной по запросу суда государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г.Северодвинске.

Учитывая, что на день обращения Венгурцевой М.А. к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам и назначении пособия и на момент наступления отпуска по беременности и родам её страховой стаж для определения размера пособия составил более шести месяцев, суд пришёл к выводу о том, что в рассматриваемом случае пособие по беременности указанному застрахованному лицу правомерно выплачено работодателем исходя из ста процентов среднего заработка. Следовательно, выплаченное обществом пособие работнику подлежало возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в полном объеме.

Доводы ответчика об отсутствии в штатном расписании по магазину «Октябрь» должности администратора магазина (предусмотрена должность администратора зала); о не подтверждении обществом в ходе камеральной проверки выполнения функциональных обязанностей администратора Венгурцевой М.А. документально; о наличии кроме администратора зала по штатному расписанию заведующего отделом (1ед.), заместителя заведующего отделом (2ед.); о возложении директором общества Касиловой С.А. на себя обязанностей администратора без соответствующей доплаты, не могут быть приняты судом во внимание по следующим обстоятельствам.

Доказательств отсутствия реальных трудовых отношений Венгурцевой М.А. с обществом или их прекращения Фондом не представлено. Более того, Венгурцева М.А. до настоящего времени состоит в штате общества, находится в отпуске по уходу за ребенком.

Из материалов дела (в том числе, штатного расписания от 01.01.2009) следует, что на в штате у общества по магазину «Октябрь» предусмотрена 31 штатная единица, а именно: 1 заведующий отделом, 1 администратор, 2 заместителя заведующего отделом, 1 кассир-контролёр 2 категории, 7 кассиров-контролёров 3 категории, 11 продавцов 3 категории, 2 фасовщика, 2 грузчика, 2 уборщицы, 2 контролёра зала; среднемесячная заработная плата за первое полугодие 2009 года по административному персоналу общества составила: директор - 32 847 руб. 58 коп., главный бухгалтер – 27 270 руб. 15 коп., заведующий отделом 20 196 руб. 48 коп., администратор 19 229 руб. 45 коп., заместитель заведующего – 18 351 руб. 67 коп.

Учитывая, что приведенные штатные единицы предполагают осуществление различных трудовых функций, что подтверждается представленными должностными характеристиками на них, довод Фонда о необоснованном введении в штатное расписание должности администратора, суд не может признать правомерным. Кроме того, ещё в декабре 2008 года директором общества был издан приказ о дополнении функциональных обязанностей администратора магазина «Октябрь» в связи с открытием нового структурного подразделения – магазина самообслуживания «Продукты» по адресу: пр.Труда, 49., копия приказа от 25.12.2008 приложена заявителем в материалы дела.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указывается, в том числе трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Из текста трудового договора от 01.02.2009 следует, что Венгурцева М.А. принимается на работу в должности администратора магазина. Учитывая, что в штатном расписании имеется соответствующая штатная единица (администратор), вышеприведенное требование Трудового кодекса Российской Федерации является соблюденным.

Квалификационные требования, предъявленные к администратору согласно должностной характеристике на администратора предприятия торговли, также соблюдены обществом, Венгурцева М.А. имеет высшее образование (диплом с отличием ВСА 0664725 Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» квалификации менеджер социально-культурной деятельности), получила дополнительное образование по специальности менеджер гостиничного и ресторанного бизнеса (сертификат Санкт-Петербургского государственного университета совместно с НОУ «Колледж «Северная столица»» от 31.03.2006), имеет навыки пользования компьютером (свидетельство №303 о получении знаний по программе «Основы компьютерной грамотности»).

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Фонд не доказал, что расходы на социальное страхование общество произвело с нарушением законодательства, следовательно, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в размере 69 415 руб. 27 коп.

Отсутствие в трудовой книжке Венгурцевой М.А. даты выдачи свидетельства о браке при внесении записи об изменении фамилии после заключения брака также не является основанием для отказа в возмещении средств на выдачу пособия. В подтверждение смены фамилии в материалы дела представлена копия свидетельства о заключении брака П-АК №564686, выданного Отделом регистрации актов гражданского состояния о браке – дворец б/с №2 Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга, в котором указана дата выдачи 16.01.2009.

На основании изложенного, заявленное требование подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое решение нарушает законные права не только страхователя, но и застрахованного лица.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение от 07.08.2009 № 16 о непринятии расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого налога на вмененных доход на цели обязательного социального страхования, вынесенное Государственным учреждением - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Октябрь».

Оспариваемый ненормативный правовой акт проверен на соответствие Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования».

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Октябрь» 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова