НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 21.10.2021 № А05-5293/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2021 года

     г. Архангельск

Дело № А05-5293/2021

Резолютивная часть решения объявлена октября 2021 года  

Решение в полном объеме изготовлено   октября 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия, 163069, <...>)

к ответчику – общественной организации "Региональная Ассоциация выпускников Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова" (ОГРН <***>; адрес: 163002, <...>)

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ФИО1 (место жительства: г.Санкт-Петербург);

- Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН <***>; адрес: Россия, 163069, <...>),

о взыскании 22 391 руб. 35 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

истца: ФИО2 (доверенность от 15.06.2021);

ответчика: ФИО3 (доверенность от 20.06.2021);

третьих лиц: не явились (извещены),

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное), далее – управление, УПФР, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области  с исковым заявлением о взыскании с общественной организации "Региональная Ассоциация выпускников Северного (Арктического) федерального университета имени  М.В. Ломоносова", далее – ответчик, организация, 22 391 руб. 35 коп. убытков, понесенных в результате несвоевременного представления сведений индивидуального персонифицированного учета, повлекших переплату пенсии ФИО1, далее – ФИО1, застрахованное лицо, за период с марта 2018 года по январь 2020 года.

Определением суда от 01.09.2021 произведена замена истца по делу №А05-5293/2021 - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в  г. Архангельске Архангельской области (Межрайонное) (ОГРН <***>) на его правопреемника - государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>), далее – истец, учреждение, фонд.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 и  Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее – инспекция, ИФНС).

В обоснование предъявленных требований истец указал, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 29.09.2009. Учреждением была проведена проверка представленных сведений о застрахованных лицах, в ходе которой выявлено, что организацией в установленный срок не представлены сведения на застрахованное лицо по форме СЗВ-М за январь 2018 года, а в форме СЗВ-СТАЖ указан период работы ФИО1 с 01.01.2018 по 31.12.2018. В связи с этим истцом произведена выплата пенсии застрахованному лицу в необоснованно завышенном размере с учетом индексаций как неработающему пенсионеру.

В судебном заседании представитель истца на предъявленных требованиях настаивал, а также сообщил, что срок исковой давности не истек, так как сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ представлены ответчиком только 01.03.2019.

Представитель ответчика в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что в спорный период ФИО1 являлся единственным исполнительным органом, председателем правления. Трудовой договор с застрахованным лицом в период с марта по июнь 2018 года не заключался, заработная плата не выплачивалась, взносы и налоги не перечислялись. Истцом пропущен срок исковой давности по данному спору.

Также представитель организации указал, что в период с 09.02.2018 по 31.12.2019 ФИО1 был официально трудоустроен в обществе с ограниченной ответственностью «ЦИИ» (далее – ООО «ЦИИ»).

ФИО1 и инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, ИФНС представила письмо, в котором указала, что организация сведений о доходах 2-НДФЛ за 2018 года в отношении ФИО1 не представляла, страховые взносы за застрахованное лицо ответчиком не перечислялись.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Решением заведующего отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ломоносовскому округу №6/150 от 28.10.2009 ФИО1 с 29.09.2009 назначена пенсия по старости.

Ответчик, являясь страхователем, 15.02.2018 представил в управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная форма) за январь 2018 года.

При этом в указанных сведениях  не отражены застрахованные лица.

Указанные обстоятельства  послужили основанием для выплаты ФИО1 пенсии с учетом ее индексации, как неработающему пенсионеру.

Также ответчик 01.03.2019 представил УПФР сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СВЗ-СТАЖ за 2018 год, в которых отражен период работы ФИО1 с 01.01.2018 по 31.12.2018.

В ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления указанных сведений управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №220 от 21.08.2019, в котором указано, что сведения на застрахованное лицо по форме СЗВ-М за январь 2018 года не представлены, а в форме СВЗ-СТАЖ указан период работы с 01.01.2018 по 31.12.2018.

По результатам рассмотрения вышеуказанного акта, приложенных к нему документов, УПФР приняло решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.10.2019 №220 которыми привлекло организацию к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ), в виде финансовых санкции в размере 500 рублей.

В адрес ответчика заявителем направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.10.2019 №220, которым последнему предложено уплатить сумму финансовой санкции в срок до 19.11.2019.

Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия управлением решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии,  №66 от 31.01.2020, согласно которому  ФИО1 произведена выплата пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в связи с непредставлением организацией в установленный срок сведений персонифицированного учета за январь 2018 года.

В соответствии с протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии №490-209 СЗВМ от 21.05.2020, сумма излишне выплаченной пенсии за период с 01.03.2018 по 31.01.2020 составила 22 391 руб. 35 коп.

Из истории выплат следует, что первая выплата этой суммы за январь-апрель 2018 осуществлена 26.03.2018, последняя выплата – 23.12.2019.

Претензией от 28.03.2020 управление предложило организации возместить ущерб в виде переплаты пенсии ФИО1

Поскольку, в ходе досудебного порядка организация указанную сумму убытков не оплатила, фонд обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование свое позиции, суд полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее – Постановление), по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

В данном случае истец обосновывает наличие у него убытков в связи с тем, что при выплате пенсии ФИО1 он вынужден был применить повышающий коэффициент, поскольку сведения о работе последнего за январь 2018 года не были представлены.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон №400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В этих целях страхователи предоставляют в пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Так, пунктом 11 статьи 11 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 этой статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 1 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователями признаются  юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях этого Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".

В пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи по обязательному пенсионному страхованию определены как лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Из вышеизложенного следует, что отчетность по форме СЗВ-М предоставляется страхователем в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений или выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2021 №75-АД21-2-К3.

Как следует из пояснений представителя ответчика, ФИО1 уволен с должности председателя правления организации 03.03.2017, что подтверждается приказом №1/к от 03.03.2017.

За период с марта 2018 по январь 2020 года застрахованное лицо заработную плату не получало, что также подтверждается данными инспекции, из которых следует, что сведения о доходах 2-НДФЛ за 2018 год  в отношении ФИО1 ответчик не представлял, страховые взносы за последнего не перечислял.

Более того, в самой форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года в графе исчисление трудового стажа сведений о периодах работы застрахованного лица указано – НЕОПЛ.

Как следует из пункта 2.3.26 Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г№ 3п"  для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 "Дополнительные сведения" формы указаны следующие дополнительные сведения: отпуск без сохранения заработной платы, время простоя по вине работника, неоплачиваемые периоды отстранения от работы (недопущения к работе), неоплачиваемый отпуск до одного года, предоставляемый педагогическим работникам, один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы, предоставляемый женщинам, работающим в сельской местности, неоплачиваемое время участия в забастовке и другие неоплачиваемые периоды - "НЕОПЛ".

Соответственно, поскольку между ФИО1 и организацией в рассматриваемый период отсутствовали трудовые отношения и не осуществлялись выплаты по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы, последний имел право на получение пенсии с учетом индексации.

Доводы истца о том, что факт оплаты не имеет  значения для рассмотрения настоящего дела, противоречит вышеназванным положениям законодательства Российской Федерации

 Более того, как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акта Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" поскольку работающие пенсионеры имеют источник для покрытия инфляционных издержек в виде заработной платы, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном без учета предусмотренных частями 6 и 7 статьи 16 и частью 10 статьи 18 Федерального закона корректировок (индексаций), имевших место в период осуществления им работы и (или) иной деятельности.

Таким образом, работающий пенсионер не вправе получать пенсию с учетом ее индексации, только если он осуществляет трудовую (гражданско-правовую) деятельность и получает за это заработную плату.

В данном случае ФИО1 не имел дохода от организации для покрытия инфляционных издержек в виде заработной платы, в связи с чем деяние последнего не могло привести к образованию убытков у фонда в виде перерасхода денежных средств, потраченных на выплату пенсионного обеспечения третьего лица.

Факт несвоевременного представления сведений о застрахованном лице не повлек за собой возникновения убытков у истца, так как последний в силу своих обязанностей должен был выплачивать пенсию в повышенном размере.

Ссылки учреждения на то обстоятельство, что ФИО1 являясь руководителем организации, в любом случае должен был получать заработную плату, необоснованы.

Фонд не учитывает, что ответчик является некоммерческой организацией, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Согласно  статье 6 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Из положений устава организации (пункт 2.1) следует, что последняя создана для консолидации усилий выпускников по повышению общественной значимости и признания Университета, поддержанию корпоративного духа студентов и выпускников Университета; поддержания имиджа и пропаганды деятельности Университета; содействия образовательной, научной, инновационной и иной деятельности Университета по основным направлениям; обеспечения преемственности поколений выпускников; реализации эффективного механизма лоббирования интересов членов Организации.   

Указанное не предполагает в обязательном порядке наличие трудовых взаимоотношений между руководителем и общественной организацией, а также оплату деятельности последнего. 

Более того, иная точка зрения фонда (обязательный характер трудовых взаимоотношений общественной организации и руководителя, обязательное получение последним денежных средств за свою деятельность) лишь свидетельствует об отсутствии причинно-следственной  связи между предполагаемым неисполнением организацией обязательств и возникновением предполагаемых убытков, так как сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года, своевременно представленные в управление, подписаны ФИО1 – руководителем организации.

Информация о руководителе организации,  а также дате внесения записи в реестр, является общедоступной и содержится в Едином государственном реестре  юридических лиц.

Следовательно, как на момент принятия решения об индексации  пенсии ФИО1, так и на момент выплаты, истец знал о том, что третье лицо является руководителем организации и если полагал, что указанные отношения всегда являются трудовыми и влекут за собой получение денежных средств, не должен был выплачивать пенсию в повышенном размере.

Таким образом, суд считает, что поскольку ФИО1 в спорный период нигде не работал и не получал доход (вопреки доводам ответчика – трудовая деятельность в ООО ЦИИ» прерывается 29.12.2017 и возобновляется 09.02.2018), то у фонда не возникли убытки, которые следует компенсировать, деяние организации не могло привести к  образованию каких-либо  убытков фонда, между этим деянием и предполагаемыми убытками отсутствует причинно-следственная связь.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных требований.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по настоящему спору.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу пункт 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Истец обратился в суд с исковым заявлением 09.06.2021, соответственно, применительно к выплатам до 09.06.2018, срок исковой давности прошел, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования в указанной части.

В связи с изложенными обстоятельствами в удовлетворении иска суд отказывает.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Б.В. Болотов