НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 19.01.2012 № А05-11549/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 января 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-11549/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 20 января 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Каргополье» (ОГРН 1062918007470, ИНН 2911005159, Архангельская область, Каргопольский район, пст Пригородный, ул. Труда, 12)

к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49)

об обязании вернуть излишне уплаченную арендную плату

при участии в судебном заседании представителей

истца – Васильевой Е.М. (по доверенности от 10.06.2009),

ответчика – Куракиной И.Н. (по доверенности от 21.12.2011),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Каргополье» (далее - истец, Общество) обратилось в суд с требованиями (с учетом уточнения) об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – ответчик, Министерство) принять установленные законом меры по возврату излишне уплаченной за 2008-2011 годы арендной платы по договору аренды лесного участков №207 от 22.05.2008 в сумме 2 898 176 руб. 30 коп., из них 1 736 535 руб. 75 коп. из средств бюджета Российской Федерации, 1 161 640 руб. 55 коп. из средств бюджета Архангельской области.

Исковые требования мотивированы тем, что при определении ставки платы за лесные ресурсы неверно применялись разряды такс, что привело к завышению арендной платы, и, как следствие, ее излишней уплате.

Министерство с исковыми требованиями не согласилось, сославшись на то, что при расчете арендной платы на каждый год применялись ставки арендной платы, сложившиеся по ранее заключенному с Обществом договору безвозмездного пользования, который был перезаключен в договор аренды в порядке приведения в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.

Заслушав представителей сторон, ознакомившись с материалами дела, суд установил.

22.05.2008 между Департаментом лесного комплекса Архангельской области, правопреемником которого является Министерство, и Обществом был заключен договор №207 аренды лесного участка (далее – договор аренды).

Согласно указанному договору Обществу в аренду предоставляется лесной участок общей площадью 14 529 га – леса бывшего совхоза «Каргопольский» в Печниковском сельском участковом лесничестве Каргопольского лесничества для заготовки древесины в объеме 9 800 куб.м.

Дополнительным соглашением от 09.06.2009 внесены изменения, касающиеся площади лесного участка и годового объема древесины, разрешенного к заготовке, а именно определено, что площадь предоставляемого лесного участка составляет 15 876 га, а разрешенный годовой объем – 24 200 куб.м.

Договор аренды заключен на срок по 26.12.2018.

Государственная регистрация договора произведена 09.07.2008, дополнительного соглашения от 09.06.2009 – 08.07.2009.

Согласно пункту 3.4.2. договора аренды Общество обязалось вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным 2-м сторонами Протоколом согласования цены арендной платы.

В пункте 2.1. договора определено, что годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициента превышений над минимальным размером путем умножения минимального размера арендной платы на коэффициент превышений 1,7. Арендная плата в части минимального размера подлежит перечислению в федеральный бюджет, арендная плата в части превышения минимального размера – в бюджет субъекта (Архангельской области).

Согласно Протоколам годовой размер арендной платы за лесной участок установлен для Общества на 2008 год в сумме 690 999 руб. (пропорционально периоду действия договора в 2008 году), на 2009 год в сумме 2 161 981 руб., на 2010 год – в сумме 1 545 840 руб., на 2011 год – в сумме 2 903 166 руб.

Протоколы согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2008, 2009, 2010 годы подписаны Обществом.

Протокол на 2011 год Общество не подписало, заявив свои разногласия по размеру начисленной арендной платы.

В Протоколе согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2008 год указано, что минимальный размер арендной платы определен на основе среднесложившейся ставки платы за 1 куб.м. древесины по данному лесному участку на 2007 год в размере 61,10 руб.

С учетом коэффициента индексации ставок в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год расчет арендной платы на 2008 год производился по ставке 63 руб. 81 коп., на 2009 год - 70 руб. 26 коп., на 2011 год - 79 руб. 42 коп.

В Протоколах также указано, что ставки рассчитаны с применением постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Ссылаясь на то, что при расчете арендной платы на 2008-2011 годы Министерством применялись неверные ставки из-за отнесения лесного участка к 1-му и 2-му разряду такс, тогда как предоставленный лесной участок относится к 5-му и 6-му разряду такс, вследствие чего размер арендной платы был завышен, Общество просит обязать Министерство вернуть излишне уплаченную арендную плату.

При разрешении спора суд исходит из следующего.

Статьей 94 Лесного кодекса РФ установлено платное использование лесов в Российской Федерации.

Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи; для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление №310) в таблице 1 установлены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений.

Как видно из таблицы и указано в примечании 3 к ней, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).

Для Архангельско-Вологодского лесотаксового района предусмотрено 7 разрядов такс платы за древесину в зависимости от расстояния ее вывозки к пунктам погрузки.

В пункте 4 примечаний к таблице 1 указано, что выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.

Как следует из таблицы № 1, чем дальше расстояние лесного квартала от пункта погрузки и, соответственно, чем выше разряд такс, тем ниже ставка платы за древесину.

Из материалов дела следует, что на момент переоформления Обществу договора безвозмездного пользования в договор аренды, разряды такс лесного участка были определены на основании имевшихся и действовавших материалов лесоустройства 1989 года (Проект плана ведения лесного хозяйства Каргопольского межхозяйственного лесхоза).

Согласно указанным материалам лесные участки совхоза «Каргопольский» в Печниковском сельском участковом лесничестве относились к 1-му и 2-му разряду такс, поскольку пунктом вывозки древесины был определен г. Каргополь, расстояние до которого не превышало 40 км.

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов относится к работам по лесоустройству и проводится в целях выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Согласно статье 67 названного кодекса лесоустроительные работы, в том числе таксация лесов, проводится в соответствии с Правилами проведения лесоустройства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 №377 (далее - Правила №377).

В соответствии с пунктом 7 Правил №377 при таксации лесов, проводимой в пределах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других показателей, характеризующих лесные ресурсы.

По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.

Согласно пункту 10 Правил №377 материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Пунктом 12 Правил №377 предусмотрено, что проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксация лесов и другие виды работ обеспечиваются:

а) по результатам размещения государственных или муниципальных заказов:

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, за исключением лесных участков в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

б) на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.

Как следует из материалов дела, в ноябре 2009 года на основании договора на выполнение работ по составлению ведомости «Распределения лесов по разрядам такс» от 29.07.2009, заключенного с Каргопольским лесничеством, Архангельская экспедиция Северного филиала ФГУП «Рослесинфорг» провела работы на предмет распределения лесов по разрядам такс, на основании результатов которых Департаментом лесного комплекса Архангельской области было принято распоряжение от 10.12.2009 №431.

Согласно Приложению к распоряжению №431 от 10.12.2009, вступившему в силу с 01.01.2010, участки совхоза «Каргопольский» в Печниковском участковом лесничестве были отнесены к 5-му и 6-му разряду такс, поскольку находятся на расстоянии от 60 до 100 км от Северной железной дороги и пунктов погрузки древесины на железнодорожный транспорт (ст. Вандыш).

Таким образом, при проведении в 2009 году работ по распределению лесов по разрядам такс было установлено изменение места нахождения погрузочных пунктов, что было закреплено в распоряжении Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.12.2009 №431, вступившего в силу с 01.01.2010.

Поскольку на момент переоформления Обществу договора безвозмездного пользования на договор аренды иных материалов, нежели материалы лесоустройства 1989 года, у Министерства не имелось, а согласно им передаваемые лесные участки относились к 1-му и 2-му разряду такс, и никакие иные разряды такс без соответствующей лесоустроительной документации Министерство взять (принять для расчета) не могло, то определение ставки арендной платы исходя из данных разрядов такс до 01.01.2010 суд считает законным и обоснованным.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства работы по таксации лесов до 2010 года могли быть проведены и по заявке самого Общества, поскольку это в его интересах.

Вместе с тем, заявляя о необходимости перерасчета арендной платы с 2008 года, работы по таксации предоставленного лесного участка Общество не проводило, с соответствующей заявкой в ФГУП «Рослесинфорг» обратилось непосредственно перед обращением в суд с настоящим иском. Возражений по поводу неправильного применения разрядов такс Общество до 2011 года Министерству не заявляло, что следует из писем от 09.03.2011, от 29.07.2011.

Поэтому суд считает, что с момента изменения разряда такс, установленного в результате проведения работ по лесоустройству и закрепленного в распоряжении №431 от 10.12.2009, т.е. с 01.01.2010 ставки арендной платы должны определяться исходя из 5-го и 6-го разряда такс, а оснований применять данные ставки к предшествующему периоду - 2008, 2009 годам (до изменения разряда такс в результате проведения лесоустроительных работ) не имеется.

С учетом сказанного суд полагает, что излишне уплаченной является арендная плата только за 2010-2011 годы.

По уточненному истцом расчету (том 3 стр.10) сумма излишне уплаченной арендной платы за 2010 год составляет 479 514 руб. 84 коп., за 2011 год – 1 166 493 руб. 30 коп.

Спора по вышеуказанному расчету между сторонами не имеется, с расчетом истца ответчик согласен.

В связи с изложенным суд удовлетворяет требования Общества об обязании Министерства принять установленные законом меры по возврату излишне уплаченной за 2010 – 2011 годы арендной платы за аренду лесного участка в сумме 1 646 008 руб. 14 коп., из них 958 786 руб. 09 коп. из бюджета Российской Федерации, 687 222 руб. 05 коп. из бюджета Архангельской области.

В удовлетворении требований в остальной части суд истцу отказывает.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной Обществом по иску, подлежат возмещению Обществу за счет Министерства.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принять установленные законом меры по возврату обществу с ограниченной ответственностью «Каргополье» излишне уплаченной арендной платы за аренду лесного участка в сумме 1 646 008 руб. 14 коп., из них 958 786 руб. 09 коп. из бюджета Российской Федерации, 687 222 руб. 05 коп. из бюджета Архангельской области.

В остальной части отказать.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Каргополье» 2 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья

Е.Б. Шапран