НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 17.12.2009 № А05-18694/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 декабря 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-18694/2009

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 24 декабря 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Безопасность.Экономика.Право»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску

о признании недействительными решения от 30.09.2009 №7118 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и требования об уплате налога №46951 от 12.10.2009,

В заседании суда принимали участие:

от заявителя - Черноудова И.В. по доверенности от 03.11.2009; Потеряшин А.А. директор;

от ответчика – не явился, извещён

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Батракова А.Н.

Суд установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Безопасность.Экономика.Право» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения от 30.09.2009 №7118 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и требования об уплате налога №46951 от 12.10.2009, принятых Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее – ответчик, инспекция).

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушают его права и законные интересы.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь в отзыве от 24.11.2009 на невозможность произвести зачёт единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в счёт уплаты минимального налога УСН, являющихся, по мнению инспекции, разными платежами с различными кодами бюджетной классификации.

Заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску, включён в Единый государственный реестр юридических лиц 02.03.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072901002283.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию решения и требования инспекции послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Общество применяет упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы».

В 2007 и 2008 годах общество производило авансовые платежи по ЕН, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В сентябре 2009 года в связи с выявленной ошибкой при исчислении сумм налога, подлежащего к уплате, в налоговый орган были представлены уточненные налоговые декларации. В результате выявлена переплата по авансовым платежам по ЕН и недоимка по уплате минимального налога УСН, а именно переплата по 2007 году в размере 26 713 руб., недоимка в той же сумме; переплата в 2008 году в размере 19 347 руб. 26 коп., недоимка в этой же сумме.

24.09.2009 общество обратилось в инспекцию с заявлениями о зачёте сумм налогов. Решением от 30.09.2009 обществу было отказано в зачёте переплаты по ЕН в счёт уплаты минимального налога на том основании, что данные налоги относятся к налогам со специальным налоговым режимом и имеют различный код бюджетной классификации. Обществу предложено недоимку по минимальному налогу за 2007 и 2008 годы уплатить самостоятельно, а переплату зачесть в счёт будущих платежей либо обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

27.10.2009 в адрес общества поступило требование №46951 от 12.10.2009 об уплате минимального налога за 2007 год в сумме 26 713 руб. и за 2008 год в сумме 19 347 руб. со сроком исполнения 30.10.2009. Кроме того, данным требованием начислены пени в сумме 7 190 руб. 14 коп.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.

Пунктом 5 статьи 78 НК установлено, что зачёт суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Согласно пункту 1 статьи 346.16 Кодекса объектом налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 346.16 Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по единому налогу по упрощенной системе налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, при этом расходы, указанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса (материальные расходы), принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса «Материальные расходы».

Согласно пункту 6 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

В силу пункта 4 статьи 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.21 Кодекса ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Статьей 346.22 Кодекса установлено, что суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерация является предусмотренный ст. 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип единства кассы, который означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Уплата сумм авансовых платежей и минимального налога по различным кодам бюджетной классификации не влияет на порядок зачисления денежных средств на счета органов Федерального казначейства и поступления их в соответствующий бюджет или в бюджет государственного внебюджетного фонда.

Кроме того, минимальный налог является формой единого налога и служит обеспечением минимальных гарантий для работающих граждан по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению. В проверяемый период вся сумма минимального налога направлялась в соответствующие социальные внебюджетные фонды по нормативам, установленным статьей 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Распределение органами Федерального казначейства одного и того же налога по разным уровням бюджетной системы Российской Федерации не может лишить налогоплательщика права на зачет уплаченных им авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога по итогам налогового периода.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2005 № 5767/05.

При таких обстоятельствах, у инспекции отсутствовали законные основания для отказа обществу в проведении зачёта. Следовательно, начисление сумм пеней в оспариваемом заявителем требовании №46951 от 12.10.2009 при наличии у налогоплательщика переплаты единого налога является незаконным.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительными решение от 30.09.2009 №7118 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и требование об уплате налога №46951 от 12.10.2009, вынесенные Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Безопасность.Экономика.Право».

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемый ненормативный правовой акт проверен на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с ответчика в пользу заявителя 5000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова