НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 16.07.2009 № А05-6366/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 июля 2009 года

г. Архангельск

Дело №А05-6366/2009

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 23 июля 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Северный рейд»

к Департаменту финансов Архангельской области

3-е лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску

о признании недействительным распоряжения от 28.04.2009 № 93-р

В заседании суда принимали участие:

от заявителя: Сафонов В.Н. – доверенность от 29.06.2009;

от ответчика: Пономарёв С.В. – доверенность от 29.12.2008;

от 3-го лица: не явился, извещён.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Потолова О.А.

Суд установил следующее:

Открытое акционерное общество «Северный рейд» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным Распоряжения от 28.04.2009 № 93-р, вынесенного Департаментом финансов Архангельской области (далее – ответчик, Департамент) в отношении Открытого акционерного общества «Северный рейд» о прекращении права на реструктуризацию кредиторской задолженности ОАО «Северный рейд» по налогам, пеням и штрафам.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует постановлению Администрации Архангельской области от 17.01.2008 № 4-на/1 «Об урегулировании кредиторской задолженности федерального государственного унитарного предприятия «Северный рейд» перед областным бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам» (далее – постановление от 17.01.2008 № 4-на/1), нарушает его права и законные интересы.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявленного требования общества, поскольку оспариваемое распоряжение принято в том числе на основании поступившей из Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области информации от 10.04.2009 № 41-10Ж/1394ДСП о наличии у общества задолженности по текущим налоговым платежам (транспортному налогу).

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию распоряжения послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

В соответствии с постановлением Администрации Архангельской области от 17.01.2008 № 4-на/1 была реструктурирована задолженность ФГУП «Северный рейд», правопреемником которого является заявитель.

Распоряжением ответчика от 28.04.2009 № 93-р указанное право на реструктуризацию кредиторской задолженности было прекращено в связи с наличием у общества задолженности по уплате текущих платежей по транспортному налогу по состоянию на 01.04.2009.

Заявитель ссылается на отсутствие какой-либо задолженности по уплате текущих платежей по транспортному налогу по состоянию на 01.04.2009, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон в судебном заседании, пришёл к выводу, что заявленное требование подлежит судом удовлетворению по следующим основаниям.

Департаментом 29.01.2008 принято распоряжение № 16-рф «О реструктуризации кредиторской задолженности ФГУП «Северный рейд» по налогам, пеням и штрафам». Согласно пункту 5 указанного распоряжения заявитель утрачивает право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, указанной в пункте 1 настоящего решения, при наличии на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей по налогам (включая авансовые платежи по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц), а также при неуплате платежей в соответствии с графиками, указанными в пункте 2 настоящего решения или при неполной и несвоевременной уплате процентов за пользование бюджетными средствами.

В соответствии с пунктом 6 указанного распоряжения Департамент в 10-дневный срок со дня получения информации о нарушении обществом условий реструктуризации кредиторской задолженности принимает решение о прекращении действия настоящего распоряжения с извещением заявителя и инспекции ФНС по г.Северодвинску. В этом случае инспекция применяет к обществу все меры принудительного взыскания остатка непогашенной задолженности по налогам, пеням и штрафным санкциям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.

Законом Архангельской области № 116-12-ОЗ от 01.10.2002 «О транспортном налоге» (далее – Закон № 116-12-ОЗ) с 01.01.2003 на территории Архангельской области введен транспортный налог. Статьями 1 и 2 Закона определены ставки налога, порядок и сроки его уплаты.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год (период времени с 1 января по 31 декабря каждого года).

Согласно статье 2 Закона № 116-12-ОЗ уплата транспортного налога производится в наличной или безналичной форме в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации: налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщиками, являющимися организациями, - не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября текущего налогового периода в виде авансовых платежей, исчисленных за соответствующий отчетный период, а по окончании налогового периода - не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Соответственно, иные платежи, а именно за предыдущие периоды не соответствуют понятию текущие платежи и относятся к задолженности за предыдущие периоды.

В случае неисполнения обязанности налогоплательщиком по уплате текущих платежей по транспортному налогу, ответчик вправе был на основании пункта 6 распоряжения № 16-р вынести решение о прекращении реструктуризации.

В рассматриваемом случае, ответчик в обоснование вынесения решения о прекращении реструктуризации, ссылается на информацию налоговой инспекции о наличии текущей задолженности по состоянию на 01.04.2009 по уплате транспортного налога.

Исходя из представленных в дело доказательств, судом установлено, что заявитель представил в налоговый орган расчёты по авансовым платежам и налоговую декларацию по транспортному налогу за 2008 год и произвёл оплату авансовых и налоговых платежей в установленные Законом порядке и сроки.

Налоговый расчет от 25.04.2008 года по авансовым платежам по транспортному налогу за 1 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащего к уплате в
бюджет, составила 59 278 руб. и была перечислена платежным поручением № 427 от 08.05.2008 с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 1 квартал 2008г.  по сроку уплаты 05.05.2008; налоговый расчет от 31.07.2008 года по авансовым платежам по транспортному налогу за 2 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, составила 59 378 руб., была уплачена платежным поручением № 863 от 12.08.2008 с назначением платежа – транспортный налог с организаций за 2 квартал 2008г.  по сроку уплаты 05.08.2008; налоговый расчет от 21.10.2008 года по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, составила 59 378 руб. была перечислена платежным поручением № 201 от 05.11.2008 с назначением платежа - транспортный налог с
организаций за 3 квартал 2008г.  по сроку уплаты 05.11.2008; налоговая декларация по транспортному налогу за 2008 год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 59 829 руб. С учетом переплаты по налогам в размере 7 060 руб. согласно акту совместной сверки расчетов № 2611, налоговый орган выставил требование № 97220 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.02.2009, согласно которому подлежало уплатить 52 769 руб. транспортного налога (59829 руб. (по декларации) - 7060 руб. (переплата) = 52769 руб.) и 48 руб. 36 коп.пени. Платежным поручением № 613 от 03.03.2009 предприятие уплатило 59 769 рублей с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 4 квартал 2008г.  треб. 97220 от 09.02.2009. Платежным поручением № 601 от 03.03.2009 предприятие уплатило 48 руб. 36 коп. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за  4 квартал 2008г.  треб. 97220 от 09.02.2009 пени.

С целью исправления допущенной ошибки (невключения в декларации транспортных средств ДВ-1792 с регистрационными номерами 0559АК29, 0560АК29, зарегистрированных 16.08.2006, но информация по которым о регистрации не была своевременно направлена в бухгалтерию предприятия для включения в расчет транспортного налога) предприятие включило в расчет указанные транспортные средства и в соответствии со статьей 81 НК РФ представило 25.02.2009 в налоговый орган уточненные декларации по транспортному налогу за 2006, 2007 год, уточненные расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу за 1-3 квартал 2008 года, уточненную декларацию за 2008 год и произвело 25.02.2009 уплату в бюджет доначисленных сумм авансовых и налоговых платежей, а также пени по транспортному налогу.

По уточненному расчету по авансовым платежам по транспортному налогу
за 1 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащего
 уплате в бюджет, составила 60 176 руб., платежным поручением № 441 от 25.02.2009, предприятие уплатило 898 руб. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 1 квартал 2008г.  по сроку уплаты 05.05.2008 доплата.  (60 176 руб. (по уточненному расчету) - 59 278 руб. (по первоначальному расчету) = 898 руб.) Кроме того, платежным поручением № 442 от 25.02.2009 предприятие уплатило пени в сумме 102 руб. 45 коп. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 1 кв. 2008г. доплата пени.

По уточненному расчету по авансовым платежам по транспортному налогу
за 2 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащего
уплате в бюджет, составила 60 276 руб., платежным поручением № 443 от 25.02.2009 предприятие уплатило 898 руб. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 2 квартал 2008г.  по сроку уплаты 05.08.2008 доплата.  (60 276 руб. (по уточненному расчету) - 59 378 руб. (по первоначальному расчету) = 898 руб.) Платежным поручением № 444 от 25.02.2009 предприятие уплатило пени в сумме 72 руб. 94 коп. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 2 кв. 2008г. доплата пени.

По уточненному расчету по авансовым платежам по транспортному налогу
за 3 квартал 2008 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащего
уплате в бюджет, составила 60 276 руб., платежным поручением № 445 от 25.02.2009 предприятие уплатило 898 руб. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 3 квартал 2008г.  по сроку уплаты 05.08.2008 доплата.  (60 276 руб. (по уточненному расчету) - 59 378 руб. (по первоначальному расчету) = 898 руб.) Платежным поручением № 446 от 25.02.2009 предприятие уплатило пени в сумме 42 руб. 64 коп. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 3 кв. 2008г. доплата пени.

По уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2008
год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 60 725
руб., платежным поручением № 447 от 25.02.2009 предприятие уплатило 896 руб. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 2008г.  по сроку уплаты 05.02.2009 доплата. (60 725 руб. (по уточненной декларации) - 59 829 руб. (по первоначальной декларации) = 898 руб.) Платежным поручением № 448 от 25.02.2009 предприятие уплатило пени в сумме 7 руб. 76 коп. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 2008г. доплата пени.

В соответствии со статьей 81 НК РФ предприятие исполнило обязанность по уплате недостающей суммы транспортного налога за 2008 год и соответствующие ей пени 25.02.2009 до представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации в полном объеме. Таким образом, задолженность по уплате текущих платежей по транспортному налогу за 2008 год по состоянию на 1 апреля 2009 года у заявителя отсутствовала.

Выявленная же налоговым органом по состоянию на 01.04.2009 недоимка по транспортному налогу в размере 1000 руб. являлась недоимкой по налогу за предыдущий период – 2007 год. По уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2007
год, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 59 661
рублей. По первоначальной декларации за этот же период сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 56 229 руб., предприятие уплатило её платежным поручением № 473 от 01.02.2008 с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 4 квартал 2007г. по сроку уплаты 05.02.2008.

Таким образом, по уточненной налоговой декларации по транспортному налогу подлежало к доплате 3 432 руб. Вследствие допущенной ошибки оператора при наборе платежного поручения № 439 от 25.02.2009 предприятие уплатило 2 432 руб. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 2007г.  по сроку уплаты 05.02.2008 доплата. Недостающая сумма - 1000 руб. была уплачена платежным поручением № 131 от 06.04.2009 с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 2007г.  по сроку уплаты 05.02 2008 доплата. Кроме того, платежным поручением № 440 от 25.02.2009 предприятие уплатило пени в сумме 352 руб. 42 коп. с назначением платежа - транспортный налог с организаций за 2007г. доплата пени.

Соответственно, у предприятия по состоянию на 01.04.2009 имелась задолженность по уплате транспортного налога в сумме 1000 руб. за 2007 год на основании уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2007 год, которая не являлась текущей, тем самым задолженность по текущим платежам отсутствовала.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В рассматриваемом случае, ответчик не представил суду достоверных доказательств наличия задолженности по уплате текущих платежей за 2008 год по транспортному налогу в сумме 1000 руб. Напротив материалы дела свидетельствуют о полной и своевременной уплате налога за этот период.

Налоговый орган, привлечённый к участию в деле третьим лицом, также не представил суду доказательств, подтверждающих наличие у общества недоимки в размере 1000руб. за 3 квартал 2008 года, указанной в информации от 10.04.2009. Напротив, в примечании к информации от 10.04.2009 инспекция указала, что платёжным поручением от 06.04.2009 № 131 общество произвело оплату вышеуказанной задолженности. Копия платежного поручения была приложена к указанной информации налогового органа.

Ответчик внимательно не исследовал представленную налоговым органом информацию, без дополнительного изучения данного вопроса, принял оспариваемое заявителем Распоряжение, лишившее общество права на реструктуризацию задолженности, принятую в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций. На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что у Департамента отсутствовали какие-либо правовые основания для принятия оспариваемого заявителем Распоряжения. Заявленные требования подлежат судом удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным Распоряжение от 28.04.2009 № 93-р, вынесенное Департаментом финансов Архангельской области в отношении Открытого акционерного общества «Северный рейд» о прекращении права на реструктуризацию кредиторской задолженности ОАО «Северный рейд» по налогам, пеням и штрафам.

Взыскать с Департамента финансов Архангельской области в пользу Открытого акционерного общества «Северный рейд» 3000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова