НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 11.08.2010 № А05-6903/2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 августа 2010 года

г. Архангельск

Дело № А05-6903/2010

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Хромцова В.Н., ведущего протокол судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области

к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Лесмарт"

о взыскании 66 424 руб. 50 коп.

без участия в судебном заседании представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лесмарт" (далее – ответчик, общество) 66 424 руб. 50 коп. штрафа за предоставление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В обоснование заявления фонд указал, что на основании полученного из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция) акта №12-05/32 ДСП от 05.06.2009 выездной налоговой проверки им было установлено предоставление ответчиком неполных и недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год. По результатам проверки был составлен акт, вынесено решение и направлено требование об уплате штрафа в размере 65 981 руб. 15 коп., неисполнение которого в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением о взыскании 66 424 руб. 50 коп. (сумма штрафа отредактирована фондом с учетом обнаружившейся арифметической ошибки и направления дополнительного требования №5 от 02.07.2010 на сумму 443 руб. 35 коп.).

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания своих представителей в суд не направили, что в силу части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Ответчик, в нарушение положений статьи 131 АПК РФ, отзыв на заявление не представил.

Ознакомившись с материалами дела, суд установил следующие фактически обстоятельства.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052904004383.

В адрес инспекции 31.01.2008 ответчик представил декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, согласно которой в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежали уплате 640 895 руб. страховых взносов (503 805 руб. на страховую часть, 137 090 руб. – на накопительную часть).

Одновременно в адрес фонда общество представило сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, соответствующие данным, указанным в декларации.

В ходе проведения инспекцией выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 14.04.2005 по 31.12.2007, первая установила, что ответчик в нарушение статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункта 2 статьи 10 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) в налоговую базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не включил суммы заработной платы работников в части «неофициальной зарплаты» и суммы заработной платы работников, работающих без заключения трудового договора.

Указанные обстоятельства были зафиксированы в акте выездной налоговой проверки №12-05/32 дсп, которым инспекция дополнительно исчислила обществу страховые взносы за 2007 год в сумме 113 622 руб. (в том числе на страховую часть – 90 603 руб., на накопительную часть – 23 019 руб.).

Выявленные инспекцией обстоятельства послужили основанием для составления фондом акта №4 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 16.02.2010.

Решением заявителя №4 от 19.03.2010 общество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) за предоставление недостоверных индивидуальных сведений за 2007 год в виде штрафа в размере 65 981 руб. 15 коп.

Требованием №4 от 19.04.2010 заявитель предложил ответчику в добровольном порядке в срок до 07.05.2010 уплатить сумму штрафа в размере 65 981 руб. 15 коп.

В связи с обнаружившейся арифметической ошибкой в расчете суммы санкции, требованием №5 от 02.07.2010 заявитель предложил ответчику в добровольном порядке в срок до 22.07.2010 уплатить штраф еще в размере 443 руб. 35 коп.

Неисполнение вышеназванных требований послужило основанием для предъявления настоящего заявления в суд и настаивании на его удовлетворении в полном объеме.

Оценив представлены заявителем доводы и доказательства в обоснование своей позиции, суд считает, что предъявленные требования подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.

Общество, производящее выплаты физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 6 закона № 167-ФЗ и статьи 1 закона № 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу статьи 8 закона №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в котором указывает страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

Ответственность за неисполнение вышеназванной обязанности предусмотрена частью 3 статьи 17 закона №27-ФЗ, согласно которой за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Материалами дела, в том числе выпиской из акта выездной налоговой проверки №12-05/32 дсп от 05.06.2009, выпиской из решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №12-05/43 дсп от 30.06.2009, актом №4 от 16.02.2010, решением №4 от 19.03.2010, ведомостью уплаты страховых взносов от 30.01.2008, описью документов по форме АДВ-6-1, индивидуальными сведениями по формам СЭВ-4-2, СЭВ-4-1 подтверждается, что в представленных в адрес фонда сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год ответчик не учитывал и не отразил суммы «неофициальной» заработной платы своих работников, а также работников, получающих заработную плату без заключения трудового договора.

Своего несогласия с указанными обстоятельствами ответчик ни в рамках проведенной фондом проверки, ни в рамках рассмотрения настоящего дела не заявил.

С учетом изложенного, суд считает доказанным факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 закона №27-ФЗ.

Вместе с тем, проверив правильность расчета и размера взыскиваемого штрафа, суд не находит оснований согласиться с его исчислением исходя из всей суммы платежей, причитающихся к уплате за работников в отношении которых были представлены недостоверные сведения.

Абзацем 3 статьи 17 закона №27-ФЗ определена финансовая санкция в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из анализа данной нормы следует, что сумма санкции должна исчисляться от размера платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения не представлены, а в отношении застрахованных лиц, за которых представлены недостоверные сведения - от размера платежей, исчисленных исходя из разницы сумм страховых взносов, определенных на основе достоверных и недостоверных сведений.

Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности (в зависимости от того, не представлены ли сведения вообще (полностью скрыт объект налогообложения и налоговая база для начисления страховых взносов) или частично), соответствует целям индивидуального (персонифицированного) учета, определенным в статье 3 закона №27-ФЗ, носит предупредительный характер.

В ином случае, когда производится расчет штрафа, исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершенного правонарушения, а от численности работников, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 11.08.2004 №79.

Таким образом, сумму штрафа следует исчислять не от всего размера причитающихся за отчетный год платежей в отношении застрахованных лиц, по которым были представлены недостоверные сведения, а от размера причитающихся платежей, информация необходимая для индивидуального (персонифицированного) учета по которым была скрыта.

Как следует из материалов дела, недостоверная информация индивидуального (персонифицированного) учета касалось платежей за 2007 год лишь в сумме 113 622 руб., следовательно, размер санкции, с учетом тяжести совершенного деяния, должен составлять 11 362 руб. 20 коп.

Поскольку данная сумма обществом в добровольном порядке не уплачена, заявление фонда в этой части подлежат удовлетворению.

В остальной части предъявленных требований суд отказывает.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесмарт», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052904004383, расположенного по адресу:165302, Архангельская область, Котласский район, г. Котлас, ул. Новая ветка, 3 в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 11 362 руб. 20 коп. штрафа.

В удовлетворении остальной части предъявленных требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесмарт», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052904004383, расположенного по адресу:165302, Архангельская область, Котласский район, г. Котлас, ул. Новая ветка, 3 в доход федерального бюджета 454 руб. 49 коп. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.Н. Хромцов