НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 08.11.2011 № А05-10616/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  08 ноября 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-10616/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 08 ноября 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН 1042900051094, место нахождения: 163061,
 г. Архангельск, ул. Логинова, дом 29)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Лескомторг» (ОГРН 1022900527858, место нахождения: 163059, г. Архангельск, ул. Партизанская, дом 58, квартира (офис) 47)

о взыскании 262 865 руб. 31 коп.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – не явился,

от ответчика – не явился,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением № 2.4-08/037490 от 11.10.2011 о взыскании задолженности по налогам и пенями в общей сумме 262 865 руб. 31 коп., а именно:

- 78 803 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 10.04.2008 и 2522руб.42коп. пеней;

- 47 275 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.08.2008 и 3663руб.06коп. пеней;

- 5403руб. транспортного налога по сроку платы 05.08.2008 и 124руб.83коп. пеней;

- 45 260 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.11.2008;

- 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.05.2008;

-23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.08.2008;

- 31 926 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.11.2008.

Определением суда от 17.10.2011 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 08.11.2011.

В ходе рассмотрения дела в предварительном судебном заседании 08.11.2011 суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, перешёл к рассмотрению дела по существу в основном судебном заседании.

Заявитель в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, так как с 2008 года не занимается производственно-хозяйственной деятельностью, в связи с чем не имеет возможности погасить задолженность по налогам и пеням; единственный учредитель и исполняющий обязанности директора Общества
 Алиев И.А.о. является инвалидом второй группы, на основании чего ООО «Лескомторг» в его лице освобождается от налогов.

Кроме того, ответчик указал, что ходатайствует перед судом признать его несостоятельным (банкротом), а также просил провести предварительное судебное заседание без участия представителя ответчика.

Заявленное ответчиком ходатайство о признании Общества с ограниченной ответственностью «Лескомторг» несостоятельным (банкротом) не рассматривается судом по существу, так как данное ходатайство не может быть заявлено в рамках дела о взыскании обязательных платежей и санкций, которое рассматривается судом в порядке, установленном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом суд разъясняет ответчику, что он может обратиться в арбитражный суд с самостоятельным заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкростве)». В этом случае такое заявление может быть рассмотрено судом по правилам, установленным главой 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Эта обязанность обеспечивается пенями (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), которые подлежат уплате налогоплательщиком в случае, если налоговая обязанность исполняется им в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.

Как указывает заявитель, ответчик в установленные законом сроки в полном объёме не уплатил исчисленные суммы налога на имущество организаций за 2007 год, полугодие 2008 года, 9 месяцев 2008 года, а также транспортного налога за 1 квартал 2008 года,
 2 квартал 2008 года, 3 квартал 2008 года, задолженность составила:

- 78 803 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 10.04.2008;

- 47 275 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.08.2008;

- 5403руб. транспортного налога по сроку платы 05.08.2008;

- 45 260 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.11.2008;

- 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.05.2008;

-23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.08.2008;

- 31 926 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.11.2008.

Кроме того, ссылаясь на то, что ответчиком в нарушение налогового законодательства своевременно не уплачен налог на имущество организаций, заявитель в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил ответчику пени: 2522руб.42коп. пеней за период с 16.04.2008 по 10.07.2008; 3663руб.06коп. пеней за период с 11.07.2008 по 07.10.2008.

Ссылаясь на то, что ответчиком в нарушение налогового законодательства своевременно не уплачен транспортный, заявитель в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислил ответчику 124руб.83коп. пеней за период с 06.08.2008 по 07.10.2008.

Требованием № 38402 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.07.2008 заявитель предложил ответчику уплатить 78 844 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 10.04.2008 и 2522руб.42коп. пеней по данному налогу по состоянию на 10.07.2008; в требовании установлен срок для его добровольного исполнения – до 04.08.2008. Требование № 38402 от 14.07.2008 направлено ответчику, но, как указывает заявитель, в полном объёме не исполнено, задолженность по указанному требованию составляет 78 803 руб. налога на имущество организаций и 2522руб.42коп. пеней.

Требованием № 45107 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.10.2008 заявитель предложил ответчику уплатить 47 275 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.08.2008, 3663руб.06коп. пеней по указанному налогу по состоянию на 07.10.2008, 5403руб. транспортного налога по сроку уплату 05.08.2008, 124руб.83коп. пеней по данному налогу по состоянию на 07.10.2008; в требовании установлен срок для его добровольного исполнения – до 27.10.2008. Требование
 № 45107 от 08.10.2008 направлено ответчику, но, как указывает заявитель, им в добровольном порядке не исполнено.

Требование № 52673 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.11.2008 заявитель предложил ответчику уплатить 45 260 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.11.2008, 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.05.2008, 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.08.2008, 31 926 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.11.2008 со сроком исполнения до 01.12.2008. Требование № 52673 от 12.11.2008 направлено ответчику, но, как указывает заявитель, в указанной части в добровольном порядке не исполнено.

В связи с неисполнением Требований № 38402 от 14.07.2008, № 45107 от 08.10.2008, № 52673 от 12.11.2008 Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании 78 803 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 10.04.2008 и 2522руб.42коп. пеней; 47 275 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.08.2008 и 3663руб.06коп. пеней; 5403руб. транспортного налога по сроку платы 05.08.2008 и 124руб.83коп. пеней; 45 260 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.11.2008; 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.05.2008; 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.08.2008; 31 926 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.11.2008.

Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаётся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта.

Законом Архангельской области «О введении в действие на территории Архангельской области налога на имущество организаций в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Архангельской области» от 14.11.2003 № 204-25-ОЗ на территории Архангельской области введён налог на имущество организаций.

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Областным законом «О транспортном налоге» от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ на территории Архангельской области введён в действие транспортный налог.

Ответчик в отзыве указал, что ООО «Лескомторг» с 2008 года не занимается производственно-хозяйственной деятельностью, в связи с чем не имеет возможности погасить задолженность по налогам и пеням. Однако данное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для освобождения от уплаты законно установленных налогов и пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты налога.

Кроме того, ответчик указывает, что единственный учредитель и исполняющий обязанности директора Общества Алиев И.А.о. является инвалидом второй группы, в связи с чем ООО «Лескомторг» в его лице освобождено от уплаты налогов. Данный довод ответчика не принимается судом в виду следующего.

Пунктом 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 56 льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В силу пункта 3 данной статьи льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Лескомторг», являясь юридическим лицом, выступает самостоятельным субъектом налоговых правоотношений в качестве налогоплательщика. Однако ответчик не представил доказательств того, что Общество как субъект таких отношений имеет льготы по уплате взыскиваемых налогов. Положение о том, что юридические лица, единственным учредителем и директором которых является инвалид второй группы, освобождены от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни законы Архангельской области не содержат.

Однако, заявленные требования не подлежат удовлетворению с учётом следующего.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога. В связи с этим статьями 69 – 70 Налогового кодекса Российской Федерации определён порядок оформления и направления такого требования.

На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признаётся письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии со статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 1). Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2). Правила, установленные статьёй 70 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (пункт 3).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьёй 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путём взыскания налога за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьёй 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что Требованием № 38402 от 14.07.2008 был установлен срок для его добровольного исполнения до 04.08.2008, Требованием № 45107 от 08.10.2008 был установлен срок для его добровольного исполнения до 27.10.2008, Требованием № 52673 от 12.11.2008 был установлен срок для его добровольного исполнения до 01.12.2008. Заявление № 2.4-08/037490 от 11.10.2011 подано в суд нарочным 14.10.2011. Таким образом, учитывая сроки уплаты налогов, а также положения статей 70 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации и совокупность сроков, установленных этими статьями, налоговым органом нарушен предельный срок взыскания налогов, а именно: 78 803 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 10.04.2008, 47 275 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.08.2008, 5403руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.08.2008, 45 260 руб. налога на имущество организаций по сроку уплаты 05.11.2008, 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.05.2008, 23 944 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.08.2008, 31 926 транспортного налога по сроку уплаты 05.11.2008.

В соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги обеспечивается пенями. Пенёй признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания недоимки и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.

Ответчик не указал, на недоимку по налогу на имущество и по транспортному налогу по каким срокам уплаты начислены заявленные ко взысканию пени. Из представленных в материалы дела расчётов пеней также не ясно, за какие отчётные (расчётные) периоды образовались данные недоимки. Однако с учётом даты выставления требований и периодов начисления пеней, недоимка по налогу на имущество организаций, на которую начислено 2522руб.42коп. пеней за период с 16.04.2008 по 10.07.2008, образовалась до 10.07.2008; недоимка по налогу на имущество организаций, на которую начислено 3663руб.06коп. пеней за период с 11.07.2008 по 07.10.2008, образовалась до 07.10.2008; недоимка по транспортному налогу, на которую начислено 124руб.83коп. пеней за период с 06.08.2008 по 07.10.2008, образовалась до 07.10.2008.

Доказательств того, что ответчиком уплачены суммы налогов, на которые начислены заявленные ко взысканию пени, либо доказательств того, что в отношении указанных сумм налоговым органом применялись принудительные меры взыскания, заявителем не представлено и судом не установлено.

Совокупный срок для реализации полномочий по взысканию сумм недоимок и пеней установлен статьями 70 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, исходя из вышеперечисленных сроков, совокупный срок для реализации полномочий по взысканию пеней истёк.

При этом, налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налога и пени на основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что в случае отказа в удовлетворении данного ходатайства в бюджет не поступит взыскиваемая сумма, обязательность уплаты которой установлена НК РФ, поскольку законом не предусмотрен иной порядок взыскания указанных платежей.

Изучив представленное заявителем ходатайство и изложенные в нём доводы, суд считает, что основания для его удовлетворения отсутствуют, так как причины пропуска срока, указанные заявителем, не являются уважительными, доказательства наличия таких причин и их уважительного характера не представлены, период пропуска срока для обращения в суд является значительным, так как составляет несколько лет, сведений и доказательств того, что у налогового органа не имелось реальной возможности своевременного обращения в арбитражный суд заявителем не представлено и судом не установлено. При этом суд учитывает, что обращение в суд с таким заявлением является обязанностью заявителя, предусмотренной нормативными актами, регулирующими деятельность налоговых органов.

Довод заявителя о том, что в случае отказа в удовлетворении ходатайства бюджетом будут понесены финансовые потери в размере взыскиваемых сумм, не принимается судом, так как не свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска срока.

Отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учётом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску во взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Лескомторг» задолженности по налогам и пеням в общей сумме 262 865 руб. 31 коп.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова