НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 07.10.2009 № А05-11487/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-11487/2009

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2009 года

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 08 октября 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.,

(при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Коряжемский комбинат промышленных предприятий»

  к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о признании недействительным решения № 1845 от 23.04.2009

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Кузнецов Д.А. по доверенности от 10.11.2008г.;

от ответчика – Бушуева Ю.Е. по доверенности от 14.05.2009г.

установил:

Открытое акционерное общество «Коряжемский комбинат промышленных предприятий» (далее – ОАО «Коряжемский КПП», общество) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – иснпекция. налоговый орган) от 23.04.2009 № 1845 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.

Представитель налогового органа против удовлетворения заявленного требования возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав мнение представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, ознакомившись с письменными доказательствами, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Как следует из представленных в материалы дела документов, по результатам камеральной проверки уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 полугодие 2007 года, налоговым органом 23.04.2009г. вынесено решение № 1845, которым обществу доначислен земельный налог и начислены пени за просрочку его уплаты.

Не согласившись с решением, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Решением руководителя Управления, вынесенным 10.06.2009г. по итогам рассмотрения жалобы, решение инспекции признано законным и обоснованным и оставлено без изменения.

Не согласившись с решением инспекции ОАО «Коряжемский КПП» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленного требования общество указало, что временное свидетельство о землепользовании, на основании которого исчислена площадь земельного участка и доначислен налог, не является основанием для взимания земельного налога, поскольку из него не ясно, какой именно участок был предоставлен заявителю, не известно его местонахождения. Общество обязано уплачивать земельный налог под зданием цеха КПД, принадлежащим ему на праве собственности, в связи с чем исчислило налог и представило в инспекцию авансовый расчет, исходя из площади 11508,8 кв.м. Доначисление налога в большем размере, по мнению заявителя, незаконно.

Налоговый орган, возражая против заявленного требования, пояснил, что общество является плательщиком земельного налога, поскольку обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 29623:010101:60, 29:23:020202:61, 29:23:010101:85, что подтверждается свидетельством №Аро-23-352 от 13.10.1992г. на право пользования землей, кадастровыми выписками о земельном участке Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области. Инспекция ссылается на пункт 4 статьи 8 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 141-ФЗ и принимает свидетельство №Аро-23-352, выданное 13.10.2002г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Коряжмы, в качестве акта, удостоверяющего право общества на землю.

Суд оценил доводы сторон с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

29 октября 2008 года арбитражным управляющим ОАО «Коряжемское КПП» в инспекцию был подан налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 полугодие 2007 года (далее – авансовый расчет), согласно которому исчислен к уплате земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 29:23:010101:60 в размере 216 087 руб.

Указанная сумма налога в бюджет не уплачивалась.

21 января 2009 года обществом подан уточненный авансовый расчет, согласно которому исчислен к уплате земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 29:23:010101:77 в размере 13500 руб.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган сделал запрос (исх. №02-67/00015 от 11.11.2009г.) в Управление Роснедвижимости по Архангельской области в городе Коряжме о наличии зарегистрированных за обществом объектов земельной собственности в 2005-2008 годах.

Согласно полученному ответу (исх. №10 от 21.01.2009г.), у ОАО «Коряжемский КПП» имеются на кадастровом учете участки с кадастровыми номерами: №29:23:010101:60, площадью 181 340 кв.м., стоимостью 56723152 руб.; №29:23:010101:61 площадью 3078 кв.м., стоимостью 962 789 руб.; № 29:23:010101:85, площадью 3358 кв.м., стоимостью 1 050 382 руб. Кадастровая стоимость с 2004-2008 годы не изменялась.

Проанализировав полученную информацию, налоговый орган установил занижение ОАО «Коряжемский КПП» авансовых платежей в бюджет, и вынес решение №1845 от 23.04.2009г., которым доначислил налог (в размере, превышающем указанный заявителем в декларации) и рассчитал пени за просрочку его уплаты.

Суд находит вынесенное решение законным и обоснованным в связи со следующим.

Как установлено судом, постановлением Главы администрации города Коряжмы от 08.10.1992 года № 383 «О регистрации земельных участков предприятий города» в бессрочное пользование за Коряжемским комбинатом промышленных предприятий из фонда перераспределения земель города закреплено 405991 кв.м. земли.

На основании указанного постановления Коряжемскому комбинату промышленных предприятий 13.10.1992 года выдано свидетельство Аро-23-352 на право постоянного (бессрочного) пользования землей, согласно которому Коряжемскому КПП предоставлено в пользование 40,60 га земли.

Согласно пункту 16 Плана приватизации Коряжемского комбината промышленных предприятий, утвержденному председателем комитета по управлению госимуществом Архангельской области 21 декабря 1992 года, у предприятия имелся земельный участок площадью 201 969 кв.м.в черте города Коряжмы.

С 26.06.1996 года Коряжемский комбинат промышленных предприятий зарегистрирован в качестве открытого акционерного общества.

Согласно сведениям, представленным Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области, представленным в материалы дела, ОАО «Коряжемский КПП» с 08.10.1992 года имеет на праве постоянного бессрочного пользования следующие участки с кадастровыми номерами 29:23:010101:60, 29:23:010101:61, 29:23:010101:85, 29:23:010101:76. Участки являются актуальными (права на них зарегистрированы).

Участок с кадастровым номером 29:23:010101:77 сформирован в 2004 году при межевании, объединяет три участка с кадастровыми номерами 29:23:010101:60, 29:23:010101:61, 29:23:010101:76, поставлен на кадастровый учет со статусом временного, право на него не зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе.

Представленные в материалы дела кадастровые паспорта земельных участков 29:23:010101:60, 29:23:010101:61, 29:23:010101:85, 29:23:010101:76 содержат сведения о расположении земельных участков (в том числе – их планы), площади, стоимости, дате внесения номера в государственный кадастр недвижимости (08.10.1992г.). Право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано за ОАО «Коряжемский КПП».

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиками – организациями на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Получение от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, в целях налогообложения предусмотрено пунктами 12, 13 статьи 396 НК РФ.

Таким образом, в целях налогового учета и исчисления налога достоверными признаются сведения о земельных участках, зарегистрированных за налогоплательщиком в территориальных подразделениях Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Тот факт, что общество отрицает получение им в 1992 году земельных участков, не признает в качестве правоустанавливающих документов на землю свидетельство Аро-23-352 от 13.10.1992г., не использует участки по каким-либо причинам, когда-либо отчуждало их, в целях исчисления налога на землю приниматься во внимание не может.

Суд, рассматривая дело об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не вправе разрешать споры о праве на землю, оформлении таких прав или делать выводы об имущественных правах заявителя. Такие споры должны регулироваться в самостоятельном порядке.

В рассматриваемом случае, налоговым органом произведено исчисление земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 29:23:010101:60, 29:23:010101:61, 29:23:010101:85 на основании данных, полученных от Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Суд не принимает довод заявителя об отсутствии у него право на спорные земельные участки ввиду отсутствия информации о них в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (выписка от 21.09.2009г. № 09/007/2009-462).

Как следует из информации, предоставленной Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (исх. от 15.09.2009г. №№ 01/064/2009-054, 01/064/2009-053, 01/064/2009-052, 01/064/2009-051. 01/064/2009-050) на определение суда об истребовании доказательства, ГУЮ «Архангельский областной Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», правопреемником которого является Управление ФРС, приступило к проведению государственной регистрации прав с момента своего образования и передачи соответствующих полномочий – с 1998 года, информацией о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершенных до 1998 года Управление не располагает.

Суд согласен со ссылкой налогового органа на пункт 4 статьи 8 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» которой установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются:

- на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Инспекция в качестве таких документов принимает постановление главы администрации города Коряжмы № 383 от 08.10.1992г. и свидетельство о праве пользования землей Аро-230352 от 13.10.1992г.

Суд, оценивая представленные в материалы дела документы (постановление главы администрации города Коряжмы № 383 от 08.10.1992г., свидетельство о праве пользования землей Аро-230352 от 13.10.1992г., кадастровые паспорта земельных участков 29:23:010101:60, 29:23:010101:61, 29:23:010101:85) в совокупности, находит действия инспекции законными и обоснованными.

Доказательств, опровергающих наличие у ОАО «Коряжемский КПП» указанных участков, заявителем в материалы дела не представлено. Доводы заявления сводятся к установлению права на земельные участки.

Ссылку заявителя на наличие участка с кадастровым номером 29:23:010101:77, что свидетельствует об имеющихся расхождениях в кадастровых выписках на земельные участки 29:23:010101:60, 29:23:010101:61, 29:23:010101:76, 29:23:010101:85 суд не принимает в связи со следующим.

Как видно из ответа Юго-Восточного территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области (исх. № 236 от 18.09.2009г.), кадастровых паспортов на земельные участки, планов (чертежей) участков, полученных на определение суда об истребовании доказательств по делу, участок с кадастровым номером 29:23:010101:77 сформирован в 2004 году при межевании, и после регистрации прав на него в его состав войдут участки с кадастровыми номерами 29:23:010101:60, 29:23:010101:61, 29:23:010101:76.

Налоговым органом такая выписка при исчислении земельного налога, подлежащего уплате, во внимание не принималась.

Иных доводов в обоснование своей позиции общество не приводит (отметка в протоколе судебного заседания от 07.10.2009г.). Спора по арифметическому расчету суммы налога и пеней между сторонами нет.

При таких обстоятельствах, суд отказывает ОАО «Коряжемский КПП» в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны. Поскольку судом заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию со сторон в доход федерального бюджета.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Коряжемский комбинат промышленных предприятий» о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 23.04.2009 № 1845 от отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Коряжемский комбинат промышленных предприятий» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова