НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 05.12.2007 № А05-7700/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-7700/2007

06 декабря 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 06 декабря  2007 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе: судьи  Антоновой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело, 

рассмотрев 05 декабря 2007 в судебном заседании дело по иску муниципального учреждения здравоохранения «Первая городская клиническая больница»

к ответчикам:                                                                       

1- Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области

2- Государственному учреждению «Отряд государственной противопожарной службы №3 государственной противопожарной службы МЧС России по охране г. Архангельска»

3- Российской Федерации  в лице Министерства финансов  РФ

4- Российской Федерации в лице Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

5- Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области

при участии третьих лиц:

1 – государственного учреждения «Архангельская областная служба спасения»

2 – областного государственного учреждения «Управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области»

о взыскании 71 806 руб.

при участии в заседании представителей:

от истца – Юринского Е.А. (доверенность от 12.12.2006),

от Главного управления МЧС РФ по Архангельской области – Земской Т.Д. (доверенность от 29.05.2007),

от Российской Федерации  в лице Министерства финансов  РФ – Фарбер С.Г. (доверенность от 19.10.2007),

от Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области – Турыгина Д.В. (доверенность от 2.05.2007),

установил: заявлено требование о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - ГУ МЧС) 77 966 руб.  долга за оказанные сотрудникам МЧС медицинские услуги в рамках договора на оказание медицинской помощи сотрудникам МЧС от 31.07.2005 за период с августа 2005 по сентябрь 2006 года.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявлением от 26.09.2007 года уменьшил сумму иска до 71 806 руб. в связи с исключением стоимости услуг, оказанных сотруднику ГУ «Архангельская областная служба спасения» Рассамахе А.В.

          Определениями от 11.09.2007 и от 14.11.2007 в качестве соответчиков судом привлечены Государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы №3 государственной противопожарной службы МЧС России по охране г. Архангельска» (далее – ОГПС № 3), Российская Федерация  в лице Министерства финансов  РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области.

          ГУ МЧС иск не признает по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что договор от 31.07.2005 на оказание медицинской помощи сотрудникам МЧС заключен только в интересах сотрудников Главного управления; денежные средства на медицинское обслуживание сотрудников ОГПС из федерального бюджета не выделяются.

Представитель Российской Федерации в лице Минфина РФ иск не признает, считает, что после внесения изменений в Закон о пожарной безопасности обязанность по финансовому обеспечению деятельности подразделений ГПС, созданных органами государственной власти субъектов РФ возложена на субъекты РФ.

Представитель Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области полагает, что Архангельская область не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку расходы, связанные с медицинским обслуживанием сотрудников ОГПС не включены в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, утвержденную постановлением Главы администрации области от 24.10.2005 № 191; кроме того, Архангельская область не является стороной по договору от 31.07.2005.

         ОГПС № 3, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ «Архангельская областная служба спасения», ОГУ «Управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области» своих представителей для участия в деле не направили, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения судебного спора. Дело рассмотрено при настоящей явке в порядке ст. 156 п. 3 и п. 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся материалы дела, суд в соответствии со ст. 49 п. 5 АПК РФ принял уменьшение иска истцом, поскольку указанное процессуальное действие не противоречит закону и не нарушает права иных лиц.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности).

Согласно статье 5 Закона о пожарной безопасности (статья в первоначальной редакции) государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Государственная противопожарная служба включает в себя: федеральный орган управления; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные подразделения и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.

Территориальные органы Управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации являются самостоятельными оперативными структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.

Статья 10 названного Закона (в первоначальной редакции) установила, что финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров) осуществляется за счет средств федерального бюджета. Территориальные подразделения, созданные Государственной противопожарной службой на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.

12 февраля 2001 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 103 «О территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России». В нем предусмотрено, что договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы МВД России и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1).

Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано разработать и утвердить в 3-месячный срок типовую форму договора о создании территориальных подразделений, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить заключение договоров о создании территориальных подразделений, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 Постановления).

Приказом МВД России от 10.05.2001 N 489 (зарегистрирован в Минюсте России 18.07.2001 N 2803) утверждена типовая форма договора о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение указанных нормативных актов УГПС УВД  Архангельской области от имени ГУ «Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (федеральный орган управления Государственной противопожарной службой) и  администрация Архангельской области заключили договор от 13.07.2001 N 39/07-1 «О создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в Архангельской области» на трехлетний срок с условием пролонгации, если ни одна из сторон не заявит о желании изменить его условия.

По условиям договора орган управления Государственной противопожарной службой обязался создать, а администрация Архангельской области - финансировать за счет средств областного бюджета органы управления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Архангельской области.

Договор от 14.01.2002 N 108 соответствует типовой форме, утвержденной Приказом МВД России от 10.05.2001 N 489. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). В состав МЧС России включены входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом (пункт 1).

Таким образом, в силу указанных правовых актов территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, финансируемые из бюджета Архангельской области, перешли в ведение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Дополнительным соглашением от 4 апреля 2005 года к договору № 39/7-01 ГУ МЧС взяло на себя обязательства, принятые в рамках договора УГПС УВД Архангельской области, кроме того, стороны продлили действие договора до 1 января 2009 года.

Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 утверждено Положение о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

Согласно данному Положению Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3). Главное управление осуществляет в установленном порядке руководство подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами организует в установленном порядке финансовое обеспечение подчиненных подразделений, подготовку смет доходов и расходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам (пункт 12).

Следовательно, после создания Главного управления МЧС России по Архангельской области территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Архангельской области перешли в его ведение в силу закона в связи с перераспределением государственных полномочий по управлению указанными подразделениями.

С 01.01.2005 вступила в силу новая редакция статьи 5 Закона о пожарной безопасности (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), согласно которой в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 10 Закона в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с 01.01.2005 федеральное законодательство предоставило субъектам Российской Федерации право создавать собственные противопожарные службы, в связи с чем разграничило источники финансирования федеральных и субъектных противопожарных служб.

Закон о пожарной безопасности (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не урегулировал вопросы финансирования территориальных подразделений, созданных Государственной противопожарной службой МЧС России на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности в переходный период федеральным законодателем принят Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, часть 1 статьи 154 которого установила, что увольнение лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется поэтапно в течение 2005 - 2008 годов по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В течение 2005 - 2008 годов финансирование деятельности территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, производится из соответствующих бюджетов.

Перевод сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России из территориальных подразделений, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральную противопожарную службу осуществляется исключительно в порядке перевода.

Следовательно, в силу прямого указания закона до расформирования территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование их деятельности осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенных выше норм, а также оценка имеющихся в деле доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что обязанность по финансированию противопожарных частей и подразделений, дислоцированных на территории Архангельской области, в частности ОГПС № 3, в том числе в части расходов, связанных с медицинским обслуживанием сотрудников, лежит на Архангельской области.

Как следует из материалов дела, в период с августа 2005 года по сентябрь 2006 года истец оказал медицинскую помощь работникам ОГПС № 3 Опарину О.А., Абрамову А.Н., Деркачу И.М., Дагаеву С.В., Кардашу А.Л., Грибань В.Н., Степановой Г.С., Беляеву Д.Н., Кислякову С.А., Сухопарову В.Н. на общую сумму 71 806 руб.

Указанные расходы медицинскому учреждению не возмещены до настоящего времени, а потому подлежат взысканию за счет Архангельской области по вышеизложенным обстоятельствам.

Довод ответчиков о том, что ГУ МЧС должно оплатить образовавшуюся задолженность в рамках договора на оказание медицинской помощи сотрудникам МЧС от 31.07.2005, является ошибочным, поскольку из предмета договора следует, что он заключен исключительно в интересах военнослужащих, являющихся сотрудниками Главного управления МЧС России по Архангельской области.

В иске, заявленном к остальным ответчикам, суд отказывает ввиду недоказанности притязаний по праву.

Кроме того, в соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Архангельской области в пользу истца суд взыскивает расходы по госпошлине, а также возвращает истцу из федерального бюджета часть госпошлины в связи с уменьшением исковых требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Первая городская клиническая больница» 71 806 рублей расходов на оказание медицинской помощи, 2 654 руб. 18 коп. расходов по госпошлине.

Возвратить муниципальному учреждению здравоохранения «Первая городская клиническая больница» их федерального бюджета 184 руб. 80 коп. государственной пошлины.

          В иске, заявленном к  Главному управлению МЧС РФ по Архангельской области,  Государственному учреждению «Отряд государственной противопожарной службы №3 государственной противопожарной службы МЧС России по охране г. Архангельска»,  Российской Федерации  в лице Министерства финансов  РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Антонова