АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 марта 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-15342/2011
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 13 марта 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Лядины» (ОГРН 1022901295724, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Ленинградская, 63 корп.3)
к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49)
об обязании вернуть излишне уплаченную арендную плату
при участии в судебном заседании представителей
истца – Никитюк Е.В. (по доверенности от 25.04.2011), Пероева В.М. (по доверенности от 20.01.2012), Левчиков Д.С. (по доверенности от 07.09.2011)
ответчика – Титов Ф.В. (по доверенности от 21.12.2011),
установил:
Закрытое акционерное общество «Лядины» (далее - истец, Общество) обратилось в суд с требованиями (с учетом уточнения) об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – ответчик, Министерство) совершить действия по возврату излишне уплаченной за 2011 год арендной платы по договору аренды лесного участков №243 от 26.02.2008 в сумме 1 531 258 руб., из них 900 740 руб. из бюджета Российской Федерации, 630 518 руб. из бюджета Архангельской области.
Исковые требования мотивированы тем, что при определении ставки платы за лесные ресурсы в 2011 году неверно применены разряды такс, что привело к завышению арендной платы, и, как следствие, ее излишней уплате.
Министерство с исковыми требованиями не согласилось, сославшись на то, что Протокол согласования арендной платы на 2011 год подписан Обществом без разногласий, при расчете арендной платы на 2011 год применена ставки арендной платы, сложившаяся на момент перезаключения договора аренды в соответствии с действовавшими материалами лесоустройства 1989 года.
Заслушав представителей сторон, ознакомившись с материалами дела, суд установил.
26.02.2008 между Департаментом лесного комплекса Архангельской области, правопреемником которого является Министерство, и Обществом был заключен договор №243 аренды лесного участка (далее – договор аренды).
Согласно указанному договору (в редакции соглашения №1 от 18.11.2009) Обществу в аренду предоставляется лесной участок общей площадью 10 757 га – леса бывшего совхоза «Печниковский» в Печниковском сельском участковом лесничестве Каргопольского лесничества для заготовки древесины в объеме 22 800 куб.м.
Договор аренды заключен на срок по 19.08.2028 в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года ранее заключенного договора безвозмездного пользования.
Государственная регистрация договора аренды произведена 22.04.2008.
Согласно пункту 3.4.2. договора аренды Общество обязалось вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным 2-м сторонами Протоколом согласования цены арендной платы.
В пункте 2.1. договора определено, что годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициента превышений над минимальным размером путем умножения минимального размера арендной платы на коэффициент превышений 1,7. Арендная плата в части минимального размера подлежит перечислению в федеральный бюджет, арендная плата в части превышения минимального размера – в бюджет субъекта (Архангельской области).
Согласно Протоколам годовой размер арендной платы за лесной участок установлен для Общества на 2008 год в сумме 1 666 207 руб. (пропорционально периоду действия договора в 2008 году), на 2010 год – в сумме 1 068 476 руб., на 2011 год – в сумме 2 864 823 руб.
Протоколы согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2008, 2010, 2011 годы подписаны Обществом.
В Протоколе согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2008 год указано, что минимальный размер арендной платы определен на основе среднесложившейся ставки платы за 1 куб.м. древесины по данному лесному участку на 2007 год в размере 59, 60 руб.
С учетом коэффициента индексации ставок в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год расчет арендной платы на 2008 год производен по ставке 68 руб. 54 коп., а на 2011 год - 77 руб. 48 коп.
Арендная плата на 2010 год была рассчитана по ставке 32, 14 руб., как указано в Протоколе на 2010 год, «исходя из набора делянок в 2010 году».
В Протоколах также указано, что ставки рассчитаны с применением постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Ссылаясь на то, что при расчете арендной платы на 2011 годы Министерством применялись неверные ставки из-за отнесения лесного участка к 1-му и 2-му разряду такс, тогда как предоставленный лесной участок относится к 5-му и 6-му разряду такс, вследствие чего размер арендной платы был завышен, Общество просит обязать Министерство вернуть излишне уплаченную арендную плату.
При разрешении спора суд исходит из следующего.
Статьей 94 Лесного кодекса РФ установлено платное использование лесов в Российской Федерации.
Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи; для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление №310) в таблице 1 установлены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений.
Как видно из таблицы и указано в примечании 3 к ней, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Для Архангельско-Вологодского лесотаксового района предусмотрено 7 разрядов такс платы за древесину в зависимости от расстояния ее вывозки к пунктам погрузки.
В пункте 4 примечаний к таблице 1 указано, что выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
Как следует из таблицы № 1, чем дальше расстояние лесного квартала от пункта погрузки и, соответственно, чем выше разряд такс, тем ниже ставка платы за древесину.
Из материалов дела следует, что на момент переоформления договора безвозмездного пользования в договор аренды, разряды такс лесного участка были определены на основании имевшихся и действовавших материалов лесоустройства 1989 года (Проект плана ведения лесного хозяйства Каргопольского межхозяйственного лесхоза).
Согласно указанным материалам лесные участки совхоза «Печниковский» в Печниковском сельском участковом лесничестве относились к 1-му и 2-му разряду такс, поскольку пунктом вывозки древесины был определен д. Печниково, где находилась контора совхоза.
В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов относится к работам по лесоустройству и проводится в целях выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно статье 67 названного кодекса лесоустроительные работы, в том числе таксация лесов, проводится в соответствии с Правилами проведения лесоустройства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 №377 (далее - Правила №377).
В соответствии с пунктом 7 Правил №377 при таксации лесов, проводимой в пределах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других показателей, характеризующих лесные ресурсы.
По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.
Согласно пункту 10 Правил №377 материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Пунктом 12 Правил №377 предусмотрено, что проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксация лесов и другие виды работ обеспечиваются:
а) по результатам размещения государственных или муниципальных заказов:
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, за исключением лесных участков в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2009 года на основании договора на выполнение работ по составлению ведомости «Распределения лесов по разрядам такс» от 29.07.2009, заключенного с Каргопольским лесничеством, Архангельская экспедиция Северного филиала ФГУП «Рослесинфорг» провела работы по распределению лесов по разрядам такс, на основании которых Департаментом лесного комплекса Архангельской области было принято распоряжение от 10.12.2009 №431.
Согласно Приложению к распоряжению №431 от 10.12.2009, вступившему в силу с 01.01.2010, участки совхоза «Печниковский» в Печниковском участковом лесничестве были отнесены к 5-му и 6-му разряду такс, поскольку находятся на расстоянии от 60 до 100 км от Северной железной дороги и пунктов погрузки древесины на железнодорожный транспорт (ст. Вандыш).
Таким образом, при проведении в 2009 году работ распределению лесов по разрядам такс с учетом фактически изменившихся экономических отношений были определены иные места нахождения погрузочных пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, что было закреплено в распоряжении Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.12.2009 №431.
Следовательно, с момента изменения разряда такс, установленного в результате проведения работ по лесоустройству и закрепленного в распоряжении №431 от 10.12.2009, т.е. с 01.01.2010 ставки арендной платы должны были определяться исходя из 5-го и 6-го разряда такс.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что на 2010 год арендная плата была установлена Обществу согласно Протоколу «исходя из набора лесосек». Стоимость «набора лесосек» определена на основании денежно-материальной оценки лесосек, в которых, в числе прочих характеристик, указано, что лесные участки относятся к 5- му и 6-му разряду такс.
Таким образом, в 2010 году размер арендной платы фактически был установлен Обществу исходя из отнесения лесного участка к 5-му и 6-му разряду такс, в связи с чем составил 1 068 476 руб.
В 2011 году Министерство «вернулось» к определению размера арендной платы «исходя из ставки, сложившейся на момент заключения договора», вместе с тем данная ставка «сложилась» исходя из отнесения лесного участка к 1-му и 2-му разряду такс в соответствии с материалами лесоустройства 1989 года, взамен которых в 2009 году был принят новый лесохозяйственный регламент Каргопольского лесничества, содержащий иное распределение лесов по лесотаксовым разрядам, а именно то, что лесные участки, арендованные Обществом, относятся к 5- му и 6-му разряду такс.
Поскольку в соответствии с действующими материалами лесоустройства лесные участки Общества относятся к 5-му и 6-му разряду такс, законных оснований устанавливать Обществу ставку исходя из 1-го и 2-го разряда не имеется.
С учетом сказанного требования Общества являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы Министерства о том, что Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, судом отклоняются, поскольку такой порядок в отношении заявленных требований законом либо договором аренды не установлен.
По расчету излишне уплаченной арендной платы ответчик иск не оспорил, сославшись на то, что Общество произвело расчет арендной платы, подлежащей уплате в 2011 году исходя из фактически заготовленного объема, который составил 22 506 куб.м., тогда как по договору Обществу разрешен к заготовке объем 22 800 куб.м.
Вместе с тем Министерство правильность расчета, произведенного Обществом, не опровергло, контрррасчет не представило, выразив лишь несогласие с исковыми требованиями по праву.
При этом суд не находит оснований для перерасчета испрашиваемой Обществом излишне уплаченной суммы, исходя из того, что из объема 22 800 куб.м., разрешенного по договору к заготовке, Общество вправе заготавливать в порядке сплошных рубок 20 700 куб.м. и 2 100 куб.м. – в порядке выборочных рубок.
Ставка за древесину, заготавливаемую в порядке выборочных рубок, составляет 50% от ставки древесины, заготавливаемой в порядке сплошных рубок.
Из расчета Общества следует, что оно произвело заготовку древесины в порядке сплошных рубок в объеме 21 135 куб.м. и в порядке выборочных рубок – в объеме 1 371 куб. м.
Из этого следует, что Общество превысило разрешенный объем заготовки в порядке сплошных рубок, ставка по которым в два раза выше, чем по выборочным рубкам, а в порядке выборочных рубок заготовило меньше древесины, чем разрешено. При этом Общество произвело расчет по более высоким ставкам в отношении большего объема, чем разрешено по договору, и по меньшим ставкам в отношении меньшего объема, чем разрешено по договору.
Таким образом, поскольку расчет произведен Обществом исходя из фактической заготовки с применением к сплошным рубкам ставки, в два раза выше, чем к выборочным рубкам, и заготовка древесины в порядке сплошных рубок произведена в большем объеме, то указанное обстоятельство не привело к существенной разнице в годовом размере арендной платы по сравнению с тем, если бы ее расчет был произведен в строгой пропорции с объемами заготовки в порядке сплошных и выборочных рубок согласно договору.
Министерство, ссылаясь на то, что Общество произвело расчет исходя из того, что заготовило на 294 куб.м. меньше, чем разрешено по договору, контррасчет и доказательств неправомерного занижения рассчитанного истцом размера арендной платы не привело.
В связи с изложенным суд удовлетворяет требования Общества об обязании Министерства совершить действия по возврату излишне уплаченной за 2011 год арендной платы за аренду лесного участка в сумме 1 531 258 руб., из них 900 740 руб. из бюджета Российской Федерации, 630 518 руб. из бюджета Архангельской области.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной Обществом по иску, подлежат возмещению Обществу за счет Министерства.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области совершить действия по возврату закрытому акционерному обществу «Лядины» излишне уплаченной арендной платы за аренду лесного участка в сумме 1 531 258 руб., из них 900 740 руб. из бюджета Российской Федерации, 630 518 руб. из бюджета Архангельской области.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу закрытого акционерного общества «Лядины» 2 000 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.
Судья
Е.Б. Шапран