НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Архангельской области от 05.03.2012 № А05-13298/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 марта 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-13298/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 11 марта 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по

государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области (ОГРН 1022901026939; место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Карла Маркса, дом 3)

к ответчику – открытому акционерному обществу "Котласский электромеханический завод" (ОГРН 1102904000220; место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Кузнецова, дом 20)

о взыскании 745 168 рублей 39 копеек,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Стенина А.И. по доверенности от 18.01.2012, Якуничева Н.В. по доверенности от 29.02.2012

от ответчика – не явился

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Котласский электромеханический завод" 745 168 рублей 39 копеек штрафа на основании Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за полугодие 2010 года, 2010 год.

Дело рассматривалось в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие и ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд установил следующее фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области (далее – Управление, заявитель) проведена выездная проверка в отношении открытого акционерного общества "Котласский электромеханический завод" (далее – Общество, ответчик) по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждения), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

В ходе проведения проверки установлена неполная уплата страховых взносов на обязательное страхование, в связи с невключением в базу для начисления страховых взносов, выплат по договорам подряда с физическими лицами, выплат в виде ежемесячных премий, выплат в виде единовременного пособия своим работникам при выходе на пенсию. Данные обстоятельства повлекли представление Обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за полугодие 2010 года и 2010 год.

По результатам проверки составлен акт от 13.07.2011 №039/010/25/9-2011 и вынесено решение от 15.08.2011 №039/010/5вп-2011 о привлечении Общества к ответственности за неполную уплату страховых взносов и за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

В связи с неисполнением требования от 08.09.2011 №039010-8п об уплате штрафа в размере 745168 руб. 39 коп., за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) в срок до 30.09.2011, Управление обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

По эпизоду доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат в виде единовременных пособий своим работникам при выходе на пенсию.

Управлением в ходе проверки установлено, что общество в 2010 году выплачивало своим работникам при выходе на пенсию единовременное пособие. По мнению заявителя, данные выплаты на основании статьи 8 Федерального закона от 27.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд медицинского страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного социального страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Ответчик в представленном отзыве на заявление не согласен с доводами Управления и считает, что единовременное пособие при выходе на пенсию, не относятся к обязательствам работодателя, то есть не являются вознаграждением за труд. Эти выплаты носят непроизводственный характер, не соответствуют признакам, предусмотренным пунктом 1 статьи 255 НК РФ. Следовательно, данные суммы не облагаются страховыми взносами. Расходы в виде единовременного пособия, выплачиваемого в связи с выходом на государственную пенсию, не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ, названные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, в связи с этим не облагаются страховыми взносами согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ.

Доводы ответчика суд считает необоснованными, по следующим основаниям.

Общество в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5, подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Согласно подпункту «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Статья 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) регламентирует порядок выплаты увольняемому работнику такого вида выплаты, как выходное пособие. Согласно последнему абзацу данной статьи трудовым договором могут предусматриваться другие случаи (помимо указанных в статье) выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

На основании статей 5 и 8 Трудового кодекса работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, но такие акты не являются законодательством РФ.

Таким образом, не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены Трудовым кодексом и иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Трудовой кодекс не содержит положений, согласно которым в связи с выходом на пенсию работникам должна быть выплачена компенсация.

Следовательно, денежная компенсация, установленная в коллективном договоре и выплачиваемая работнику в связи с выходом на пенсию, является объектом обложения страховыми взносами.

Доводы ответчика о том, что единовременные пособия, выплачиваемые в связи с выходом на государственную пенсию, не облагаются страховыми взносами согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ, суд считает несостоятельной, поскольку статья 236 НК РФ определяла объекты налогообложения единым социальным налогом.

В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01 января 2010 года глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации признана утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и с этого момента ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное медицинское страхование, уплачиваемыми в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемыми в Фонд социального страхования Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, Управление Пенсионного фонда правомерно начислило страховые взносы на указанные выплаты и правомерно установило, что Обществом представлены недостоверные сведения в отношении застрахованных лиц, которым были произведены названные выплаты.

По эпизоду доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат, в виде ежемесячных разовых премий выплаченных работникам и выплат по договорам подряда.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей в спорный период), действующим с 01.01.2010, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 названного Закона).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Закона.

Подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

На основании вышеприведенных норм объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 10.05.2011 №17950/10 на основании статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

По своей сути спорные выплаты носят компенсационный (оплата проезда к месту работы и обратно) и стимулирующий (материальная помощь и премии) характер в смысле статьи 129 Трудового кодекса. Исходя из смысла статьи 129 Трудового кодекса спорные выплаты по своей сути являются элементами оплаты труда.

В рассматриваемом случае, в ходе проведения проверки Управлением установлено, что Общество на основании коллективного трудового договора на 2008-2010 год, в период 2010 года выплачивало своим работникам ежемесячные разовые премии, общая сумма которых составила 592 631 руб. 05 коп.

С учетом фактических обстоятельств дела, положений части 1 статьи 8 Закона №212- ФЗ и постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 №17950/10, суд пришел к выводу о том, что ежемесячные разовые премии, выплаченные Обществом своим работникам, подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При таких обстоятельствах, Управление Пенсионного фонда правомерно начислило страховые взносы на указанные выплаты и правомерно определило представление недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц, которым были произведены названные выплаты.

Суд также считает, что Управление Пенсионного фонда законно и обоснованно включило в базу для исчисления страховых взносов суммы выплат по договорам подряда заключенных Обществом с работниками предприятия (физическими лицами, не являющихся предпринимателями).

Общая сумма страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2010 год по вышеуказанным эпизодам составила 622 292 руб. 05 коп. Перечень застрахованных лиц, на которых представлены недостоверные сведения, приведен в приложении №3 к акту проверки.

Общество, производящее выплаты физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 6 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) и статьи 1 Закона № 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Законом.

Частью 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ (в редакции от 27.07.2010) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено, что в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» отчётными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в этом пункте. Вместе с этими сведениями страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В ходе проведения проверки Управлением установлена неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год по вышеуказанным эпизодам. В связи с этим суд считает доказанным событие нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Исследовав материалы дела, суд находит привлечение ответчика к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ правомерным. Сумма штрафа исчислена заявителем в размере 10% от суммы страховых взносов только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения (приложение к акту проверки). Сумма штрафа составила 745 168 руб. 39 коп.

Несмотря на установленный факт правонарушения, суд считает, что размер штрафа нарушает принцип соразмерности ответственности с последствиями правонарушения.

Вопросы привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Частью четвертой пункта 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.

Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

В данном случае из решения Управления не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность учреждения за совершение правонарушения.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.

При определении размера штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, судом принято во внимание то, что размер штрафа (745168,39 руб.) превышает сумму доначисленных страховых взносов (622538,66 руб.).

Таким образом, суд принимает во внимание, что размер начисленного штрафа нарушает принцип соразмерности ответственности с последствиями правонарушения. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера ущерба, степени вины правонарушителя и иных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию применения взыскания.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным в соответствии со статьей 44 Закона № 212-ФЗ уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию, до 62253 руб. 86 коп. Указанная сумма штрафа подлежит взысканию с ответчика. В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворённым требованиям.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с открытого акционерного общества «Котласский электромеханический завод», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102904000220, находящегося по адресу: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Кузнецова, дом 20, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 62 253 руб. 86 коп. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Котласский электромеханический завод» в доход федерального бюджета 1495 руб.71коп. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев