НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 13.11.2007 № А04-3149/07

Именем  Российской  Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-3149/07-6/161

Дата объявления Решения

13

11

2007г.

Дата принятия (изготовления в полном объеме) Решения

13

11

2007г.

Арбитражный суд Амурской области

В составе судьи

Ермаковой А.К.

Протокол вела секретарь судебного заседания

ФИО1

рассмотрев в судебном заседании заявление

ОАО «Амурфармация»

Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства  по Амурской области

о взыскании 81 628  руб. 81 коп.

3-и лица: Управление социальной защиты населения администрации Зейского района; Министерство финансов Амурской области; Администрация Зейского района

При участии в заседании:

От истца: ФИО2 по дов. от 16.01.2006 г. сроком на три года

От ответчика: ФИО3 по дов № 10-53/13 от 15.01.2007 г. сроком до 31.12.2007 г.

от третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Зейского района: не явился, извещен;

от третьего лица администрации Зейского района: не явился, извещен

от третьего лица министерства финансов Амурской области: не явился, извещен

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «Амурфармация» с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании убытков в размере 81 628  руб. 81 коп., связанных с предоставлением льгот гражданам, пользующимся льготами по оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам в соответствии с ФЗ «О ветеранах» за период с 01.10.2004 по 31.12.2004.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Финансовый департамент администрации Амурской области, управление социальной защиты населения администрации Зейского района, администрация Зейского района.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 03.09.07 была произведена замена третьего лица Финансового департамента администрации Амурской области на правопреемника Министерство финансов Амурской области.

В обоснование исковых требований истец указал, что 27.02.2004 между ОАО «Амурфармация» и администрацией Зейского района, управлением социальной защиты населения администрации Зейского района был заключен договор на отпуск и оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам гражданам, проживающим в Зейском районе в пределах суммы 1 214 000 руб., в том числе на исполнение ФЗ «О ветеранах» в размере 1 027 200 руб.

Между тем, истцу не были возмещены расходы в размере 81 628,81 руб., понесенные им в связи с предоставлением указанных льгот. Истец просил в соответствии со ст. ст. 16, 1069, 1076 ГК РФ взыскать понесенные убытки с ответчика.

Министерство финансов РФ в с исковыми требованиями не согласно, просил в иске отказать. В обоснование своих возражений на иск указало, что оснований для привлечения Министерства финансов к ответственности не имеется, поскольку вопросы обеспечения социальной защиты населения в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ относятся к совместному ведению РФ, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются совместно за счет средств бюджетов этих субъектов.

Статья 10 ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, в том числе на оплату медикаментов, производится за счет средств субъектов РФ. Таким образом, полномочия по финансированию льгот ветеранов были установлены законом для субъекта РФ, а не переданы.

Ответчик считает, что поскольку в 2004 году было предусмотрено расходование средств областного бюджета в части полномочий субъекта РФ, установленных п. 2 ст. 10 ФЗ «О ветеранах», в том числе по компенсации льгот, связанных с обеспечением льготников лекарственными средствами, оснований для привлечения Российской Федерации в лице Минфина РФ к ответственности не имеется.

Согласно отзыва министерства финансов Амурской области на финансирование льгот инвалидов в 2004 из федерального бюджета в бюджет Амурской области поступили субсидии в размере 95 550 тыс. руб., кроме этого на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов» были также предусмотрены средства областного бюджета в размере 60455 тыс. руб. Денежные средства были распределены департаменту социальной защиты населения, городам и районам области. Зейскому району было распределено 6 474 тыс. руб.

На финансирование льгот ветеранов в 2004 году  целевым назначением денежные средства из федерального бюджета в Амурскую область не поступали.

В соответствии с Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2004 год» предусмотрено выделение средств из областного бюджета на реализацию ФЗ «О ветеранах» в размере 381 500 тыс. руб., в том числе Зейскому району – 8 520 тыс. руб., фактически профинансировано по области 333 685 тыс. руб., в том числе Зейскому району - 6 474 тыс. руб.

В связи с тем, что бюджет области на 2004 год исполнен с дефицитом, возможность для возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам отсутствовала.

Управление социальной защиты населения администрации Зейского района в письменном отзыве поясняет, что в 2004 году по договору с ОАО «Амурфармация», оно осуществляло проверку прилагаемых к счету отчетов и списков, а также перечисление денежных средств за предоставленные меры социальной поддержки.

В настоящее время, по данным бухгалтерского учета управления социальной защиты населения администрации Зейского района, числится кредиторская задолженность перед истцом в размере 81 628,81 рублей. Подтвержденные актом сверки убытки истца в размере 81 628,81 рублей сложились из-за неоплаты в 2004 году счета-фактуры № 458 от 30.12.2004г.

Согласно «Отчета об отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам аптеками ФЦРА 26 по Зейскому району за декабрь 2004г.» в данный счет-фактуру вошли меры социальной поддержки по следующим льготным категориям; инвалиды ВОВ, участники ВОВ, вдовы, участники трудового фронта.

До 01.01.2005г. финансирование предоставления мер социальной поддержки осуществлялось за счет средств областного бюджета в виде субвенций в бюджет Зейского района. В связи с вступлением в силу федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" инвалиды ВОВ, участники ВОВ, вдовы включены в федеральный регистр и финансирование мер социальной поддержки по ним стало осуществляется из федерального бюджета, а участники трудового фронта вошли в областной регистр с финансированием из областного бюджета.

Меры социальной поддержки по областным льготникам предоставлялись в 2005 году согласно областного закона № 399-03 от 30.12.2004г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Амурской области». Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам по оплате проезда на железнодорожном транспорте в пригородных поездах и в местных (рабочих) поездах пригородного сообщения и предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», утвержденным постановлением Губернатора Амурской области от 04.02.2005г. №57, было разрешено уполномоченным органам погашать кредиторскую задолженность 2004 года только по категориям в соответствии с действующими в 2005 году полномочиями субъекта (п. 1.6).

Таким образом, счет-фактура № 458 от 30.12.2004г. в 2005 году была оплачена только в части, приходящейся на участников трудового фронта. В последующие года ни в федеральных, ни в областных нормативно-правовых актах также не было предусмотрено погашение кредиторской задолженности 2004 года по категориям льготников, включенных с 01.01.2005 года в федеральный регистр граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку.

Администрация Зейского района в письменном отзыве указала следующее.

17.02.2004 г. между Администрацией Зейского района, ОАО «Амурфармация», Управлением социальной защиты населения Администрации Зейского района заключен договор № 10 на отпуск и оплату лекарственных средства и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам за счет субсидий из областного бюджета. В соответствии с разделом 1 договора ОАО «Амурфармация» обязалась предоставлять через свой филиал - центральную аптеку № 26, льготы на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения по рецептам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения бесплатно или со скидкой населению Зейского района по ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», Положению «О почетном доноре Амурской области». В соответствии с п.2.1.1 вышеуказанного договора Администрация Зейского района обязалась возмещать ОАО «Амурфармация» через управление социальной защиты населения фактические расходы за предоставленные льготы по вышеуказанным нормативным актам, в том числе по ФЗ «О ветеранах» 1 027 200 руб. (с учетом дополнительного соглашения от 12.07.2004 г.), по мере поступления субсидий из областного бюджета.

В приложении № 1 к Решению Зейского района от 31.05.2005 г. № 12-РР «О внесении изменений и дополнений в решение районного Совета народных депутатов от 20.01.2004 г. № 21/558 «О бюджете района на 2004 год» (второе чтение)» предусмотрено поступление в бюджет Зейского района субсидий на исполнение ФЗ «О ветеранах» в сумме 8 520 000 рублей. В соответствии с ведомственной классификацией расходов бюджета Зейского района на 2004 год (приложение № 5 к решению Зейского района от 31.05.2005 г. № 12-РР) в составе 8 520 000 рублей, предусмотренных на реализацию ФЗ «О ветеранах», расходы на обеспечение лекарственными средствами инвалидов и ветеранов составляют 1 400 000 рублей. При этом сумма фактических затрат организаций, предоставляющих льготы на приобретение медикаментов, составила 1 278 200 рублей. На финансирование указанных затрат и погашение кредиторской задолженности 2003 г. (63 100 рублей) из областного бюджета Зейскому району выделены средства в сумме 1 136 600 рублей, которые перечислены Управлению социальной защиты населения администрации Зейского района. Управление социальной защиты населения администрации Зейского района перечислило организациям, предоставляющим льготы на приобретение медикаментов, 1 136 600 рублей (отчет об использовании субсидий, выделяемых из областного бюджета на реализацию ФЗ «О ветеранах»).

Таким образом, не поступило субсидий для возмещения затрат организаций, предоставляющих льготы на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения по рецептам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения бесплатно или со скидкой населению Зейского района по ФЗ «О ветеранах», на сумму 204 700 рублей.

Считает, что документы, прилагаемые ОАО «Амурфармация» к исковому заявлению, и отзыв Управления социальной защиты населения администрации Зейского района подтверждают наличие задолженности за предоставленные льготы на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения по рецептам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения бесплатно или со скидкой населению Зейского района по ФЗ «О ветеранах».

Администрация Зейского района считает исковые требования ОАО «Амурфармация» подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Определением от 01.10.2007 дело назначено к судебному разбирательству.

Представитель истца в судебном заседании 13.11.2007 настаивал на заявленных требованиях, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании 13.11.2007 против исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представители третьих лиц в судебное заседание 13.11.2007 не явились, о времени  месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствии третьих лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ОАО «Амурфармация» предоставляло льготы по оплате за медикаменты гражданам согласно ст. 13 ФЗ «О ветеранах»,  ст. 13 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» период с 01.10.2004 по 31.12.2004.

Истцу не возмещены убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот в 2004 году ветеранам на сумму 81 628,81 руб.

В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлен расчет льгот, договор № 10 от 17.02.2004 и дополнительное соглашение к нему, отчет об отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам, счета-фактуры, акт сверки.

Суд в соответствии со ст.71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанным категориям граждан.

Судом установлено, что целевым назначением на финансирование льгот ветеранам из федерального бюджета денежные средства бюджету Амурской области в 2004 году не выделялись.

Из областного бюджета в 2004 году на реализацию ФЗ «О ветеранах» было выделено 333 685 тыс. руб., в том числе Зейскому району - 6 474 тыс. руб., которые были использованы по целевому назначению.

Однако выделенные средства не обеспечили фактическую потребность в них администрации Зейского района.

Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2004 год» на реализацию льгот ветеранам предусмотрено 381 500 тыс. руб., из них Зейскому району предусмотрено 8 520 тыс. руб., фактически получено 6 474 тыс. руб.

Указанных денежных средств не хватило для возмещения льгот по оплате медикаментов в полном объеме, что подтверждается представленными доказательствами и не опровергается лицами, участвующими в деле.

Таким образом, выделенных денежных средств оказалось недостаточно для финансирования льгот указанных категорий граждан в полном объеме.

Суд считает, что ответственность по убыткам, возникшим у ОАО «Амурфармация» в связи с предоставлением льгот, должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ по следующим основаниям.

При возложении ответственности по возмещению убытков на Российскую Федерацию суд исходит из того, что согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Постановлением Правительства от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах» и от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года» предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Согласно Федеральному закону «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитывается раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Между тем, как установлено, финансирование указанных льгот Амурской области произведено в меньшем объеме, чем в этом была необходимость. Государственные полномочия по предоставлению указанных видов льгот в полном объеме не передавались Российской Федерацией Амурской области.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

 Поскольку Российской Федерацией государственные полномочия по предоставлению указанных льгот субъекту РФ Амурской области передавались в меньшем объеме, ответственность за причинение убытков перед истцом несет Российская Федерация в лице Минфина РФ.

По мнению суда, основания для возложения ответственности по возмещению убытков за счет муниципального образования отсутствуют ввиду невыделения средств в бюджет района на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий. Согласно ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам, не относится к вопросам местного значения.

В силу п.4 ст. 6 указанного закона и ст. 4 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений.

 При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

На основании изложенного суд находит исковые требования к Министерству финансов РФ о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет средств казны РФ в пользу ОАО «Амурфармация»  убытков,  понесенных  в  связи с предоставлением льгот по ФЗ «О ветеранах» в размере 81 628 руб. 81 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина в размере 2 948 руб. 86 коп. относится на ответчика.

При предъявлении иска истцом уплачена госпошлина в размере 2 948 руб. 86 коп., следовательно, расходы по ее уплате подлежат взысканию с  Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «Амурфармация».

Арбитражный суд, руководствуясь  ст. ст. 167-170,  176 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ  за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «Амурфармация» убытки, связанные с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ «О ветеранах» в размере 81 628 руб. 81 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 948 руб. 86 коп. Всего 84 577 руб. 72 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Шестой апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                              А.К. Ермакова