НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Амурской области от 09.12.2010 № А04-5006/10

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

Е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-5006/2010

« 10 » декабря 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 9 декабря 2010 г. Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2010 г.

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области

к

индивидуальному предпринимателю Степанову Виктору Алексеевичу

о привлечении к административной ответственности

3-и лица:

протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.

при участии в заседании: от заявителя – Будкин Д.А. по доверенности от 12.04.2010, сл.уд.; предприниматель – не явился, извещен,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – заявитель, УГАДН по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Степанова Виктора Алексеевича (далее по тексту – ответчик, ИП Степанов В.А., предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 25.10.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 687.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме. Указал, что правонарушения подтверждаются актом проверки и протоколом об административном правонарушении от 25.10.2010. Срок для привлечения к административной ответственности не пропущен, процесс соблюден.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве, представленном к судебному заседанию, указал на признание заявленных требований в полном объеме, с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении № 687, согласился, вину признал. Указал, что правонарушение совершено в связи с безвыходным положением ЗАО «Автовокзал» и ИП Поздоровкина С.И. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом ходатайство ответчика удовлетворено.

В соответствии с частью 3 статьи 156, статьи 205 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Степанов Виктор Алексеевич, 23.03.1965 года рождения, зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 307280426900017, ИНН 280400959447. Имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек АСС 28 502839 от 29.11.2007. Срок действия лицензии – до 29.11.2012.

15.10.2010 УГАДН по Амурской области в отношении ИП Степанова В.А. проведена проверка, о чем составлен акт проверки на линии транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа №377.

В результате проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров по маршруту общего пользования в междугороднем сообще­нии «Благовещенск - Шимановск» № 845 на автобусе FORDTransitBus гос. номер Р024СО (водитель Белкин А.Ю.).

У Степанова В.А. отобрана объяснительная, в которой предприниматель указал, что ввиду поломки автобуса ИП Поздоровкина С.И. и в соответствии с соглашением на совместное обслуживание межмуниципального таксомоторного маршрута №545 (845) ИП Поздоровкин С.И. попросил совершить рейс на г. Шимановск, так как ЗАО «Автовокзал» продало на рейс г.Благовещенск – г. Шимановск 10 билетов на время 13 час. 21 мин.

20.10.1010 определением №785-опр/б в отношении ИП Степанова В.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Уведомлением от 20.10.2010 предпринимателю предложено явиться 25.10.2010 в 10 час. 00 мин. по адресу: г.Белогорск, Никольское Шоссе, 36. Получение указанного уведомления предпринимателем подтверждается имеющейся на уведомлении отметкой «копию получил», заверенной подписью Степанова В.А.

В результате проведенного административного расследования составлен акт от 25.10.2010 №785-опр/б, протокол об административном правонарушении от 25.10.2010 №687, в которых зафиксированы выявленные нарушения лицензионных требований и условий, а именно:

у предпринимателя отсутствовал график (расписание) движения по мар­шруту № 845 «Благовещенск - Шимановск», согласованный с Правительством Амурской области;

у предпринимателя отсутствовала схема маршрута «Благовещенск - Шимановск» с указанием опасных участков, согласованного с ГИБДД;

ИП Степанов В.А. привлек водителя Белкина А.Ю. к осуществлению перевозки пассажиров по маршруту общего пользования без оформления соответствующих документов, а именно: не оформил трудовой договор в письменной форме, не завел (не внес записи) в трудовую книжку на работника установленной тру­довым кодексом; допустил к работе водителя непосредственно связанного с движением транспортного средства, не организовал профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспор­та;

ответчик допустил к управлению автобусом водителя Белкина А.Ю. без проведения всех видов инструктажей, а именно: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, целевого;

допустил ненадлежащее оформление путевой документации (не заверено показание одометра при выезде на линию).

В графе протокола «объяснение физического лица» имеется удостоверенная подписью Степанова В.А. запись следующего содержания: «С протоколом согласен».

Действиям предпринимателя дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд счел требования Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункты «б», «в» пункта 4).

В соответствии с пунктом 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров обязана организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

Согласно пункту 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 установлено, что каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

В силу пункта 2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.).

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Согласно статье 309 Трудового кодекса РФ работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность оформления работодателем трудового договора с работником в письменной форме закреплена статьей 303 Трудового кодекса РФ.

В силу статьи 328 Трудового кодекса РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории; наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования; соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности отнесена в частности обязанность приема на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы.

Согласно пункта 2.3Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования - к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.

Пунктами 2.3.1, 2.3.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обязаны осуществлять подбор и распределение водителей для работы на различных категориях транспортных средств, маршрутах и видах перевозок с учетом их квалификации, опыта и стажа работы, дисциплинированности; осуществлять организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.

Согласно пункту 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.

Разделом 10 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, (далее – Межотраслевые правила по охране труда) установлена обязанность работодателя обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами (пункт 10.5).

Согласно пункту 10.6 Межотраслевых правил по охране труда инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

В соответствии с пунктом 10.7 Межотраслевых правил по охране труда вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом. Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

Пунктом 10.8 Межотраслевых правил по охране труда предусмотрено, что первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов. Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.

Согласно пункту 10.10 Межотраслевых правил по охране труда повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте. В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца, за исключением работников, указанных в п. 10.8 настоящих Правил.

В силу пункта 10.14 Межотраслевых правил по охране труда целевой инструктаж проводится при выполнении: разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, уборке территории и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий в организации; организации массовых мероприятий с учащимися. Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

Обязанность организации осуществлять ведение путевой документации установлена Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в соответствии с которым обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Разделом II Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 к обязательным реквизитам путевого листа отнесены сведения о транспортном средстве, включающие в том числе: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

В силу пунктов 13, 14 раздела III Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя. Если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя - дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на указанную стоянку проставляются индивидуальным предпринимателем.

Нарушение ИП Степанова В.А. приведенных нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 25.10.2010 №687, подтверждается актом проведения административного расследования от 25.10.2010 №785-опр/б, путевым листом от 15.10.2010 №54, копией трудовой книжки водителя Белкина А.Ю., журналом регистрации инструктажей, иными доказательствами, и не оспаривается ответчиком.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ИП Степанова В.А.

Указанные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств наличия отягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств заявителем не представлено, судом не установлено.

Судом не признано смягчающим административную ответственность обстоятельством совершение правонарушения предпринимателем в связи с безвыходным положением ЗАО «Автовокзал» и ИП Поздоровкина С.И., так как ИП Степановым В.А. не представлены документальные доказательства данному факту.

Оценив характер совершенного правонарушения, принимая во внимание отсутствие отягчающих ответственность ИП Степанова В.А. обстоятельств, а также признания вины предпринимателя в содеянном, суд счел необходимым назначить наказание предпринимателю в пределах санкции установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 167-171, 180, 206 АПК РФ, суд решил привлечь индивидуального предпринимателя Степанова Виктора Алексеевича 23.03.1965 года рождения, место рождения г. Белогорск Амурской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 26.09.2007 за основным государственным регистрационным номером 307280426900017, проживающего по адресу: г. Белогорск Амурской области, ул. Луценко, 4, кв. 95 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Штраф подлежит перечислению на расчётный счёт УФК МФ РФ по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2801030057 КПП 280101001 р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск).

Судья П.А.Чумаков