НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 08.10.2007 № А04-5253/07

Именем  Российской  Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

АО4-5253/07-7/207

Дата объявления Решения

08

октября

2007 г.

Дата принятия (изготовления в полном объеме) Решения

08

октября

2007 г.

Арбитражный суд Амурской области

в составе:

председательствующего

Н.С.ЗАНОЗА

Протокол вела судья

Н.С.ЗАНОЗА

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»

к

Министерству финансов Амурской области; Администрации Магдагачинского района

Третьи лица: Муниципальное учреждение Финансовое управление администрации Магдагачинского района, Министерство социальной защиты населения Амурской области

о

взыскании 31 410 руб. 74 коп.

при участии в заседании:до перерыва: от истца:СТАСЮКОВ П.Г. – дов. от 29.08.2007 г. № ДЭК-0/1007Д, ЯМЩИКОВА Е. В. – дов. от 01.02.2007 г. № ДЭК-0/134Д

от Министерства финансов Амурской области:САВИНА И.Е.. – дов. от 15.08.2007 г. № 13-10/502

после перерыва: от истца: СТАСЮКОВ П.Г. – дов. от 29.08.2007 г. № ДЭК-0/1007Д,

от Министерства финансов Амурской области:САВИНА И.Е.. – дов. от 15.08.2007 г. № 13-10/502

установил:

В судебном заседании 04.10.2007 г. судом был объявлен перерыв до 08.10.2007 г. до 11-00.

После перерыва судебное разбирательство продолжено 08.10.2007 г. в 11-00.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице ФАО «Амурэнергосбыт» с исковым заявлением к Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Администрации Магдагачинского района о взыскании убытков в размере 31 410 руб. 74 коп., понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии согласно Закону Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005 г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» по договору № 173-20/06 от 18.04.2006 г. (категории льготников – ветераны труда, члены многодетных семей).

Определением от 16.08.2007 г. судом произведена замена ответчика Финансового департамента администрации Амурской области на правопреемника - Министерство финансов Амурской области.

Судом к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлечены Муниципальное учреждение Финансовое управление администрации Магдагачинского района (Определением от 23.07.2007 г.) и   Министерство социальной защиты населения Амурской области (Определением суда от 11.09.2007 г.).

Свои требования истец обосновывает тем, что между ОАО «Амурэнерго» (ОАО «ДЭК»), в лице филиала «Амурэнергосбыт» и Администрацией Магдагачинского района заключен договор № 173-20/06 от 18.04.2006 г. «О возмещении в 2006 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области  «О социальной поддержке граждан отдельных категорий».

 Согласно п. 2.1.1 Договора истец обязался предоставлять скидку по оплате электроэнергии ветеранам труда, членам многодетных семей, проживающим в  Магдагачинском районе, предусмотренную Законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий». Ответчик взял на себя обязательство ежемесячно, по мере поступления денежных  средств из областного бюджета, перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки.

Задолженность ответчика по договору № 173-20/06 от 18.04.2006 г.  по состоянию на 01.01.2007 г. составляет 31 410 руб. 74 коп.

В судебном заседании . представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.

Представитель Министерства финансов Амурской области в отзыве на иск указал, что в соответствии с законом Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005 г. на оказание мер социальной поддержки ветеранам труда предусмотрено 555 356 тыс. руб., из них муниципальному образованию Магдагачинский район – 11 442 тыс. руб., по состоянию на 01.01.207 г. из областного бюджета фактически перечислено 9 945 961 руб., на основании отчета об использовании субвенций, предоставленном Министерством социальной защиты населения, сумма  фактических затрат за 2006 г. составила 11 471 496 руб.; в соответствии с законом Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005 г. на оказание мер социальной поддержки многодетных семей предусмотрено 62 497 тыс. руб., из них муниципальному образованию Магдагачинский район – 1 111 тыс. руб., по состоянию на 01.01.207 г. из областного бюджета фактически перечислено 897 646 руб., на основании отчета об использовании субвенций, предоставленном Министерством социальной защиты населения, сумма  фактических затрат за 2006 г. составила 1 594 312 руб. В связи с тем, что бюджет Амурской области за 2006 г. исполнен с дефицитом, возможность  для возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате ЖКУ льготным категориям граждан отсутствовала. Кроме того, как указывал представитель Минфина Амурской области на заседаниях,  пунктом 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденного  Постановлением Губернатора области от 23.12.2005 г. № 702, предусмотрено, что уполномоченные органы местного самоуправления перечисляют денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки, включая расходы на погашение кредиторской задолженности по категориям льготников. Соответственно, муниципальное образование должно было погасить задолженность за 2006 г. из средств, поступающих в 2007 г.

Администрация Магдагачинского района в судебное заседание 04.10.2007 г. явку своего представителя не обеспечила, уведомлена судом  о дате и времени проведения  судебного разбирательства надлежащим образом  - заказное письмо № 24578 получено ее представителем 26.09.2007 г., в отзыве на иск указала, что Администрация Магдагачинского района является ненадлежащим ответчиком, финансовое обеспечение предусмотренных законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета, на 2006 г. утверждена сумма в размере 5 901 тыс. руб., которая была выделена из областного бюджета, фактически предприятиям перечислено 5 895 512 руб., остаток средств в размере 5 488 руб. возвращен в финансовый департамент, выделенной из областного бюджета суммы оказалось недостаточно для полного возмещения оказанных льгот.

 ПредставительМуниципального учреждения Финансовое управление Администрации Магдагачинского района, уведомленный судом о времени и месте судебного заседания заказным письмом 24579,  в судебное заседание 04.10.2007 г. не явился, в отзыве на иск указал, что финансовое обеспечение предусмотренных законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета, на 2006 г. утверждена сумма в размере 5 901 тыс. руб., которая была выделена из областного бюджета, фактически предприятиям перечислено 5 895 512 руб., остаток средств в размере 5 488 руб. возвращен в финансовый департамент, выделенной из областного бюджета суммы оказалось недостаточно для полного возмещения оказанных льгот.

В судебное заседание 04.10.2007 г. представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, заказное письмо № 24581 получено представителем 25.09.2007 г., запрошенные Определением от 11.09.2007 г. документы в суд не представил.

Таким образом, дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации Магдагачинского района, Муниципального учреждения Финансовое управление Администрации Магдагачинского района и Министерства социальной защиты населения Амурской области на основании ч.ч. 3, 5 ст. 156АПК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил:

Как следует из материалов дела, ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» (правопреемник ОАО «Амурэнерго»), согласно договору № 173-20/06 от 18.04.2006  предоставило  льготы  по оплате электрической энергии ветеранам труда, членам многодетных семей, проживающих в Магдагачинском районе, в соответствии с Законом Амурской области  «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 05.12.2005 г. № 99-ОЗ.

Администрация Магдагачинского района взяла на себя обязательство в соответствии с Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702 «Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию» ежемесячно перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки. (п.2.2.2 договора).

По состоянию на 01.01.2007 г. истцу не возмещены убытки за 2006 г. в связи с предоставлением льгот согласно Закону Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005 г. «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» ветеранам труда в сумме 21 844 руб.и членам многодетных семей в сумме 9 566 руб. 74 коп., проживающих в Магдагачинском районе, всего  в сумме 31 410 руб. 74 коп.

В качестве доказательств предоставления льгот  истцом представлены счета-фактуры, списки лиц, пользующихся льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг с указанием основания предоставления льгот, количества граждан, имеющих право на получение льгот по оплате электрической энергиив 2006 г., проверенныеОтделом  социальной защиты населения администрации Магдагачинского района, акты сверок взаимных расчетов, подписанные истцом и Администрацией Магдагачинского района. Возражений по представленным документам от сторон не поступило.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате электрической энергии  указанных категорий граждан.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Закон Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее по тексту Закон 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

В  статье 1 Закона № 99-ОЗ, определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе:

-  лица, имеющие звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости или за выслугу лет независимо от прекращения ими трудовой деятельности  - (пункт 2).

- члены многодетных семей, в которых проживают 3 и более детей до 18 лет, в т.ч. дети до шести лет, а также учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования (пункт 15).

Главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является Департамент социальной защиты населения администрации области (в настоящее время Министерство социальной защиты населения Амурской области) - в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1 - 6, 12 - 14, 15 пункта 1 статьи 1 Закона (п. 2 Порядка утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702).

Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Согласно Закону Амурской области «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2006 год» № 258-ОЗ от 28.11.2006 г. Амурской областью в части оказания мер социальной поддержки многодетных семей  Магдагачинскому району было предусмотрено средств в сумме 1 111 тыс. руб.,  фактически выделено муниципальному образованию Магдагачинскому району субвенций в размере 897 646  руб., при этом сумма фактических затрат предприятий,  оказывающих коммунальные услуги, составила 1 594 312 руб., что отражено в сводном отчете Департамента социальной защиты населения администрации области по состоянию на 01.01.2007 г.

Согласно Закону Амурской области «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2006 год» № 258-ОЗ от 28.11.2006 г. Амурской областью в части оказания мер социальной поддержки ветеранам труда  Магдагачинскому району было предусмотрено средств в сумме 11 442 тыс. руб.,  фактически выделено муниципальному образованию Магдагачинскому району субвенций в размере 9 945 961  руб., при этом сумма фактических затрат предприятий,  оказывающих коммунальные услуги, составила 11 471 496 руб., что отражено в сводном отчете Департамента социальной защиты населения администрации области по состоянию на 01.01.2007 г.

Из изложенного следует, что фактическая потребность Магдагачинского района в  средствах  необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.

Доказательств нецелевого использования полученныхДепартаментом социальной защиты населения администрации области бюджетом Магдагачинского района денежных средств не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ни Администрация Магдагачинского района, ни Муниципальное учреждение Финансовое управление администрации Магдагачинского района, ни Департамент социальной защиты населения Амурской области в 2006 г. не имели возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», поскольку средства на реализацию указанного закона из областного бюджета в 2006 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.

Федеральными законами  «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Статьей 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Поскольку муниципальному образованию Администрации Магдагачинского района в 2006 г.  в достаточном  размере  не были  выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки  гражданам согласно Закона № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», т.к. указанные средств в достаточном объеме не были переданы Департаменту социальной защиты населения, таким образом,  суд приходит к выводу, что ответственность за  причиненный вред в сумме 31 410 руб. 74 коп. в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением в 2006 г. ветеранам труда и членам многодетных семей льгот по оплате электрической энергии должна нести Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области в силу  ст. ст. 85, 136 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

На основании изложенного, в иске к Администрации Магдагачинского района следует отказать.

Довод представителя Минфина Амурской области  со ссылкой на п. 5 Порядка, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702 о том, что муниципальное образование должно было погасить задолженность за 2006 г. из средств, поступающих в 2007 г., не имеет правового значения, поскольку Минфином Амурской области   не представлено доказательств выделения в 2007 г. бюджету Магдагачинского района средств в количестве, необходимом для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в 2007 г., так и для погашения кредиторской задолженности прошлых лет.

Истцом при обращении с иском была уплачена госпошлина в сумме 1 500 руб. (платежные поручения от 26.06.2007 г. №№ 1945, 1946, 1947 по 500 руб.)

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, госпошлина, размер которой составляет 1 256 руб. 43 коп. относится на Министерство финансов Амурской области и подлежит взысканию в пользу истца.

Излишне уплаченная истцом госпошлина в сумме 243 руб. 57 коп. подлежит возврату из федерального бюджета лицу, ее уплатившему на основании ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.  110, 167-170, 176 АПК РФ, суд                                                 

Р Е Ш И Л :

В иске к Администрации Магдагачинского района отказать.

Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов   Амурской области  за счет средств казны Амурской области в пользу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»  убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот ветеранам труда и членам многодетных семей в соответствии с Законом Амурской области  № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий»  за 2006 г. в сумме 31 410 руб. 74 коп., расходы по госпошлине в сумме 1 256 руб. 43 коп.,  всего 32 667 руб. 17 коп.

Возвратить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»  из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 1947 от 26.06.2007 г. госпошлину в сумме 243 руб. 57 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                             Н.С. ЗАНОЗА