НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Амурской области от 03.05.2012 № А04-1133/12

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-1133/2012

«

12

»

мая

2012г.

Резолютивная часть решения объявлена 3 мая 2012 г. Полный текст решения изготовлен 12 мая 2012 г.

Арбитражный суд в составе судьи Л. Л. Лодяной

рассмотрев в судебном заседании заявление ИП Бондарева Алексея Витальевича (ОГРН 308288136000040, ИНН 28011258882)

к

Управлению Федеральной миграционной службы по Амурской области (ОГРН 1052800105930, ИНН 2801107711)

Управление занятости населения Амурской области (ОГРН 1072801008950, ИНН 2801123625)

Об оспаривании ненормативного правового акта

Третьи лица:

протокол вел: секретарь судебного заседания В. В. Иванова

при участии в заседании: от заявителя: Брутская К.А., доверенность от 12.07.2010, от Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области: Смирнова А.А., старший юрисконсульт отдела кадрового и правового обеспечения, доверенность № 9/2 от 10.01.2012, от Управления занятости населения Амурской области: Назаренко Н.В., главный специалист-эксперт контрольно-правового отдела, доверенность № 01-04/2007 от 13.09.2011.

установил:

В арбитражный суд Амурской области обратился ИП Бондарев Алексей Михайлович с требованием признать недействительным и отменить отказ от 08.12.2011 Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников; признать незаконными действия (бездействие) Управления занятости населения по Амурской области при вынесении Заключения от 20.12.2011г. № 01-04/2822 о нецелесообразности привлечения 5 иностранных работников заявленным профессиям недействительным и отменить заключение от 20.12.2011г. № 01-04/2822 Управления занятости населения Амурской области о нецелесообразности привлечения 5 иностранных работников заявленным профессиям; обязать УЗН по Амурской области повторно рассмотреть запрос Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области на заявление ИП Бондарева А.В. исх. № 16 от 08.12.2011г. о выдаче ИП Бондареву А.В. разрешения о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с Приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008 и направить его в Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области; обязать УФМС по Амурской области выдать разрешение на работу иностранным гражданам по заявлению ИП Бондарева Алексея Витальевича от 08.12.2011 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Амурской области в количестве 5 человек, срок действия которого составляет с 01.04.2012 по 30.12.2012.

Определением от 4 апреля 2012 года в соответствии с п. 2 ст. 47 АПК РФ суд по своей инициативе, с согласия заявителя, привлек Управление занятости населения Амурской области (ОГРН 1072801008950, ИНН 2801123625) в качестве второго ответчика по настоящему делу.

УЗН Амурской области требования не признало, в письменном отзыве указало, что Решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников принято на основании п.60.1 Административного регламента: отсутствие в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населений сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Как следует, из запроса УФМС по Амурской области ИП Бондарев А.В. планировал привлечение иностранных работников не на территории города Благовещенска или Благовещенского района, а в с. Николаевка Ивановского района. Сведения о потребности в работниках в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения Ивановского района не подавались. Сведения о потребности в работниках, которые были поданы в Центр занятости населения города Благовещенска 20.12.2011 (на день выдачи оспариваемого заключения) были сняты работодателем. Таким образом, с учетом предложения Центра занятости населения Ивановского района (территория привлечения иностранных работников), а также с учетом того, что 20.12.2011 вакансии работодателем были сняты, и было выдано оспариваемое заключение.

УФМС России по Амурской области требования не признало, в письменном отзыве указало, что рассматриваемом случае, исполнительный орган государственной власти, проводящий государственную политику в области занятости населения Амурской области в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы и возможности профессионального обучения безработных граждан указанным профессиям, в соответствии со статьёй 7.1. Закона от 19.04.1991 № 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации», пунктом 3.5.11 Положения об Управлении занятости населения Амурской области, пунктом 60.3 Административного регламента выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 5 иностранных работников.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

08.12.2011 г. в УФМС России по Амурской области обратился ИП Бондарев А.В. с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование 5 иностранных работников. В этот же день УФМС России по Амурской области направило в Управление занятости населения Амурской области запрос № 472 о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в количестве 5 человек. Срок привлечения иностранных работников с 20.12.2011 по 19.12.2012.

Рассмотрев данный вопрос, управление занятости представило в УФМС по Амурской области заключение о привлечении и об использовании иностранных работников от 20.12.2012 № 01-04/2822, из которого следует, что принято решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по следующим профессиям, специальностям, должностям: инженер - технолог - 1 человека, инженер внедрению новой техники и технологии - 1 человек; инженер по качеству - 1 человек; инженер по организации управления производством - 1 человек; инженер по подготовке производства - 1 человек. Всего 5 человек.

В связи с выдачей Управлением занятости населения Амурской области заключения от 20.12.2011 г. № 01- 04/2822 о нецелесообразности привлечения 5 иностранных работников, УФМС России по Амурской области ИП Бондареву А.В. было отказано в разрешении на привлечение и использование иностранных работников.

22.12.2011 г. в адрес ИП Бондарева А.В. начальником отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Амурской области направлено письмо об отказе исх. 8/13186 в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Считая, оспариваемые решения и действия не соответствующими требованиям закона, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определены пунктом 1 статьи 7.1 Закона о занятости, согласно которому последние осуществляют контроль за обеспечением гарантий в области занятости населения (подпункт 1), оказывают в соответствии с действующим законодательством о занятости государственные услуги, в частности содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, выдаче работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (подпункт 3).

В силу пункта 1.1 Положения об управлении занятости населения Амурской области, утвержденного Постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 N 496, Управление занятости населения Амурской области является исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование в сфере занятости населения на территории Амурской области.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации, которое осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Закона о занятости).

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относится выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 статьи 16.1 названного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, формируют и ведут регистры получателей государственных услуг в этой сфере.

Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 60.1 Административного регламента от 11.01.2008 заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации с учетом Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в случаях отсутствия в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя, заказчика работ (услуг) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), по которым работодателем подано заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Следовательно, одним из обязательных условий выдачи комитетом работодателю положительного заключения о привлечении и об использовании иностранных работников является наличие соответствующих сведений в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), обязанность по внесению которых возложена, прежде всего, на государственные учреждения службы занятости населения.

Как установлено материалами дела в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности ИП Бондарева Алексея Витальевича в работниках для замещения запрошенных вакансий по Ивановскому району отсутствует. Ссылка ИП Бондарев А.В. на сведения о вакантных рабочих местах, которые были поданы в УЗН Амурской области 15.09.2011 судом отклонена. Данные сведения не подавались в УЗН Амурской области. Указанные в заявлении сведения подавались 15.09.2011 в Государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска (далее - Центр занятости населения города Благовещенска). Центр занятости населения города Благовещенска оказывает государственные услуги в сфере занятости населения только на территории города Благовещенска и Благовещенского района. Однако как следует, из запроса УФМС по Амурской области ИП Бондарев А.В. планировал привлечение иностранных работников на территории не на территории города Благовещенска или Благовещенского района, а в с. Николаевка Ивановского района.

Сведения о потребности в работниках в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения Ивановского района не подавались.

Сведения о потребности в работниках, которые были поданы в Центр занятости населения города Благовещенска 20.12.2011 (на день выдачи оспариваемого заключения) были сняты работодателем (приложения выписок из программно-технического комплекса).

Следовательно, Управление занятости населения Амурской области обоснованно вынесло решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по следующим профессиям, специальностям, должностям: инженер - технолог - 1 человека, инженер внедрению новой техники и технологии - 1 человек; инженер по качеству - 1 человек; инженер по организации управления производством - 1 человек; инженер по подготовке производства - 1 человек. Всего 5 человек.

Заявителем не указаны, а судом не установлены нормы закона, которые нарушены Управлением занятости населения Амурской области при вынесении Заключения от 20.12.2011г. № 01-04/2822. В связи с чем, в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в удовлетворении иска в указанной части следует отказать.

В части оспаривания отказа Управления Федеральной Миграционной службы по Амурской области от 08.12.2011 в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников требования также не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Административный регламент 2008 года устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1).

Положения Административного регламента не предоставляют территориальным органам ФМС России полномочий по проверке обоснованности решения службы занятости, а также не предусматривают возможность, при наличии заключения службы занятости населения субъекта Российской Федерации о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, принять решение о выдаче разрешения на их привлечение.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что, отклоняя заявку общества, УФМС России по Амурской области в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы и возможности профессионального обучения безработных граждан указанным профессиям, в соответствии со статьёй 7.1. Закона от 19.04.1991 № 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации», пунктом 3.5.11 Положения об Управлении занятости населения Амурской области, пунктом 60.3 Административного регламента при наличии заключения Управления занятости населения Амурской области о нецелесообразности привлечения 5 иностранных работников в соответствии с действующим законодательством и Административным регламентом вынес оспариваемый отказ.

Материалы дела свидетельствуют о законности действий ответчиков ввиду наличия возможности удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.

.В соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления ИП Бондарева Алексея Витальевича (ОГРН 308288136000040, ИНН 28011258882) отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Л.Л. Лодяная