НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Алтайского края от 29.04.2015 № А03-375/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                       Дело № А03-375/2015                     30 апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2015  года

Решение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамардиной И.А.,, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сиблюкс-Центр» к  Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершения нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 09.10.2014 № 125 в части доначисления  страховых взносов  на сумму 1192,64 руб., начисления штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов в размере 238,53 руб., пени в размере 2001,37 руб. как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,

 при участии в заседании представителей сторон:

- от заявителя – Чайкина В.А., доверенность от 02.05.2014,

- от заинтересованного лица – Матвеева И.К., доверенность от 13.01.2015 № 12-37-

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Сиблюкс-Центр» (далее – заявитель, общество, страхователь, ООО «Сиблюкс-Центр»)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации  (далее – заинтересованное лицо, Фонд, ГУ-АРОФСС РФ) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершения нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 09.10.2014 № 125 в части доначисления  страховых взносов  на сумму 1192,64 руб., начисления штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов в размере 238,53 руб., пени в размере 2001,37 руб. как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, указав на положения части 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в соответствии с которыми выплаченные работникам организации суточные не подлежат обложению страховыми взносами.

Представитель Фонда возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что представленные заявителем первичные документы свидетельствуют о выплате работникам именно суточных за однодневную командировку. Вывод ООО «Сиблюкс-Центр» о возможности выплаты суточных за 1 день нахождения в командировке не соответствует нормам материального права – абз.4,5 п.11 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки». Иные расходы, произведенные в командировке, не подлежат обложению страховыми взносами, если представляют собой сумму компенсации документально подтвержденных расходов, связанных со служебной командировкой, а не доплату. Спорные выплаты являются доходом работника в смысле экономической выгоды, поскольку расходы не подтверждены документально.

Подробно доводы и возражения  сторон, участвующих в деле, отражены в заявлении и отзыве на него, а также дополнительных пояснениях.

Судом в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось.

В судебном заседании  29.04.2015 в соответствии со статьей 49 АПК РФ заявитель, уточнил заявленные требования, просил признать незаконным  решение от 09.10.2014 № 125  в части доначисления страховых взносов на сумму 1192,64 руб., пени на сумму 146,91 руб. и применения штрафных санкций в сумме 238,53 руб.

Рассмотрев ходатайство заявителя, суд применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворил ходатайство и рассмотрел заявленные требования с учетом их уточнения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие.

Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, ООО «Сиблюкс-Центр» зарегистрировано в качестве страхователя в филиале № 6  Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее - филиал № 6 регионального отделения) с 2006 года.

На основании решения № 212 от 29.07.2014  директора филиала № 6 регионального отделения в отношении плательщика страховых взносов  - ООО «Сиблюкс-Центр» проведена плановая выездная проверка правильности  начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2011  по 31.12.2013.

При проверке установлены нарушения законодательства в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно:

- исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве произведены Обществом в нарушение вышеизложенных норм, а именно: определение среднего заработка застрахованных при исчислении пособия было произведено Обществом через сравнение среднего дневного заработка застрахованных учтенного с районным коэффициентом и среднего дневного заработка, исчисленного исходя из минимального размера оплаты труда так же с применением районного коэффициента. В связи с чем, произошло завышение дневного пособия по временной нетрудоспособности застрахованных лицам Овдину П.И., Суворову В.В. и, как следствие, завышение общего размера исчисленного пособия. Всего, сумма пособий, исчисленных Обществом с нарушением действующего законодательства по рассматриваемому основанию, составила 5958,11 рублей., в результате сумма доначисленных страховых взносов составила    103,66 руб.;

- Страхователем допущены нарушения законодательства Российской Федерации при расходовании средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 12985 руб. 22 коп. и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 5958 руб. 11 коп. В связи с чем, в облагаемую базу включены суммы не принятых к зачету расходов в размере 18943 руб. 38 коп., доначислены страховые взносы на сумму 312 руб. 38 коп.;

-  не начислены страховые взносы на суточные, выплаченные командированным работникам при однодневных командировках, в результате в проверяемом периоде выявлено занижение облагаемой базы на сумму 88400  рублей.

Общая сумма занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов за проверяемый период составила 107343 руб.33 коп., доначислены страховые взносы в сумме 1505 руб. 02 коп., начислен штраф за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в размере 301 руб.00 коп.

Кроме этого, при проверке полноты и своевременности уплаты страховых взносов установлено нарушение пункта 6 Правил начисления Учета и расходования средств на осуществление социального страхования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. №184 - страховые взносы уплачивались с нарушением сроков, установленных для выплаты заработной платы за истекший месяц. В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ за проверяемый период начислены пени в общей сумме 2001,37руб.

По результатам проверки составлен акт от 17.09.2014 № 200 н/с с указанием на выявленные в ходе проверки нарушения.

09.10.2014 директором  филиала № 6 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ принято решение № 125 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решение ГУ-Алтайского регионального отделения ФСС РФ № 125 от 09.10.2014 было обжаловано ООО «Сиблюкс-центр» в порядке, определяемом статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, однако жалоба была оставлена без удовлетворения.

Полагая, что поскольку расходы на оплату суточных вне места постоянной работы представляют собой компенсацию, предусмотренную п.п. «и» п.2 ч 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, и следовательно не подлежат обложению страховыми взносами, то указанное решение Фонда в данной части не соответствует действующему законодательств,  нарушает права и законные интересы страхователя, ООО «Станко-Авто» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными,  необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

В силу статьи 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

До 01.01.2011 при исчислении страховых взносов применялись Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), согласно которым страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (дохода) работников.

При определении объекта обложения страховыми взносами во внимание принимаются также нормы трудового законодательства, действующие на предприятии локальные нормативные акты и содержание трудовых договоров с застрахованными лицами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.

В частности, согласно пункту 1 статьи 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (статья 168 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.

Между тем в силу статей 167 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.

На основании статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Условия труда при разъездном характере работы связаны с определенными неудобствами и дополнительными расходами для работника в том числе с удорожанием питания в пути, вне места нахождения предприятия.

Следовательно, в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить работнику, при выполнении им своих обязанностей соответствующие условия, в том числе компенсацию расходов за удорожание питания в условиях разъездного характера работы.

Судом установлено и Фондом не оспаривается, что такая компенсация выплачивалась соответствующим работникам исключительно, за каждую служебную поездку.

Возмещение этих расходов в установленном порядке и размере (200 и 500 рублей) производится с ведома работодателя и обусловлено Приказом « Об учетной политике на 2011-2013 гг.» от 31.12.2010, изменениями в коллективный договор на период с 01.01.2010-31.03.2012, трудовыми договорами, должностными обязанностями работников, имеющих разъездной характер, авансовыми отчетами, приказами о направлении сотрудников в служебные поездки, командировочными удостоверениями.

Судом установлено, что порядок направления работников в служебные поездки, размеры возмещения и документальное их подтверждение соответствует разработанным и утвержденным на предприятии локальным нормативным актам.

При этом иными нормативными правовыми актами размер и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников при разъездном характере работы не регулируется.

Таким образом, Общество действовало в строгом соответствии с вышеперечисленными нормативными актами, а значит правомерно не начисляло страховые взносы на суммы спорной компенсации расходов.

Довод Фонда о том, что суммы выплаченных суточных при однодневных командировках подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, отклоняется судом по следующим основаниям.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Выплаченные суммы не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако, исходя из их направленности и экономического содержания, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой.

Таким образом, денежные средства, выплаченные Обществом своим работникам при направлении их в однодневные служебные командировки (поездки), представляют собой возмещение расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, в связи с чем с данных сумм не уплачиваются страховые взносы в силу части 2 статьи 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в постановлении от 11.09.2012 № 4357/12 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которой выплаченные суммы по однодневным командировкам не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника.

Фондом не представлено доказательств, подтверждающих, что названные выплаты являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений (с учетом понятия трудовых отношений, изложенного в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации), носили систематический характер,  зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что произведенные Обществом выплаты являются компенсационными и установлены в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда, и, следовательно, в силу части 2 статьи 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ не должны облагаться страховыми взносами.

Доводы заинтересованного лица о том, что заявитель документально не подтвердил фактически понесенные работниками расходы судом отклоняются, поскольку размер компенсации во исполнение требований статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлен Положением от 10.01.2008.

Фонд не указывает, в силу какого нормативного правового акта является обязательным подтверждение фактически понесенных расходов в служебных поездках работниками, постоянная работа которых имеет разъездной характер. При этом ссылку заинтересованного лица на пункт 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» суд считает несостоятельной, так как данный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные служебными командировками, а не поездками.

Ввиду изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению, оспоренное решение – признанию недействительным в обжалованной части.

Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование общества с ограниченной ответственностью «Сиблюкс-Центр» удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, вынесенное в  лице филиала № 6 регионального отделения19.10.2014 № 125  о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов  за проверяемый  период в размере 1192,64 руб.,  начисления пени на сумму недоимки, за указанный период, в размере  146 руб. 91 коп. и применения штрафных санкций в размере 238 руб.53 коп., признать недействительным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сиблюкс-Центр»  судебные расходы в сумме 3000 руб., связанные с уплатой государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                       Л.Ю. Ильичева