НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Алтайского края от 26.02.2014 № А03-17474/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.:(385-2) 61-92-78, факс: 61-92-93,

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул Дело № А03-17474/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2014г.

В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2014г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Тэрри Р.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГТС-Регион», г. Барнаул (ИНН 2225067960, ОГРН 1052202277654) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю, г. Барнаул (ИНН 2225777777, ОГРН 1102225000019) о признании Решений от 30.04.2013 г. №18 и №267 недействительными в части предложения уменьшить НДС заявленный к возмещению в сумме 2 322 146 руб. 05 коп. и обязании возместить НДС в сумме 2 322 146 руб. 05 коп.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – Курбатова О.В. по доверенности № 05-27/00146 от 13.01.2014 г.; Скоробогатова О.И. по доверенности № 05-27/00148 от 13.01.2014 г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГТС-Регион», г. Барнаул (далее – заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю, г. Барнаул (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании Решений от 30.04.2013 г. №18 и №267 недействительными в части предложения уменьшить НДС заявленный к возмещению в сумме 2 322 146 руб. 05 коп. и обязании возместить НДС в сумме 2 322 146 руб. 05 коп.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается по существу в данном судебном заседании в отсутствие представителя заявителя.

В обоснование заявленных требований общество указывает на недействительность оспариваемых решений, ввиду их несоответствия статьям 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Общество указало, что принятые налоговым органом решения подлежат признанию недействительными, поскольку инспекцией не доказано, что сделки заявителя и ООО «ТД Тальменский пропиточный завод» реально осуществлялись, а представленные документы содержат недостоверную информацию и составлены с нарушением действующего законодательства.

Представители заинтересованного лица, заявленные требования не признают по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнении к отзыву и письменных пояснениях по делу, просят в их удовлетворении отказать. Считают, что оспариваемые решения соответствуют законодательству и не нарушают экономические права и законные интересы налогоплательщика.

Возражая по заявленным требованиям, инспекция указала, что основанием для вынесения обжалуемых решений послужили выводы налогового органа о том, что документы, представленные налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов по НДС, не подтверждают реальность хозяйственных операций между налогоплательщиком и его контрагентом ООО «ТД Тальменский пропиточный завод».

Изложенное, по мнению инспекции, свидетельствует о недобросовестности заявителя, совершения им с ООО «ТД Тальменский пропиточный завод» и ООО «Тальменский пропиточный завод» согласованных действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения из бюджета НДС.

Выслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за третий квартал 2012г.

По результатам проверки составлен Акт №522 от 15.02.2013г., на основании которого заместителем начальника инспекции приняты Решение №267 от 30.04.2013г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и Решение №18 от 30.04.2013г. об отказе в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, в сумме 2 618 315 руб.

Не согласившись с решениями налогового органа общество, в порядке статьи 139 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю с апелляционной жалобой.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 21.06.2013г. апелляционная жалоба удовлетворена частично.

Решение №18 от 30.04.2013г. об отказе в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, отменено в части отказа в возмещении НДС в сумме 296 168 руб. 95 коп. Решение №267 от 30.04.2013г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения и утверждено.

Это и послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.

На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм НК РФ следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и фактом наличия соответствующих первичных документов.

В силу статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» информация, содержащаяся в счете-фактуре и других первичных документах, должна быть достоверной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Документы, предоставляемые налогоплательщиком в подтверждение права на налоговые вычеты, должны отвечать требованиям, установленным законодательством, то есть содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает наступление правовых последствий.

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в подтверждение права на получение вычета по налогу на добавленную стоимость заявитель представил договор поставки №2 от 04.04.2012г. с ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод», дополнительные соглашения №1 от 15.04.2012г., №2 от 26.05.2012г., договор возмездного оказания услуг №3 от 05.04.2013г., счета-фактуры, товарные накладные.

Как следует из материалов дела, ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» поставлено на налоговый учет в ИФНС России № 22 по г. Москве 11.03.2012г., незадолго до заявленных операций. Руководителем и учредителем является Селиванов Максим Андреевич, проживающий в г. Новоалтайск, Алтайского края.

Согласно данных ФИР в 2011г. им получался доход в ООО «Центр технического обслуживания сельскохозяйственной техники». Численность персонала организации 1 человек. Информация о наличии транспортных средств, имущества, ККТ в информационных ресурсах отсутствует. В декларации по НДС за третий квартал 2012г. отражены обороты в сумме 20 799 609 руб., НДС 3 743 930 руб. и НДС к уплате 397 113 руб.

Контактный номер телефона, указанный в налоговой отчетности, совпадает с контактным номером телефона, указанным в налоговой отчетности ООО «ГТС-Регион». Руководитель ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» Селиванов М.А. является сыном Селиванова А.Б., который по доверенности действует от имени ООО «ГТС-Регион».

В материалах дела имеется доверенность выданная Селиванову А.Б. на представление интересов в ОАО «АЛЬФА-БАНК», ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» (т.3, л.д.10). Таким образом, Селиванов А.Б. является представителем по доверенности как ООО «ГТС-Регион», так и ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод».

Как следует из оспариваемых решений, ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» состоит на налоговом учете в регионе, территориально отдаленном от места фактического осуществления деятельности.

ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» арендует складские и производственные помещения для пропитки древесины у ООО «Тальменский пропиточный завод» по адресу: Алтайский край, Тальменский район, п.Среднесибирский, ул. Заводской, 1.

В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что руководителем и учредителем общества является Оленберг Е.А. (доля в уставном капитале 100%). Одновременно Оленберг Е.А. является учредителем ООО «Тальменский пропиточный завод» (доля в уставном капитале 50%).

ООО «Тальменский пропиточный завод» поставлен на налоговый учет 23.03.2005г., руководителем является Щербаков А.В., численность персонала 20 человек.

В собственности ООО «Тальменский пропиточный завод» находится земельный участок, сооружения, подъездной железнодорожный путь, обгонный путь, административно-бытовое здание в Тальменском районе, п. Среднесибирский, мкр. Заводской, 1 и 3, транспортные средства.

Согласно договору аренды №1/ар от 01.04.2012г. ООО «Тальменский пропиточный завод» передал указанный производственный комплекс в аренду ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» до 15.12.2012г., арендная плата за пользование комплексом установлена в размере 60 000 руб. в месяц. По состоянию на 15.12.2012г. задолженность по арендной плате составила 270 000 руб.

Из анализа выписки по расчетному счету ООО «Тальменский пропиточный завод» следует, что текущие расходы на содержание данного имущественного комплекса, которые по условиям договора аренды продолжает нести арендодатель, за период его передачи в аренду составили 5 521 000 руб., что несоразмерно с доходом, полученным в виде арендной платы. Это указывает на создания формального документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Как пояснил руководитель ООО «Тальменский пропиточный завод» Щербаков А.В. (протокол допроса №40 от 22.03.2013г., т.1, л.д.96-97), деятельность ООО «Тальменский пропиточный завод», в том числе осуществление операций по расчетному счету, ведение бухгалтерского учета, подконтрольна Оленбергу Е.А. - руководителю заявителя. Поступающий для ООО «Тальменский пропиточный завод» и ООО «ГТС-Регион» пиломатериал разгружается в разные места, при этом каких-либо ограждений для разграничения поступившего пиломатериала не имеется. С момента передачи в аренду производственного комплекса ООО «ТД Тальменский пропиточный завод» в обязанности работников входят функции по охране территории, помощь в текущем содержании производственных объектов, в отсутствие Селиванова М.А. (руководитель ООО «ТД Тальменский пропиточный завод»), производством руководит Щербаков А.В. Поиск поставщиков пиломатериала в основном не осуществляется, предложения поступают от самих поставщиков.

В подтверждение финансово-хозяйственных операций между ООО «ГТС-Регион» и ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» в ИФНС России № 22 по г.Москве инспекцией направлено поручение №12-15/5487 от 31.10.2012г. Однако документов, подтверждающих факт приобретения лесоматериала ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» и в дальнейшем реализованного в адрес ООО «ГТС-Регион» не представлено.

В связи с чем, в ИФНС России № 22 по г.Москве направлено поручение №12-15/5811 от 27.11.2012г. о повторном истребовании документов у ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод», подтверждающих факт приобретения лесоматериала, реализованного ООО «ГТС-Регион».

В ответ на поручение представлены пояснительные записки ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» от 19.12.2012г., из которых следует, что в период с 11.03.2012г. по 30.09.2012г. коммерческую деятельность по приобретению пиломатериалов с целью дальнейшей их реализации ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» не имело.

При этом, представленна книга продаж ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод», по которой в период с 01.04.2012г. по 30.09.2012г. в адрес ООО «ГТС-Регион» выставлены счета-фактуры на сумму 27 277 944 руб. (в т.ч. НДС 4 161 042 руб. 31 коп.).

Согласно книге покупок ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» за период с 01.04.2012г. по 30.06.2012г. основными контрагентами являются ООО «Открытие» и ООО «Аурико».

Указанные общества состоят на налоговом учете в г.Москве. Руководители обеих организаций на допрос в налоговый орган не явились. Установить фактическое местонахождение организаций не представилось возможным.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Селиванов М.А. каких-либо новых обстоятельств, касающихся финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод»», не сообщил.

На вопросы инспекции о причинах непредставления налоговому органу для проверки документов, подтверждающих приобретение сырья для производства у поставщиков, Селиванов М.А. указал, что запрос налогового органа в данной части исполнять не намерен, поскольку данные сведения составляют коммерческую тайну. О поступлении лесоматериала для дальнейшей пропитки, пояснить затруднился, указав при этом, что место происхождения леса его не интересовало. При этом, указал, что приемом поставляемого лесоматериала занимался лично. Однако, откуда поступал и какими документами оформлялся прием леса пояснить не смог.

Согласно протоколу допроса №33 от 10.10.2012г. (т.1, л.д.105-107) Селиванов М.А. указывает на то, что лес общество закупает у поставщиков в Иркутской области и в Красноярском крае. При этом, в книге покупок за второй и третий кварталы 2012 г. не указан ни один контрагент из Красноярского края и Иркутской области.

Из ответов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Красноярскому краю следует, что ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» в период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. с заявками на выдачу фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов не обращалось, карантинные и фитосанитарные сертификаты отправителям ООО «ГТС-Регион», ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод», ООО «Тальменский пропиточный завод», ООО «Открытие» (контрагент ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод») для перевозки лесоматериалов не выдавались.

Согласно заключения эксперта № 0618-П-13 от 22.04.2013г. (т.3, л.д.68-76) подписи от имени руководителя ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» на счетах-фактурах, товарных накладных, актах выполненных работ выполнены не Селивановым М.А., а другим лицом.

В результате анализа движения денежных средств по расчетному счету ООО «ТД «Тальменский пропиточный завод» операций по приобретению лесопродукции, реализованной впоследствии заявителю, не установлено.

В контрактах, заключенных заявителем с иностранными покупателями, а именно: в контракте № 30 от 01.09.2011г. с «Angeion Management Company Limited» Британские Вирджинские острова, (доставка в Таджикистан); контрактах №18-04-П от 18.04.2012г., №20-04-П от 20.04.2012г., №24-04-П от 24.04.2012г. с ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» (Узбекистан); контракте № 4 от 31.05.2012г. с ТOO «Арман А.В.К.» (Казахстан), а также в таможенных декларациях на товары производителем поставляемой на экспорт продукции указан ООО «Тальменский пропиточный завод».

Пунктами 3, 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №53 от 12.10.2006г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» установлено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях: 1) если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом; 2) если для целей налогообложения учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера); 3) если налоговая выгода получена вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом, установление наличия или отсутствия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или экономической деятельности (пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006г.).

В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006г. о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать следующие обстоятельства: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

По условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Каких-либо доводов в обоснование выбора контрагента, в частности, по условиям сделки и их коммерческой привлекательности, деловой репутации, платежеспособности, а также риска неисполнения обязательств, наличия у контрагента необходимых ресурсов, обществом не приведено.

На основании исследования указанных обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, суд установил, что обществом был искусственно создан документооборот без осуществления реальных хозяйственных операций с указанным контрагентом, а действия направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Довод заявителя о том, что налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки не вправе был проводить какие-либо контрольные мероприятия, в том числе в отношении спорного контрагента, являются неправомерными по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности налоговых органов в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Пунктом 2 названной статьи установлено, что случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В силу пункта 3 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

По положениям пункта 4 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).

На основании пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы заявителя и заинтересованного лица по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства инспекцией доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует нормам НК РФ, не нарушает права и законные интересы заявителя и отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в месячный срок со дня его принятия.

Судья Р.В.Тэрри