АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
г. Барнаул Дело № А03-22069/2014
2 июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2015 года. Полный текст решения изготовлен 2 июля 2015 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Прохорова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хохловой Л.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Михайловского района» (ОГРН 1022202315904, ИНН 2258003264), с. Михайловка
к индивидуальному предпринимателю Черниченко Татьяне Ивановне (ОГРНИП 310223521400022, ИНН 225802139445), с. Михайловское
о взыскании 470 400 руб. субсидии,
при участии в судебном заседании:
от истца – представитель Карасева О.В. по доверенности от 15.04.2015,
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г.Барнаула» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к индивидуальному предпринимателю Черниченко Татьяне Ивановне с исковым заявлением о взыскании 470 400 руб. субсидии, перечисленной по договору № 380 от 29.08.2011 (далее - договор).
Исковые требования обоснованы статьями 401, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком договора.
Ответчик в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление возражает против заявленных требований указывая на недоказанность нецелевого использования денежных средств, создание дополнительных рабочих мест, прием сотрудников на указанные места, а так же наличие потенциальной возможности трудоустройства на эти места безработных граждан, после увольнения ранее принятых.
Ответчик в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещён надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что период фактической трудовой деятельности безработных граждан на созданных рабочих местах составлял менее 12 месяцев, заключение ответчиком трудовых договоров на определенный срок, в то время, как договоры подлежали заключению на неопределенный срок, трудоустройство ответчиком безработных граждан на рабочие места, которые не относятся к рабочим местам, созданным не в рамках заключенного договора, а в рамках иного договора (по привлечению к общественным работам) и иным договорам.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В целях реализации краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 17.02.2012 № 871 (далее - Программа) и Порядком реализации краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году», утвержденной приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от 30.03.2012 № 10-01/074 (далее - Порядок) между истцом (центр) и ответчиком (участник программы) был заключен договор.
В соответствии с условиями договора ответчик обязался создать не позднее 30 ноября 2012 года 10 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и обеспечить фактическое осуществление ими трудовой деятельности в течение не менее чем 12 месяцев, а истец выплатить за счет средств краевого бюджета субсидии в сумме 588 000 руб. из расчета 58 800 руб. за каждое созданное рабочее место для трудоустройства безработного гражданина (пункты 2.1, 3.3.1 - 3.3.4).
Во исполнение условий договора истец перечислил ответчику субсидии в сумме 588 000 руб., что подтверждается платежными поручениями (л.д. 13-17).
Согласно представленным истцу ответчиком документам, на работу были трудоустроены безработные граждане: с 01.11.2012 Лекашкова Г.Н. дворником; с 29.10.2012 Солдатова Н.И. менеджером, Стрекалина Е.В. администратором, Наденов Ф.П. охранником; с 17.10.2012 Гой Е.В. подсобным рабочим, Обгольц И.Н. администратором; с 12.11.2012 Колыхалова Е.П. подсобным рабочим; с 25.09.2012 Доброродная Т.В. администратором, Вотчель О.Н. уборщиком служебных помещений, Сабанова M.Л. уборщиком служебных помещений.
Пунктом 7.5 Порядка предусмотрено, что лицо, получившее субсидию, обязано осуществлять ее использование в соответствии с целевым назначением. Целевым использованием субсидии признается создание дополнительных рабочих мест, трудоустройство безработных граждан и их трудовая деятельность на созданном за счет бюджетных средств рабочем месте.
Согласно пункту 7.12 Порядка лицо, получившее субсидию, обязано обеспечить замещение дополнительных рабочих мест безработными гражданами по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок на условиях полного рабочего времени, а также фактическое осуществление ими трудовой деятельности на дополнительных рабочих местах в течение не менее чем 12 месяцев. При увольнении бывшего безработного гражданина, трудоустроенного на созданное дополнительное рабочее место, в течение вышеуказанного срока гражданин, получивший субсидию, обязан трудоустроить на освободившееся рабочее место другого направленного центром занятости населения безработного гражданина, в этом случае 12-месячный срок осуществления бывшими безработными гражданами трудовой деятельности на данном дополнительном рабочем месте исчисляется суммарно.
На период временного отсутствия бывшего безработного гражданина, трудоустроенного на созданное дополнительное рабочее место, гражданин, получивший субсидию, трудоустраивает на данное дополнительное рабочее место другого направленного центром занятости населения безработного гражданина либо продляет срок осуществления трудовой деятельности на период его временного отсутствия при условии, что 12-месячный срок осуществления трудовой деятельности на дополнительном рабочем месте, исчисленный суммарно, будет отработан в течение не более чем 24 календарных месяцев. При установлении бывшему безработному гражданину, трудоустроенному на созданное дополнительное рабочее место, режима неполного рабочего времени гражданин, получивший субсидию, обязан обеспечить осуществление им трудовой деятельности в течение не менее 12 месяцев с пересчетом на условия полного рабочего времени в суммарном исчислении в течение не более чем 24 календарных месяцев.
В соответствии с пунктом 7.14 Порядка гражданин, получивший субсидию, также обязан представить в центр занятости населения соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие трудовую деятельность направленных центром занятости населения безработных граждан.
Аналогичные требования установлены и пункте 3.3.5 договора, в соответствии с которым гражданин обязан обеспечить фактическое осуществление бывшими безработными гражданами трудовой деятельности на рабочих местах в течение не менее чем 12 месяцев. В случае увольнения в течение указанных 12 месяцев трудоустроенных на созданные дополнительные рабочие места граждан гражданин обязан известить Центр занятости об этом и трудоустроить на освободившиеся дополнительные рабочие места других направленных Центром занятости населения безработных граждан, в этом случае 12-месячный срок фактического осуществления бывшими безработными гражданами трудовой деятельности исчисляется совокупно.
В соответствии с пунктами 3.3.6. - 3.3.7 договора ответчик обязан осуществить использование перечисленной Центром субсидии в соответствии с целевым назначением, а также представлять в Центр соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие трудовую деятельность направленных Центром безработных граждан (заверенные работодателем копии трудовых договоров, приказов о приеме на работу, переводе, об увольнении (в случае наличия факта увольнения), справок о трудовой деятельности бывших безработных граждан за весь истекший период с указанием периода трудовой деятельности, должности (профессии, специальности, трудовой функции гражданина) (в случае продолжения трудовых отношений), табелей учета рабочего времени.
Таким образом, период фактической трудовой деятельности таких безработных граждан, направленных службой занятости и трудоустроенных на созданные за счет средств субсидии рабочие места, должен быть в совокупности не менее 12 месяцев.
Вместе с тем, в нарушение условий предоставления субсидии 8 дополнительных рабочих местах по специальности - менеджер, дворник, администратор, охранник, подсобный рабочий, администратор, подсобных рабочий, администратор просуществовали менее 12 месяцев. Документы, подтверждающие трудоустройство вновь принятых на созданные рабочие места безработных граждан и осуществление фактической трудовой деятельности безработными гражданами на 8 дополнительных рабочих местах ответчиком не предоставлены .
Согласно отзыву ответчика и представленным им документам в связи с увольнением трудоустроенных по направлению службы занятости безработных граждан ответчиком были поданы сведения о потребности в работниках.
Вместе с тем, предоставление в органы службы занятости населения сведений о потребности в работниках, в том числе и на созданные за счет средств субсидии дополнительные рабочие места, не является подтверждением целевого использования субсидии.
Целью предоставления рассматриваемой субсидии является создание лицом, открывшим собственное дело в рамках реализации государственной программы, дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, признанных в установленном порядке безработными, и обеспечение их работой в течение не менее 12 месяцев.
Таким образом, само по себе обеспечение предпринимателем потенциальной возможности трудоустройства безработных граждан на созданные рабочие места не является результатом, на достижение которого направлена государственная поддержка.
Также согласно отзыву ответчика и представленным им документам были приняты на освободившиеся рабочие места безработные граждане: с 13.05.2013 Малахова Т.А. администратором, Шипунова О.Н. администратором; с 23.05.2013 Федюкова А.Э. уборщиком производственных и служебных помещений; с 19.06.2013 Сухих А.А. администратором; с 15.07.2013 Симакина А.А. подсобным рабочим; с 29.07.2013 Шевченко В.В. подсобным рабочим; с 02.12.2013 Рибсам А.С. уборщиком производственных и служебных помещений; с 26.12.2013 Рибсам А.С. уборщиком производственных и служебных помещений.
Вместе с тем, согласно требованиям Порядка реализации программы и условиям договора в рамках реализации программных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда - содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, на созданные за счет средств субсидии получателем бюджетных средств должны быть трудоустроены безработные граждане (т.е. граждане, в отношении которых центром занятости принят приказ о признании такого гражданина безработным), направленные центром занятости, с ними должен быть заключен трудовой договор на неопределенный срок на условиях полного рабочего времени.
Однако указанные в отзыве некоторые граждане были трудоустроены ответчиком на рабочие места, которые не относятся к рабочим местам, созданным в рамках реализации программных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
С 19.06.2013 Сухих Алена Леонидовна была трудоустроена к ответчику администратором. Однако гражданин был трудоустроен в соответствии с условиями договора между истцом и ответчиком № 257 от 19.06.2013 о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, т.е. по иному договору.
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2007 № 40, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы призваны обеспечивать: осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ заключаются в целях обеспечения временной занятости граждан между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами службы занятости населения, органами местного самоуправления и организациями, индивидуальными предпринимателями - работодателями.
Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
В соответствии с договором № 257 от 19.06.2013 о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ ответчик был обязан организовать временные рабочие места по видам работ: администратор - 1 рабочее место на период с 19.06.2013 по 02.08.2013. Также работодатель обязан был заключить в соответствии с указанным сроком срочный трудовой договор с направленным Центром занятости безработным гражданином или гражданином, зарегистрированным в центре занятости в качестве ищущего работу. По истечении срока общественных работы трудовые отношения с гражданином прекращались.
На указанных условиях в рамках предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ была временно трудоустроена Сухих A.Л.
Согласно отзыву ответчика с 02.12.2013 была трудоустроена к ответчику Рибсам А.С. уборщиком производственных и служебных помещений. Однако гражданин был трудоустроен в соответствии с условиями договора между истцом и ответчиком № 449 от 02.12.2013 о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.06.2007 № 449, государственная услуга по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребностей граждан, признанных в установленном порядке безработными, испытывающих трудности в поиске работы, в работе и заработке, сохранении мотивации к труду.
Проведение временного трудоустройства организуется органами и учреждениями, участвующими в предоставлении государственной услуги, в соответствии с договорами о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, заключаемыми с работодателями.
В соответствии с договором № 449 от 02.12.2013 о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, ответчик был обязан организовать временные рабочие места по видам работ: уборка производственных и служебных помещений - 1 рабочее место на период с 02.12.2013 по 25.12.2013. Также работодатель обязан был заключить в соответствии с указанным сроком срочный трудовой договор с направленным Центром занятости безработным гражданином на период временного трудоустройства. По истечении срока временных работ трудовые отношения с гражданином прекращались.
На указанных условиях в рамках предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы была временно трудоустроена Рибсам А.С.
Согласно отзыву с 29.07.2013 к ответчику был трудоустроен Шевченко В.В. подсобным рабочим. Вместе с тем, в рамках реализации программных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда - содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, на созданные за счет средств субсидии получателем бюджетных средств должны быть трудоустроены безработные граждане (т.е. граждане, в отношении которых центром занятости принят официальный приказ о признании такого гражданина безработным). Однако Шевченко В.В. в установленном порядке безработным признан не был. В КГКУ ЦЗН Михайловского района 23.07.2013 зарегистрировано обращение Шевченко В.В. за оказанием государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Он 29.07.2013 был трудоустроен к ответчику без признания его безработным.
Таким образом, указанные в отзыве граждане были трудоустроены ответчиком в рамках предоставления государственных услуг по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, а не в рамках реализации программных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
Согласно отзыву ответчиком с 13.05.2013 администратором была трудоустроена Малахова Т.А. Однако ответчиком не представлено документов о том, что Малахова Т.А. была трудоустроена на созданное за счет средств субсидии рабочее место для трудоустройства безработных граждан, также не предоставлено документов о фактической трудовой деятельности гражданина на рабочем месте.
Согласно отзыву ответчиком с 13.05.2013 администратором была трудоустроена Шипунова О.Н. Вместе с тем, в нарушение условий предоставления субсидии и фактической трудовой деятельности (совокупно не менее 12 месяцев) Шипунова О.Н. повторно обратилась в центр занятости 24.03.2015 согласно представленным документам период работы составил с 13.05.2013 по 01.08.2013.
Согласно отзыву ответчиком с 15.07.2013 подсобным рабочим был трудоустроен Симакин А.А. Вместе с тем, согласно требованиям Порядка реализации программы и условиям договора в рамках реализации программных мероприятий стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, на созданные за счет средств субсидии получателем бюджетных средств должны быть трудоустроены безработные граждане на условиях заключенного трудового договора на неопределенный срок на условиях полного рабочего времени.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями статьи 25 закона Российской Федерации от 19.04.1994 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» о предоставлении работодателями ежемесячно органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей ответчиком 25.06.2013 были предоставлены сведения о потребности в работниках по должности «подсобный рабочий». Однако работодателем было указано, что работа по указанной должности носит временный характер, что противоречит требованиям Порядка реализации программы и условиям договора в рамках реализации программных мероприятий о постоянном характере трудоустройства безработных граждан.
Кроме этого, в случае трудоустройства на специально созданное рабочее место Симакина А.А., повторно обратившегося в центр занятости период его работы составил с 15.07.2013 по 27.01.2014.
Согласно отзыву ответчиком с 23.05.2013 уборщиком производственных и служебных помещений была трудоустроена Федюкова А.Э., с 26.12.2013 Рибсам А.С. Вместе с тем, основанием исковых требований является неисполнение требований о целевом использовании субсидии в отношении 8 дополнительных рабочих местах по специальности - менеджер, дворник, администратор, охранник, подсобный рабочий, администратор, подсобных рабочий, администратор, которые просуществовали менее 12 месяцев. Рабочее место по должности «уборщик производственных и служебных помещений» предметом рассмотрения иска не является.
В силу пункта 10.3 Порядка получатели бюджетных средств несут ответственность за их целевое использование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (п. 18 Правил) установлено, что субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действующей на момент оформления и выдачи субсидий ответчику), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действующей на момент оформления и выдачи субсидий) установлено, что порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.
Статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ч. 1 ст. 112 АПК РФ).
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина в сумме 12 408 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Взыскать с индивидуального предпринимателя Черниченко Татьяны Ивановны в пользу краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Михайловского района» 470 400 руб. основного долга.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Черниченко Татьяны Ивановны в доход федерального бюджета Российской Федерации 12 408 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Н. Прохоров